Тесты по русскому языку 4 класс к учебнику Л. Ф. Климановой - Е. М. Тихомирова 2020


Текст как речевое произведение

Вариант 1

1. Расставь знаки препинания. Сосчитай количество предложений в тексте.

Я брожу в берёзовом перелеске всё кругом будто купается в золотистых волнах тепла и света надо мной струятся ветви берёз листья на них кажутся то изумрудно-зелёными, то совсем золотыми. (По Г. Скребицкому)

3 предложения

5 предложений

 4 предложения

 6 предложений

Ответ: 4 предложения.

2. Прочитай текст-описание. Укажи, о какой птице в нём говорится.

Самец очень нарядный, весь пёстренький. На голове у него будто серая шапочка надета, под шейкой — большое чёрное пятнышко, словно галстук подвязан. А спинка и крылышки коричневые. Вот какой франт! Самочка, та поскромнее: вся серенькая и с виду невзрачная.

Кончат самцы драку и летят искупаться в ближайшей луже. Такую кутерьму поднимут, только брызги летят! Купаются, а сами покрикивают: «Чив-чив-чив!» (По Г. Скребицкому)

о воробье

о дятле

о синице

о вороне

Ответ: о воробье.

3. Прочитай текст. Укажи, какое заглавие лучше других подходит к нему.

Я бродил по токовищу. Вдруг я услышал шум близкой борьбы. На краю зелёной поляны я увидел дерущихся глухарей.

Это был настоящий рыцарский турнир. Одетые в бронзовые латы лесные рыцари бились на покрытой бархатным мхом арене. Их прекрасные дамы сидели на берёзах. Я близко видел надувшиеся чёрные шеи и красные брови. Громкое хлопанье крыльев наполняло лес. Лесные рыцари то расходились, то вновь сходились и бились своим оружием. Вдруг один лесной рыцарь не выдержал и бросился наутёк. Его преследовал победитель. (По И. Соколову-Микитову)

 Глухари.

 Борьба птиц.

 Лесные рыцари.

 Встреча в лесу.

Ответ: Лесные рыцари.

4. Прочитай высказывания. Укажи, в каком из них говорится о тексте-повествовании.

 Тип текста, в котором описываются предметы, люди, животные.

 Тип текста, в котором что-либо доказывается, объясняются причины явлений или событий.

 Тип текста, в котором в определённой последовательности рассказывается о том, что произошло.

 Тип текста, в котором описываются явления и картины природы.

 Ответ: Тип текста, в котором в определённой последовательности рассказывается о том, что произошло.

5. Составь текст. Укажи третье предложение.

 Птица спрятала добычу у себя в тайнике.

 На столе лежала серебряная ложка.

 В окно влетела сорока и утащила ложку.

 Бабушка на веранде открыла окно.

Ответ: В окно влетела сорока и утащила ложку.

6. Прочитай группы предложений. Отметь, какая из них является текстом.

 В булочной пахло свежим хлебом. Корабли вышли в открытое море. На вешалке остался один плащ. Выходя из квартиры, мама закрыла все окна.

 На зиму в деревне мы заготовили дрова. На проталинке появились цветы мать- и-мачехи. Утро было солнечным. Летяга планировала с ветки на ветку.

 Стая птиц летела высоко в небе. На уроке мы писали сочинение. Уже созрел поздний сорт яблок. Лошадь перепрыгнула высокий забор.

 Заяц выскочил на полянку. Он остановился, прислушался. Раздался шорох. Со всех ног заяц бросился в кусты. Там он прижался к земле и замер.

Ответ: Заяц выскочил на полянку. Он остановился, прислушался. Раздался шорох. Со всех ног заяц бросился в кусты. Там он прижался к земле и замер.

7. Прочитай текст. Отметь, какой пункт плана соответствует второму абзацу.

Морковь — один из древнейших корнеплодов. Родиной моркови считается Средиземноморье. В Древнюю Русь этот овощ попал в незапамятные времена.

Уже в XVI веке на Руси лечили морковным соком заболевания сердца, печени и носоглотки. Современные учёные разгадали секрет целебных свойств моркови. Ведь в ней содержится много полезных веществ: крахмал и сахар, витамины и минералы, железо и каротин.

Мы готовим из моркови сок и салаты, кладём в борщи и супы, тушим с луком и другими овощами, делаем запеканки, котлеты и пудинги.

Чтобы вырастить хороший урожай моркови, её надо сеять на открытом, солнечном месте. Огородники высевают семена в мае, когда прогреется земля. (По Т. Шорыгиной)

Правила посева.

 Родина моркови.

 Блюда из моркови.

Полезные свойства.

Ответ: Полезные свойства.

8. Отметь вопрос, который можно поставить к тексту-рассуждению.

какой?

почему?

 что случилось?

 какая?

Ответ: почему?

9. Укажи текст-описание.

 Почему бабочек мы видим уже ранней весной? Бабочка из куколки появляется осенью. Она зимует в любой щели, в трещине коры. Поэтому, когда пригреет солнышко, она вылетает первой! (По Ю. Дмитриеву)

 Клюв у клеста имеет особую форму: верхняя и нижняя части изогнуты в разные стороны. Ростом он со скворца. Старые петушки розовые, а самочки серовато-оливковые. (По Г. Скребицкому)

 Кусты и деревья сбросили листья, трава засохла. Осенние ветры и дожди поломали её увядшие стебли и плотно прибили к земле. В полях, на лугах и в лесу — повсюду земля выглядит лишённой жизни. (По Г. Скребицкому и В. Бианки)

 Далеко слышен в вечернем тихом лесу торопливый стук дятла. Вертятся возле него шустрые синички, подбирают жучков и личинок. Скоро наступит в лесу тёмная, непроглядная ночь. (По И. Соколову-Микитову)

Ответ: Клюв у клеста имеет особую форму: верхняя и нижняя части изогнуты в разные стороны. Ростом он со скворца. Старые петушки розовые, а самочки серовато-оливковые. (По Г. Скребицкому)

10. Перечитай тексты в задании 9. Укажи значок, соответствующий тексту-рассуждению.

Ответ: Почему бабочек мы видим уже ранней весной? Бабочка из куколки появляется осенью. Она зимует в любой щели, в трещине коры. Поэтому, когда пригреет солнышко, она вылетает первой! (По Ю. Дмитриеву)

Вариант 2

1. Расставь знаки препинания. Сосчитай количество предложений в тексте.

Скворцы для нас всегда желанные гости прилетают они немного позже грачей вот они целой стайкой хлопотливо бегают по оттаявшей земле их ярко-чёрные блестящие пёрышки переливаются на солнце. (По Г. Скребицкому)

3 предложения

5 предложений

4 предложения

6 предложений

Ответ: 4 предложения.

2. Прочитай текст-описание. Укажи, о какой птице в нём говорится.

В саду с ветки на ветку перелетает небольшая шустрая птичка, ростом поменьше воробья. Спинка у неё серая, грудка жёлтая, на головке чёрная бархатная шапочка. В сад она за добычей прилетела: за жучками и гусеницами. Увидит своим зорким глазом добычу, схватит её клювом и съест. А клюв у неё тонкий, как шильце, в любую щёлку пролезет. Много разных насекомых съедает она за день. Даже не верится, что у такой маленькой птички может быть такой аппетит. (По Г. Скребицкому)

о вороне

о воробье

 о сороке

 о синице

Ответ: о синице.

3. Прочитай текст. Укажи, какое заглавие лучше других подходит к нему.

Услышав сильный крик, я выбежал на палубу. Матросы столпились у груды деревьев. Из неё выползла змея и скрылась.

Я побежал в каюту и взял клетку. В ней находились дикая и ручная мангусты. Я выпустил их на палубу. Звери юркнули в темноту.

Прошло несколько минут. Показалась дикая мангуста. Она вцепилась острыми зубками в хвост змеи и тащила её из брёвен. Змея извивалась, рвалась. Вот появилась её голова. Выскочила ручная мангуста. Она впилась в шею змеи. Схватка закончилась. Матросы с любовью смотрели на мангуст. (По Б. Житкову)

 Ручные мангусты.

 На корабле.

 Схватка со змеёй.

 Опасный гость.

Ответ: Схватка со змеёй.

4. Прочитай высказывания. Укажи, в каком из них говорится о тексте-рассуждении.

 Тип текста, в котором описываются предметы, люди, животные.

 Тип текста, в котором что-либо доказывается, объясняются причины явлений или событий.

 Тип текста, в котором в определённой последовательности рассказывается о том, что произошло.

 Тип текста, в котором описываются явления и картины природы.

 Ответ: Тип текста, в котором что-либо доказывается, объясняются причины явлений или событий.

5. Составь текст. Укажи четвёртое предложение.

 Жёлтая вереница быстро двигалась по дорожкам.

 На улице ярко светило солнце.

 Утка с утятами через огороды отправилась к пруду.

На пруду мама стала учить утят плавать.

Ответ: На пруду мама стала учить утят плавать.

6. Прочитай текст. Отметь, какой пункт плана соответствует четвёртому абзацу.

Репа — древнейший корнеплод, её возделывают уже сорок веков. Родина репы — Европа и Азия, в частности Сибирь.

Из репы готовили множество вкусных блюд: варили похлёбку; парили в русской печи; пекли пироги с начинкой из репы; готовили репный квас; ели её с мёдом.

В репе содержатся витамины, минеральные соли, клетчатка, эфирные масла, сахара и фитонциды.

У этого овоща длинные корни, поэтому распахивать поле или огород под репу надо глубоко. В средней полосе нашей страны сеять репу можно в два срока: ранней весной для летнего потребления и в конце июня — для зимнего. (По Т. Шорыгиной)

Родина репы.

Польза овоща.

Условия посева.

Блюда из репы.

Ответ: Блюда из репы.

7. Прочитай группы предложений. Отметь, какая из них является текстом.

 На сковородке шипела жареная картошка. На чердак вела деревянная лестница. Весело чирикали воробьи. Папа загнал машину в гараж.

 Ветки ивы склонились к воде. Наш класс поехал на экскурсию. Толстые шмели жужжали над цветами. Альпинисты ловко поднимались в гору.

 Самосвал въехал на стройплощадку. Машина выгрузила мешки с цементом. Рабочие быстро их унесли. Работа закипела с новой силой.

 На дереве сидел пёстрый дятел. Корабль причалил к берегу. Военная техника проехала по Красной площади. Каникулы длятся всего неделю.

Ответ: Самосвал въехал на стройплощадку. Машина выгрузила мешки с цементом. Рабочие быстро их унесли. Работа закипела с новой силой.

8. Отметь вопрос, который можно поставить к тексту-повествованию.

 какой?

 почему?

 что случилось?

 какая?

 Ответ: что случилось?

9. Укажи текст-рассуждение.

 Трясогузка — одна из самых полезных птиц. Она питается только насекомыми, уничтожает много вредителей. Это очень подвижная птичка, она быстро бегает и высоко подпрыгивает. Ежеминутно она помахивает своим длинным хвостиком. Спокойно сидит только тогда, когда поёт. (По К. Благосклонову и В. Строкову)

 Находясь в доме, мы нередко слышим свист или завывание ветра. Почему это происходит? Когда ветер дует сквозь щели дверей или окон, он встречает на своём пути различные препятствия. Движение воздуха заставляет их дрожать и вибрировать, производя различные звуки. (Г. Ивченкова, И. Потапов)

 Рыбы, как птицы перед отлётом, собираются в стаи. Но путь рыбьих стай не на юг, а в глубину. Зиму рыбы проводят в глубоких подводных ямах. (По В. Бианки)

 Несколько дней лил, не переставая, холодный дождь. В саду шумел мокрый ветер. Был конец ноября. Дороги размыло. Последние птицы спрятались под крышу. (По К. Паустовскому)

Ответ: Находясь в доме, мы нередко слышим свист или завывание ветра. Почему это происходит? Когда ветер дует сквозь щели дверей или окон, он встречает на своём пути различные препятствия. Движение воздуха заставляет их дрожать и вибрировать, производя различные звуки. (Г. Ивченкова, И. Потапов)

10. Перечитай тексты в задании 9. Укажи значок, соответствующий тексту-описанию.

 Ответ: Трясогузка — одна из самых полезных птиц. Она питается только насекомыми, уничтожает много вредителей. Это очень подвижная птичка, она быстро бегает и высоко подпрыгивает. Ежеминутно она помахивает своим длинным хвостиком. Спокойно сидит только тогда, когда поёт. (По К. Благосклонову и В. Строкову)