Самостоятельные работы по русскому языку 4 класс к учебнику В. П. Канакиной, В. Г. Горецкого - Л. Н. Мовчан 2020

Часть 1
Имя существительное
Правописание безударных падежных окончаний

Вариант 1

1. Прочитай. Укажи последовательность рассуждения при написании безударного окончания имени существительного. Впиши в клеточки соответствующие цифры.

□ ставлю слово-помощник в ту же форму

□ ставлю имя существительное в начальную форму

□ подбираю слово-помощник

□ пишу такое окончание, как у слова- помощника

□ определяю склонение

Ответ:

4 ставлю слово-помощник в ту же форму,

1 ставлю существительное в начальную форму,

3 подбираю слово-помощник,

5 пишу такое окончание, как у слова-помощника,

2 определяю склонение.

2. Определи падеж имён существительных. Вставь пропущенные окончания.

чай в стакан_ (... п.)

напиши в тетрад_ (... п.)

вечер за книг_й (... п.)

альбом подруг_ (... п.)

забыл о задач_ (... п.)

прислушаться к песн_ (... п.)

Ответ:

Чай в стакане (П. п.),

напиши в тетради (П. п.),

вечер за книгой (Т. п.),

альбом подруги (Р. п.),

забыл о задаче (П. п.),

прислушаться к песне (Д. п.).

3. Вставь пропущенные буквы.

С трудной задач_й, укрылся плащ_м, тяжёлым ключ_м, под железной крыш_й, за нашей улиц_й, любуюсь пейзаж_м.

Ответ:

С трудной задачей, укрылся плащом, тяжёлым ключом, под железной крышей, за нашей улицей, любуюсь пейзажем.

4. Выбери и подчеркни нужные предлоги.

Рассказала (о, об) обиде, разговаривать (о, об) команде, беседовать (о, об) вежливости, молить (о, об) пощаде, писать (о, об) артисте.

Ответ:

Рассказала об обиде, разговаривать о команде, беседовать о вежливости, молить о пощаде, писать об артисте.

5. Запиши имена существительные в форме множественного числа.

столяр — ...

доктор — ...

офицер — ...

повар — ...

Ответ:

Столяр — столяры,

доктор — доктора,

офицер — офицеры,

повар — повара.

6. Запиши словосочетания, поставив имена существительные в форму родительного падежа множественного числа.

яблоко — много ...

стекло — много ...

блюдце — много ...

туча — много ...

Ответ:

Яблоко — много яблок,

стекло — много стёкол,

блюдце — много блюдец,

туча — много туч.

7. Прочитай пословицы и поговорки. Вставь пропущенные окончания имён существительных.

За двумя зайц_ погонишься, ни одного не поймаешь.

У семи нян_к дитя без глаза.

С малыми детк_ горе, с большими — вдвое.

Вил_ на воде написано.

Без букваря и грамматик_ не выучишь математик_.

Ответ:

За двумя зайцами погонишься, ни одного не поймаешь.

У семи нянек дитя без глаза.

С малыми детками горе, с большими — вдвое.

Вилами на воде написано.

Без букваря и грамматики не выучишь и математики.

8. Вставь пропущенные буквы в словарные слова.

Ответ:

Инженер, адрес, сегодня, портрет, путешественник, директор, килограмм, газета.

Вариант 2

1. Прочитай. Укажи последовательность рассуждения при написании безударного окончания имени существительного. Впиши в клеточки соответствующие цифры.

□ подбираю слово-помощник

□ ставлю имя существительное в начальную форму

□ пишу в имени существительном такое окончание, как у слова-помощника

□ определяю склонение имени существительного

□ ставлю слово-помощник в ту же форму

Ответ:

3 подбираю слово-помощник,

1 ставлю существительное в начальную форму,

5 пишу такое окончание, как у слова-помощника,

2 определяю склонение,

4 ставлю слово-помощник в ту же форму.

2. Определи падеж имён существительных. Вставь пропущенные окончания.

побродить по алле_ (... п.)

протекает по равнин_ (... п.)

был за школ_й (... п.)

рассказал о мам_ (... п.)

увидел на ладон_ (... п.)

был в театр_ (... п.)

Ответ:

Побродить по аллее (Д. п.),

протекает по равнине (Д. п.),

был за школой (Т. п.),

рассказал о маме (П. п.),

увидел на ладони (П. п.),

был в театре (П. п.).

3. Вставь пропущенные буквы.

Рядом с дач_й, иду за товарищ_м, под лёгким плащ_м, приехал с багаж_м, цыплята с куриц_й, любуюсь дворц_м.

Ответ:

Рядом с дачей, иду за товарищем, под лёгким плащом, приехал с багажом, цыплята с курицей, любуюсь дворцом.

4. Выбери и подчеркни нужные предлоги.

Поют (о, об) доме, заботиться (о, об) бабушке, удариться (о, об) угол, думать (о, об) друге, писать (о, об) отце.

Ответ:

Поют о доме, заботиться о бабушке, удариться об угол, думать о друге, писать об отце.

5. Запиши имена существительные в форме множественного числа.

шофёр — ...

учитель — ...

профессор — ...

сторож — ...

Ответ:

Шофёр — шофёры,

учитель — учителя,

профессор — профессора,

сторож — сторожа.

6. Запиши словосочетания, поставив имена существительные в форму родительного падежа множественного числа.

апельсин — много ...

дело — много ...

полотенце — много ...

задача — много ...

Ответ:

Апельсин — много апельсинов,

дело — много дел,

полотенце — много полотенец,

задача — много задач.

7. Прочитай пословицы и поговорки. Вставь пропущенные окончания имён существительных во множественном числе.

Соловья басн_не кормят.

Ласковый телёнок двух мат_к сосёт.

Не та шинель, что пуговиц_ блестит, а та, что греет.

Слух_ земля полнится.

Не так живи, чтобы кто кого сможет, тот того и гложет, а так живи, чтобы люд_, как себе.

Ответ:

Соловья баснями не кормят.

Ласковый телёнок двух маток сосёт.

Не та шинель, что пуговицами блестит, а та, что греет.

Слухами земля полнится.

Не так живи, чтобы кто кого сможет, тот того и сгложет, а так живи, чтобы людям, как себе.

8. Вставь пропущенные буквы в словарные слова.

Ответ:

Инженеры, хлебороб, овца, адрес, вчера, костёр, портрет, путешествие, грамм.

Контрольное списывание № 2

Внимательно прочитай текст. Спиши.

Выдели знакомые тебе орфограммы.

Газеты на Руси.

В Московской Руси ещё до Петра I в Посольском приказе создавались рукописные ведомости. Их тогда чаще называли «Куранты». Предназначались они для узкого круга читателей.

Петру хотелось рассказать всем о военных действиях, строительстве кораблей и других событиях. 16 декабря 1702 года он подписал указ о том, чтобы теперь для объявления о разных новостях «Куранты» печатать для всех. Первое издание вышло в Москве на Печатном дворе. От номера к номеру название менялось, а слово «газета» появилось гораздо позже.

Царь отбирал для газеты поступающий материал, нередко сам правил текст. Любому делу Пётр отдавал всю душу.