Самостоятельные работы по русскому языку 4 класс к учебнику В. П. Канакиной, В. Г. Горецкого - Л. Н. Мовчан 2020
Часть 1
Имя существительное
Правописание безударных падежных окончаний
Вариант 1
1. Прочитай. Укажи последовательность рассуждения при написании безударного окончания имени существительного. Впиши в клеточки соответствующие цифры.
□ ставлю слово-помощник в ту же форму
□ ставлю имя существительное в начальную форму
□ подбираю слово-помощник
□ пишу такое окончание, как у слова- помощника
□ определяю склонение
Ответ:
4 ставлю слово-помощник в ту же форму,
1 ставлю существительное в начальную форму,
3 подбираю слово-помощник,
5 пишу такое окончание, как у слова-помощника,
2 определяю склонение.
2. Определи падеж имён существительных. Вставь пропущенные окончания.
чай в стакан_ (... п.)
напиши в тетрад_ (... п.)
вечер за книг_й (... п.)
альбом подруг_ (... п.)
забыл о задач_ (... п.)
прислушаться к песн_ (... п.)
Ответ:
Чай в стакане (П. п.),
напиши в тетради (П. п.),
вечер за книгой (Т. п.),
альбом подруги (Р. п.),
забыл о задаче (П. п.),
прислушаться к песне (Д. п.).
3. Вставь пропущенные буквы.
С трудной задач_й, укрылся плащ_м, тяжёлым ключ_м, под железной крыш_й, за нашей улиц_й, любуюсь пейзаж_м.
Ответ:
С трудной задачей, укрылся плащом, тяжёлым ключом, под железной крышей, за нашей улицей, любуюсь пейзажем.
4. Выбери и подчеркни нужные предлоги.
Рассказала (о, об) обиде, разговаривать (о, об) команде, беседовать (о, об) вежливости, молить (о, об) пощаде, писать (о, об) артисте.
Ответ:
Рассказала об обиде, разговаривать о команде, беседовать о вежливости, молить о пощаде, писать об артисте.
5. Запиши имена существительные в форме множественного числа.
столяр — ...
доктор — ...
офицер — ...
повар — ...
Ответ:
Столяр — столяры,
доктор — доктора,
офицер — офицеры,
повар — повара.
6. Запиши словосочетания, поставив имена существительные в форму родительного падежа множественного числа.
яблоко — много ...
стекло — много ...
блюдце — много ...
туча — много ...
Ответ:
Яблоко — много яблок,
стекло — много стёкол,
блюдце — много блюдец,
туча — много туч.
7. Прочитай пословицы и поговорки. Вставь пропущенные окончания имён существительных.
За двумя зайц_ погонишься, ни одного не поймаешь.
У семи нян_к дитя без глаза.
С малыми детк_ горе, с большими — вдвое.
Вил_ на воде написано.
Без букваря и грамматик_ не выучишь математик_.
Ответ:
За двумя зайцами погонишься, ни одного не поймаешь.
У семи нянек дитя без глаза.
С малыми детками горе, с большими — вдвое.
Вилами на воде написано.
Без букваря и грамматики не выучишь и математики.
8. Вставь пропущенные буквы в словарные слова.
Ответ:
Инженер, адрес, сегодня, портрет, путешественник, директор, килограмм, газета.
Вариант 2
1. Прочитай. Укажи последовательность рассуждения при написании безударного окончания имени существительного. Впиши в клеточки соответствующие цифры.
□ подбираю слово-помощник
□ ставлю имя существительное в начальную форму
□ пишу в имени существительном такое окончание, как у слова-помощника
□ определяю склонение имени существительного
□ ставлю слово-помощник в ту же форму
Ответ:
3 подбираю слово-помощник,
1 ставлю существительное в начальную форму,
5 пишу такое окончание, как у слова-помощника,
2 определяю склонение,
4 ставлю слово-помощник в ту же форму.
2. Определи падеж имён существительных. Вставь пропущенные окончания.
побродить по алле_ (... п.)
протекает по равнин_ (... п.)
был за школ_й (... п.)
рассказал о мам_ (... п.)
увидел на ладон_ (... п.)
был в театр_ (... п.)
Ответ:
Побродить по аллее (Д. п.),
протекает по равнине (Д. п.),
был за школой (Т. п.),
рассказал о маме (П. п.),
увидел на ладони (П. п.),
был в театре (П. п.).
3. Вставь пропущенные буквы.
Рядом с дач_й, иду за товарищ_м, под лёгким плащ_м, приехал с багаж_м, цыплята с куриц_й, любуюсь дворц_м.
Ответ:
Рядом с дачей, иду за товарищем, под лёгким плащом, приехал с багажом, цыплята с курицей, любуюсь дворцом.
4. Выбери и подчеркни нужные предлоги.
Поют (о, об) доме, заботиться (о, об) бабушке, удариться (о, об) угол, думать (о, об) друге, писать (о, об) отце.
Ответ:
Поют о доме, заботиться о бабушке, удариться об угол, думать о друге, писать об отце.
5. Запиши имена существительные в форме множественного числа.
шофёр — ...
учитель — ...
профессор — ...
сторож — ...
Ответ:
Шофёр — шофёры,
учитель — учителя,
профессор — профессора,
сторож — сторожа.
6. Запиши словосочетания, поставив имена существительные в форму родительного падежа множественного числа.
апельсин — много ...
дело — много ...
полотенце — много ...
задача — много ...
Ответ:
Апельсин — много апельсинов,
дело — много дел,
полотенце — много полотенец,
задача — много задач.
7. Прочитай пословицы и поговорки. Вставь пропущенные окончания имён существительных во множественном числе.
Соловья басн_не кормят.
Ласковый телёнок двух мат_к сосёт.
Не та шинель, что пуговиц_ блестит, а та, что греет.
Слух_ земля полнится.
Не так живи, чтобы кто кого сможет, тот того и гложет, а так живи, чтобы люд_, как себе.
Ответ:
Соловья баснями не кормят.
Ласковый телёнок двух маток сосёт.
Не та шинель, что пуговицами блестит, а та, что греет.
Слухами земля полнится.
Не так живи, чтобы кто кого сможет, тот того и сгложет, а так живи, чтобы людям, как себе.
8. Вставь пропущенные буквы в словарные слова.
Ответ:
Инженеры, хлебороб, овца, адрес, вчера, костёр, портрет, путешествие, грамм.
Контрольное списывание № 2
Внимательно прочитай текст. Спиши.
Выдели знакомые тебе орфограммы.
Газеты на Руси.
В Московской Руси ещё до Петра I в Посольском приказе создавались рукописные ведомости. Их тогда чаще называли «Куранты». Предназначались они для узкого круга читателей.
Петру хотелось рассказать всем о военных действиях, строительстве кораблей и других событиях. 16 декабря 1702 года он подписал указ о том, чтобы теперь для объявления о разных новостях «Куранты» печатать для всех. Первое издание вышло в Москве на Печатном дворе. От номера к номеру название менялось, а слово «газета» появилось гораздо позже.
Царь отбирал для газеты поступающий материал, нередко сам правил текст. Любому делу Пётр отдавал всю душу.