Рабочая тетрадь для тренировки грамотности 4 класс - Наталия Сычёва 2015


Падежные окончания существительных разных склонений

Упражнение 1

Вставь пропущенные буквы. Рядом с существительными в скобках укажи склонения, к которым они относятся.

Наблюдать за пчёлк_й (...), побороть волнени_ (...), бродить по улиц_(...), работать в пол_ (...), гулять с бабушк_й (...), резвиться на вол_ (...), читать о лукоморь_ (...), потеряться на станци_ (...), не думать о бол_ (...), отомстить хулиганк_ (...), остаться без па- намк_ (...), стоять на полустанк_ (...), на руках у няньк_ (...),забыть о сомнени_ (...), оплатить по квитанци_ (...), кружиться в танц_ (...), сидеть в бочк_ (...), пригрозить пальчик_м (...), валяться на диван _ (...).

Ответ:

Наблюдать за пчёлкой (1), побороть волнение (2), бродить по улице (1), работать в поле (2), гулять с бабушкой (1), резвиться на воле (1), читать о лукоморье (2), потеряться на станции (1), не думать о боли (3), отомстить хулиганке (1), остаться без панамки (1), стоять на полустанке (2), на руках у няньки (1), забыть о сомнении (2), оплатить по квитанции (1), кружиться в танце (2), сидеть в бочке (1), пригрозить пальчиком (2), валяться на диване (2).

Упражнение 2

Впиши на место пропуска через запятую подходящие по смыслу слова трёх разных склонений. Выдели окончания. В скобках укажи склонение каждого существительного. Слова можешь выбрать из списка слов для справок.

Образец:

Image

Мой младший брат спит в ...

Когда я уходил, соседский мальчишка сидел на ...

В детстве я ужасно боялся ...

Актёр маленького театра не смел мечтать о ...

Слова для справок: успех, яблоня, гамак, печь, известность, мышь, колыбель, стул, сталь, пылесос, темнота, слава, люлька.

Ответ:

Image

Упражнение 3

Игра «Четвёртый лишний». Вставь пропущенные буквы. Определи, какое слово в каждой четвёрке — лишнее, подчеркни его. Объясни свой выбор.

Обнаружил в карман_, пропустил из-за лен_, обозначил на план_, чай в стакан_;

не думать о вознаграждени_, повесить объявлени_, упражняться в пени_, стоять в отдалени_;

в соломенной шляпк_, кайма на занавеск_, отцепить от леск_, предстать во всём блеск_;

шаль матер_, гостинец от бабушк_, гнездо ласточк_, висеть на проволочк_.

Ответ:

Обнаружил в кармане, пропустил из-за лени, обозначил на плане, чай в стакане;

не думать о вознаграждении, повесить объявление, упражняться в пении, стоять в отдалении;

в соломенной шляпке, кайма на занавеске, отцепить от лески, предстать во всём блеске;

шаль матери, гостинец от бабушки, гнездо ласточки, висеть на проволочке.

Упражнение 4

Вставь там, где нужно, пропущенные буквы.

Мы л_жали и разг_варивали про настоящих бродя_, которые всю жиз_нь ноч_ют на сен_валах. Анна не(?)сомневалась, что это должно быть приятно. Спать нам нискол_ко не(?)х_телось, и мы реш_ли поесть. Надо было с_есть бутерброды, пока на сен_вал не(?)стало совсем т_мно. А т_мнело очень быстро. Вскоре мы не(?)м_гли разгл_деть даже собственные руки, хотя д_ржали их прямо перед гл_зами. Я радовалась, что лежу в сер_динк_, между Бриттой и Анн_й, потому что что-то вдруг подозрительно зашуршало. Девоч_ки придвинулись ко мне поближе.

— А что, если сюда придёт настоящий бр_дяга? Возьмёт и не(?)станет ни у кого спрашивать разрешени_, — прош_птала Бритта.

(по А. Линдгрен)

Ответ:

Мы лежали и разговаривали про настоящих бродяг, которые всю жизнь ночуют на сеновалах. Анна не сомневалась, что это должно быть приятно. Спать нам нисколько не хотелось, и мы решили поесть. Надо было съесть бутерброды, пока на сеновале не стало совсем темно. А темнело очень быстро. Вскоре мы не могли разглядеть даже собственные руки, хотя держали их прямо перед глазами. Я радовалась, что лежу в серединке, между Бриттой и Анной, потому что что-то вдруг подозрительно зашуршало. Девочки придвинулись ко мне поближе.

— А что, если сюда придёт настоящий бродяга? Возьмёт и не станет ни у кого спрашивать разрешения, — прошептала Бритта.