Рабочая тетрадь для тренировки грамотности 4 класс - Наталия Сычёва 2015


Изменение существительных по падежам

Имена существительные изменяются по падежам. У каждого падежа свои вопросы, и в разных падежах существительные имеют разные падежные окончания.

Image

Правильно определять падежи тебе помогут вспомогательные слова:

И. п. — у меня есть

Р. п. — у меня нет

Д. п. — я дам

В. п. — я вижу

Т. п. — я доволен

П. п. — я говорю

Подсказка: для того чтобы всегда правильно определить падежи существительных, применяй к каждому существительному и вспомогательное слово, и оба вопроса!

Упражнение 1

1. Вставь пропущенные буквы.

2. Определи падеж имён существительных, выделенных жирным шрифтом. Впиши сокращённое название падежа в скобках рядом с каждым существительным.

Тётушка (...) увидела печ_льную б_льную девоч_ку (...) в розовом нарядном плат_е (...), которую чиновник (...) усадил в кресло (...).

✵Клоун (...) вздыхал и кач_л с_дой г_л_вой (...).

Он с_дел на каминном столбике (...), прислонившись сп_ной (...) к решётке (...), и сла_ко др_мал.

Тогда вошёл укротитель (...), хлопая б_чом (...) и сверкая пистолетом (...).

(по Ю. Олеше)

✵Ответ:

Тётушка (И. п.) видела печальную больную девочку (В. п.) в розовом нарядном платье (П. п.), которую чиновник (И. п.) усадил в кресло (В. п.).

Клоун (И. п.) вздыхал и качал седой головой (Т.п.).

Он сидел на каминном столбике (П. п.), прислонившись спиной (Т.п.) к решётке (Д. п.), и сладко дремал.

Тогда вошёл укротитель (И. п.), хлопая бичом (Т. п.) и сверкая пистолетом (Т. п.).

Упражнение 2

Поставь приведённые ниже существительные в указанные падежи и составь с ними словосочетания. Запиши их на пустых строчках рядом со словами.

улица (Д. п.) ...

троллейбус (П. п) ...

окно (Т. п.) ...

булочка (Р. п.) ...

крокодил (В. п.) ...

варенье (Т. п.) ...

круг (Р. п.) ...

лошадь (В. п.) ...

Ответ:

бродить по улице (Д. п.)

кататься на троллейбусе (П. п.)

за закрытым окном (Т. п.)

не хватило булочки (Р. п.)

поймать крокодила (В. п.)

измазаться вареньем (Т. п.)

из замкнутого круга (Р. п.)

оседлать лошадь (В. п.)

Упражнение 3

Игра «Четвёртый лишний». Найди лишнее словосочетание, подчеркни его. Объясни свой выбор. Помни о теме нашего занятия!

Не обращать внимания, построить здание, заслужить признание, выполнить задание;

сидеть на ветке, приехать в жилетке, купить конфетку, запереть в клетке;

не чувствовать боли, подарить Тане, испугаться лани, выйти из бани;

кушать кашу, слушать Машу, разбить чашу, подарить Паше.

✵Ответ:

Не обращать внимания (Р. п.), построить здание (В. п.), заслужить признание (В. п.), выполнить задание (В. п.);

сидеть на ветке (П. п.), приехать в жилетке (П. п.), купить конфетку (В. п.), запереть в клетке (П. п.);

не чувствовать боли (Р. п.), подарить Тане (Д. п.), испугаться лани (Р. п.), выйти из бани (Р. п.);

кушать кашу (В. п.), слушать Машу (В. п.), разбить чашу (В. п.), подарить Паше (Д. п.).

Упражнение 4

Выбери правильный вариант написания. Неправильный зачеркни. Слова в скобках поставь в нужный падеж и запиши на место пропусков. Название падежей обозначь над словами.

Чебурашка много ра(с/з) слыхал про этого злого и глупого (н(о/а)сорог) ... и прекрас(т/_)но по(?)нимал:надо что-то делать. Иначе скоро не только Шапокляк, но и все остальные ж(ы/и)тели (город) окажутся на(?)дерев(ъ/ь)ях, словно ёлоч(ь/_)ные укр(о/а)шения.

— Поб(и/е)гу-ка я его искать! — реш(ы/и)л наш герой.

Через несколько секунд он на(?)ткнулся на (нос(о/а)рог) .... Тот в(?)зр(и/е)вел и бросился на (храбрец) ... . Они мч(я/а)лись по (улица) ... с бешеной (скорость). Наконец Чебурашка с(?)вернул за(?)угол, а нос(о/а)рог по(?)л(е/и)тел дальше. Но вот Чебурашка увидел од(и/е)нокий мален(ь/_)кий домик, стоящий в (ст(о/а)р(о/а)на) ... . Он сразу же на(?)правился к нему. Носорог не(?)отст(о/а)вал. Они об(и/е)жали вокруг (домик) ... пять или шесть ра(с/з).

Теперь стало совсем неп(а/о)нятно: кто же за кем гонится? То ли носорог за (Чебурашка) ..., то ли Чебурашка за (носорог) ..., то ли каждый из них бегает сам по себе!

Чтобы разобраться в этой (путаница) ..., Чебурашка отскочил в стор(а/о)ну. И пока носорог один носился по (круг) ..., Чебурашка спокойно сидел на (лавочка) ... и размышлял.

(по Э. Успенскому)

Ответ:

Чебурашка много раз слыхал про этого злого и глупого носорога (В. п.) и прекрасно понимал: надо что-то делать. Иначе скоро не только Шапокляк, но и все остальные жители города (Р. п.) окажутся на деревьях, словно ёлочные украшения.

— Побегу-ка я его искать! — решил наш герой.

Через несколько секунд он наткнулся на носорога (В. п.). Тот взревел и бросился на храбреца (В. п.). Они мчались по улице (Д. п.) с бешеной скоростью (Т. п.). Наконец Чебурашка свернул за угол, а носорог полетел дальше. Но вот Чебурашка увидел одинокий маленький домик, стоящий в стороне (П. п.). Он сразу же направился к нему. Носорог не отставал. Они обежали вокруг домика (Р. п.) пять или шесть раз.

Теперь стало совсем непонятно: кто же за кем гонится? То ли носорог за Чебурашкой (Т. п.), то ли Чебурашка за носорогом (Т. п.), то ли каждый из них бегает сам по себе! Чтобы разобраться в этой путанице (П. п.), Чебурашка отскочил в сторону. И пока носорог один носился по кругу (Д. п.), Чебурашка спокойно сидел на лавочка (П. п.) и размышлял.