Рабочая тетрадь для тренировки грамотности 4 класс - Наталия Сычёва 2015


Падежные окончания существительных 2-го склонения

Ко второму склонению относятся существительные мужского рода, имеющие в именительном падеже нулевое окончание, и все существительные среднего рода: дом, окно, поле. Они изменяются по падежам следующим образом:

Image

Наибольшую сложность у существительных второго склонения представляют окончания предложного падежа. Большинство существительных имеет в этом падеже окончание -е (о столе, об облаке), но если существительное оканчивается на -ий, -ие, то в предложном падеже пишется окончание -и (о гении, о здании, о планетарии).

Упражнение 1

Вставь пропущенные буквы.

Тосковать о родном дом_, побывать в планетари_, хижина на взморь_, мнение о лектори_, в глубоком ущель_, сидеть на склон_, лето в Закавказь_, рассказать о клоун_, оказаться на перепуть_, воспоминания о гени_, держать в секрет_, загореть в соляри_, в белом плать_, лежать на диванчик_, купаться в водопад_.

✵Ответ:

Тосковать о родном доме, побывать в планетарии, хижина на взморье, мнение о лектории, в глубоком ущелье, сидеть на склоне, лето в Закавказье, рассказать о клоуне, оказаться на перепутье, воспоминания о гении, держать в секрете, загореть в солярии, в белом платье, лежать на диванчике, купаться в водопаде.

✵Упражнение 2

Поставь слова, данные в скобках, в нужную форму и запиши их на место пропусков. Выдели окончания.

За три месяца, проведённые в (санаторий) ..., Коля отвык от своих одноклассников.

Теперь принц мечтал только об одном — о волшебном (оружие) ..., способном победить любого врага.

Спор был жарким и длился несколько часов, и тем не менее каждый остался при своём (мнение) ... .

В суровом (рокот) ... океанских волн (юноша) ... слышался таинственный призыв.

При таком плохом (зрение) ... тебе не подходит эта работа!

Ответ:

Image

Упражнение 3

Упражнение «Четвёртый лишний». Вставь пропущенные буквы, определи, какое слово в каждой четвёрке — лишнее, подчеркни его. Объясни свой выбор.

Прочитать в сценари_, вырасти в приют_, при общем молчани_, на последнем заняти_;

сказка о счасть_, поведать о желани_, на последнем заняти_, в королевском послани_;

в журчани_ ручья, в шёпот_ листвы, в северном сияни_, о радостном событи_;

при взяти_ крепости, в высоком здани_, при длительном чтени_, в горном поток_.

✵Ответ:

Прочитать в сценарии, вырасти в приюте, при общем молчании, на последнем занятии;

сказка о счастье, поведать о желании, на последнем занятии, в королевском послании;

в журчании ручья, в шёпоте листвы, в северном сиянии, о радостном событии;

при взятии крепости, в высоком здании, при длительном чтении, в горном потоке.

Упражнение 4

Выбери правильный вариант написания. Неправильный зачеркни.

Сегодня у нас праз(д/_)ник. У нас с мам(а/о)й всегда праз(д/_)ник, когда прил(и/е)тает дядя Николай — старый дру(к/г) м(а/о)его отца. Они вместе учились когда-то ещё в(?)школ(и/е), с(е/и)дели за одной партой и в(а/о)евали против фашистов: л(и/е)тали на т(е/я)жёлых б(а/о)мбардировщиках.

Св(а/о)его папу я ни разу не(?)видел. Он был на фронт(е/и), когда я р(а/о)дился. Я его видел только на фотографи(е/и), которая в(е/и)села в нашей квартир(и/е), в ст(а/о)ловой над диваном, на котором я спал. На ней папа был в в(а/о)енной форм(е/и), с погонами старшего лейтенанта.

(по В. Железникову)

Ответ:

Сегодня у нас праздник. У нас с мамой всегда праздник, когда прилетает дядя Николай — старый друг моего отца. Они вместе учились когда-то ещё в школе, сидели за одной партой и воевали против фашистов: летали на тяжёлых бомбардировщиках. Своего папу я ни разу не видел. Он был на фронте, когда я родился. Я его видел только на фотографии, которая висела в нашей квартире, в столовой над диваном, на котором я спал. На ней папа был в военной форме, с погонами старшего лейтенанта.