Самостоятельные работы по русскому языку 4 класс к учебнику В. П. Канакиной, В. Г. Горецкого - Л. Н. Мовчан 2020

Часть 2
Глагол
Правописание глаголов. Обобщение

Вариант 1

1. Прочитай. Укажи цифрами последовательность рассуждения при написании буквы безударного гласного звука в окончании глагола.

□ ставлю глагол в неопределённую форму

□ пишу окончание

□ определяю спряжение глагола

□ определяю время, лицо, число глагола

□ вспоминаю окончание глагола этого спряжения в нужном лице и числе

Ответ:

2 ставлю глагол в неопределённую форму,

5 пишу окончание,

3 определяю спряжение глагола,

1 определяю время, лицо, число глагола,

4 вспоминаю окончание глагола этого спряжения в нужном лице и числе.

2. Определи спряжение глаголов. Вставь буквы безударных гласных звуков в окончания глаголов.

ты кле_шь (... спр.)

он рису_т (... спр.)

мы ход_м (... спр.)

она дремл_т (... спр.)

ты помн_шь (... спр.)

мы умыва_мся (... спр.)

Ответ:

Ты клеишь (II спр.), он рисует (I спр.), мы ходим (II спр.), она дремлет (II спр.), ты помнишь (II спр.), мы умываемся (I спр.).

3. Запиши глаголы-исключения в начальной форме.

I спряжение

II спряжение

-ить

-ать

-еть

Ответ:

I спряжение

II спряжение

-ить

-ать

-еть

брить

слышать

видеть

стелить

дышать

ненавидеть

держать

терпеть

обидеть

вертеть

зависеть

смотреть

4. Вставь пропущенную букву.

Он береж_т, стриж_т, зажж_т.

Ответ:

Он бережёт, стрижёт, зажжёт.

5. Вставь буквосочетания -тся или -ться.

Что летом роди_, то зимой пригоди_.

Нужно наклони ..., чтобы из ручья воды напи... .

Ответ:

Что летом родится, то зимой пригодится.

Нужно наклониться, чтобы из ручья воды напиться.

6. Образуй от глагола ловить формы прошедшего времени. Заполни таблицу.

В глаголах выдели суффикс -л-.

Ж. р.

М. р.

Ср. р.

Мн. ч.

Ответ:

7. Прочитай пословицы. Определи грамматические признаки глаголов.

Напишешь пером — не вырубишь (... спр., ... вр., ... л., ... ч.) и топором.

Скорую работу не хвалят (... спр., ... вр., ... л., ... ч.).

Ответ:

Напишешь пером — не вырубишь (II спр., буд. вр., 2-е л., ед. ч.) и топором.

Скорую работу не хвалят (II спр., наст. вр., 3-е л., мн. ч.).

8. Вставь пропущенные буквы в словарные слова.

Ответ:

Командир, свобода.

Вариант 2

1. Прочитай. Укажи цифрами последовательность рассуждения при написании буквы безударного гласного звука в окончании глагола.

□ вспоминаю окончание глагола этого спряжения в нужном лице и числе

□ ставлю глагол в неопределённую форму

□ пишу окончание

□ определяю спряжение глагола

□ определяю время, лицо, число глагола

Ответ:

4 вспоминаю окончание глагола этого спряжения в нужном лице и числе,

2 ставлю глагол в неопределённую форму,

5 пишу окончание,

3 определяю спряжение глагола,

1 определяю время, лицо, число глагола.

2. Определи спряжение глаголов. Вставь буквы безударных гласных звуков в окончания глаголов.

ты дремл_шь (... спр.)

он запомн_т (... спр.)

мы удивля_мся (... спр.)

она накле_т (... спр.)

ты рису_шь (... спр.)

мы уход_м (... спр.)

Ответ:

Ты дремлешь (I спр.), он запомнит (II спр.), мы удивляемся (I спр.), она наклеит (II спр.), ты рисуешь (I спр.), мы уходим (II спр.).

3. Запиши глаголы-исключения в начальной форме.

I спряжение

II спряжение

-ить

-ать

-еть

Ответ:

I спряжение

II спряжение

-ить

-ать

-еть

брить

слышать

видеть

стелить

дышать

ненавидеть

держать

терпеть

обидеть

вертеть

зависеть

смотреть

4. Вставь пропущенную букву.

Он запряж_т, сожж_т, солж_т.

Ответ:

Он запряжёт, сожжёт, солжёт.

5. Вставь буквосочетания -тся или -ться.

Кто любит труди_, тому без дела не сиди ... .

Грамоте учи_ — всегда пригоди_ .

Ответ:

Кто любит трудиться, тому без дела не сидится.

Грамоте учиться — всегда пригодится.

6. Образуй от глагола дружить формы прошедшего времени. Заполни таблицу.

В глаголах выдели суффикс -л-.

Ж. р.

М. р.

Ср. р.

Мн. ч.

Ответ:

7. Прочитай пословицы. Определи грамматические признаки глаголов.

Кто вчера солгал, тому завтра не поверят (... спр., ... вр., ... л., ... ч.).

Не разгрызёшь (... спр., ... вр., ... л., ... ч.) орешка — не съешь и ядрышка.

Ответ:

Кто вчера солгал, тому завтра не поверят (II спр., буд. вр., 3-е л., мн. ч.).

Не разгрызёшь (I спр., буд. вр., 2-е л., ед. ч.) орешка — не съешь и ядрышка.

8. Вставь пропущенные буквы в словарные слова.

Ответ:

Командир, свобода.

Контрольное списывание № 4

Внимательно прочитай текст. Спиши.

Выдели знакомые тебе орфограммы.

История электричества.

Электрические явления всегда вызывали интерес у людей различных цивилизаций. В Древнем Египте создали чаши, в которых при добавлении лимонного сока возникало небольшое напряжение. В Древней Греции открыли электрические свойства янтаря. Греки назвали янтарь словом «электрон». От него и пошло слово «электричество».

Но началом истории электричества можно назвать 17 век, когда придумали первую машину для собирания и накопления зарядов в виде искусственной молнии. Конец 19 века полон открытий, связанных с электричеством. Были изобретены и созданы электрические двигатели, телефон, телеграф, радио. Улицы городов осветили дуговые лампы. Так электричество стало незаменимым и привычным помощником человечества.