Тесты по русскому языку 4 класс к учебнику Л. Ф. Климановой - Е. М. Тихомирова 2020


Речевое общение. Речь устная и письменная. Цель речевого общения

Вариант 1

1. Что относится к речевому общению людей?

 пересказ текста

 диалог

 монолог

 пение песни

Ответ: диалог.

2. Укажи, с помощью чего передаётся устная речь на письме.

 букв

 цифр

 звуков

 рисунков

 Ответ: букв.

3. Отметь правило вежливого общения детей.

 спорят друг с другом

 слушают друг друга

 перебивают друг друга

 перекрикивают друг друга

Ответ: звуков.

4. Укажи, что не является диалогом.

 речь одного лица

 беседа двух лиц

 беседа трёх лиц

 беседа четырёх лиц

Ответ: речь одного лица.

5. Отметь пословицу, темой которой не является устная речь.

 Когда речь держит лисица, пусть её хорошенько обдумывают петухи.

 Вежливость не купишь на базаре.

 Живое слово дороже мёртвой буквы.

 У него слово слову костыль подаёт.

Ответ: Вежливость не купишь на базаре.

6. Прочитай диалог. Определи, сколько персонажей участвует в разговоре.

— Смотрите-ка, этот изменник уже тут, — удивился Фарамант. — Как это он успел снюхаться с колдуньей?

— Др-рянь к др-ряни липнет, — сердито объяснила ворона. — Я ничуть не удивлюсь, если где-нибудь поблизости окажется и этот неугомонный честолюбец Урфин Джюс.

Страшила загорелся любопытством.

— А давайте-ка, в самом деле, посмотрим, где этот фрукт. Всегда полезно наблюдать за врагом. (А. Волков)

два

четыре

 три

 пять

Ответ: три.

7. Укажи, что не является правилом общения.

 общая цель

 краткая, ясная речь

 разговор об известных вещах

 настаивание на своём мнении

Ответ: настаивание на своём мнении

8. Прочитай отрывки из стихотворений. Укажи, в каком из них представлен диалог.

 Крошка сын к отцу пришёл,

 И спросила кроха:

 — Что такое хорошо

 И что такое плохо? (В. Маяковский)

 Дядя Стёпа просит кассу:

 — Я пришёл на карнавал.

 Дайте мне такую маску,

 Чтоб никто не узнавал! (С. Михалков)

 — Вот что, — говорит сосед, —

 Выхода другого нет!

 Давайте мы их попросту разделим пополам:

 Половину я возьму, а половину — вам! (Э. Успенский)

 — Как жалко, — сказал вдруг один Бегемот, —

 Что жарко сегодня, а дождь не идёт.

 Другой посмотрел на него удивлённо:

 — Вы кто — Бегемот? Или, может, Ворона? (А. Дмитриев)

Ответ:

 — Как жалко, — сказал вдруг один Бегемот, —

 Что жарко сегодня, а дождь не идёт.

 Другой посмотрел на него удивлённо:

 — Вы кто — Бегемот? Или, может, Ворона? (А. Дмитриев).

9. Укажи, какому правилу общения посвящена пословица.

 Слова хороши, если они коротки.

 говорить искренне, не лгать

 говорить коротко и ясно

 иметь общую цель

 стремиться к получению общего результата

Ответ: говорить коротко и ясно.

10. Отметь, какая пословица по смыслу не соответствует остальным.

 Доброе слово человеку, что дождь в засуху.

 Одно тёплое слово и в жестокий мороз согреет.

 Прежде чем сказать, поверни язык семь раз.

 Ласковым словом и камень растопишь.

Ответ: Прежде чем сказать, поверни язык семь раз.

Вариант 2

1. Что не относится к устному речевому общению людей?

 письмо

 разговор

 диалог

 беседа

 Ответ: письмо.

2. Укажи, что помогает человеку передать мысль в устной речи.

 цифры

 звуки

 буквы

 жесты

 Ответ: звуки.

3. Отметь, что не является правилом вежливого общения детей.

 не слушают друг друга

 доброжелательно общаются

 уважительно разговаривают

 ведут диалог

 Ответ: ведут диалог.

4. Укажи, что является монологом.

 речь одного лица

 беседа двух лиц

 беседа трёх лиц

 беседа четырёх лиц

Ответ: речь одного лица.

5. Отметь пословицу, темой которой не является устная речь.

 Расспрашивая, горы перейдёшь, а молча и на равнине заблудишься.

 Говорить не думая, что стрелять не целясь.

 Крепкую дружбу и топором не разрубишь.

 Говорил день до вечера, а слушать нечего.

Ответ: Крепкую дружбу и топором не разрубишь.

6. Прочитай диалог. Определи, сколько персонажей участвует в разговоре.

— Вот! А ты говорил! — торжествующе воскликнула Энни.

— Ладно, ладно, сдаюсь, — пробурчал Тим.

Чарли Блек и его отряд приветствовали гигантского орла с великой радостью, а Тилли-Вилли вежливо сказал:

— Я очень рад видеть вас, почтенная птица! Надеюсь, мы вместе с вами одолеем злую Арахну!

Карфакс удивился при виде свирепой физиономии Железного великана,но похвалил его большие раскосые глаза.

— Они, наверное, очень хорошо видят. (А. Волков)

два

четыре

 три

 пять

Ответ: четыре.

7. Укажи, что не является правилом общения.

 общий результат

 искренность

 запрет на ложь

 достижение каждым своей цели

 Ответ: достижение каждым своей цели.

8. Прочитай отрывки из стихотворений. Укажи, в каком из них представлен монолог.

Пожалели дети Бармалея,

Крокодилу дети говорят:

«Если он и вправду сделался добрее,

Отпусти его, пожалуйста, назад!»

     (К. Чуковский)

«Где была, сорока?» —

«Далеко-далёко!»

«Что несёшь?» — «Игрушки».

«Где нашла?» — «В избушке».

     (А. Лаптев)

Плачет туча: «Я устала!

Сине море поливала!» —

И сказал из крабов кто-то:

«Бесполезная работа!»

     (И. Демьянов)

— Мне не хватает теплоты, —

Она сказала дочке.

Дочь удивилась: — Мёрзнешь ты

И в летние денёчки?

     (А. Барто)

Ответ:

Пожалели дети Бармалея,

Крокодилу дети говорят:

«Если он и вправду сделался добрее,

Отпусти его, пожалуйста, назад!»

     (К. Чуковский)

9. Определи, какому правилу общения посвящена пословица.

Слова хороши правдивые, лисьи шкуры — пушистые.

говорить коротко и ясно

говорить только то, что хорошо знаешь

иметь общую цель

говорить искренне, не лгать

Ответ: говорить искренне, не лгать.

10. Отметь, какая пословица по смыслу не соответствует остальным.

 Большой говорун — плохой работник.

 Кто мало говорит, тот больше делает.

 Меньше говори — больше дела твори.

 Язык мой — враг мой: прежде ума рыщет, беды ищет.

Ответ: Язык мой — враг мой: прежде ума рыщет, беды ищет.