Рабочая тетрадь для тренировки грамотности 4 класс - Наталия Сычёва 2015


Спряжения глаголов

Image

Ко второму (II) спряжению относятся:

все глаголы на -ить (кроме брить, стелить и образованных от них);

7 глаголов на -еть : вертеть, видеть, зависеть, ненавидеть, обидеть, смотреть, терпеть;

4 глагола на -ать : гнать, дышать, держать, слышать.

все глаголы, которые под ударением имеют в личных окончаниях гласный и или а/я: стоишь (стоят), горишь (горят).

Все остальные глаголы относятся к первому (I) спряжению.

Глаголы I спряжения имеют следующие личные окончания:


Единственное число

Множественное число

1-е лицо

-у, -ю (пишу, качаю)

-ем (пишем, качаем)

2-е лицо

-ешь (пишешь, качаешь)

-ете (пишете, качаете)

3-е лицо

-ете (пишете, качаете)

-ут, -ют (пишут, качают)

Глаголы II спряжения имеют следующие личные окончания:


Единственное число

Множественное число

1-е лицо

-у, -ю (дышу, стою)

-им (дышим, стоим)

2-е лицо

-ишь (дышишь, стоишь)

-ите (дышите, стоите)

3-е лицо

-ите (дышите, стоите)

-ат, -ят (дышат, стоят)

✵Это необходимо выучить!!!

Правильно определить спряжение глагола поможет следующий порядок действий:

1. Поставь глагол в личную форму с местоимением ты, он, мы или вы. Если окончание глагола находится под ударением — определить спряжение можно сразу: все глаголы, в окончаниях которых под ударением будет гласный е, у, ю, относятся к I спряжению, все глаголы с ударным и, а, я в окончании относятся ко II спряжению.

2. Если окончание глагола в личной форме находится в безударной позиции, определяем спряжение глагола в начальной форме (отвечает на вопросы что делать? что сделать?) по правилу, приведённому выше.

Упражнение 1

Вставь там, где нужно, пропущенные буквы. Рядом с глаголами в скобках укажи спряжение, к которому они относятся.

Нав_рху в маш_не стоит (...) дяденька, худой такой, небритый. И вот он берёт (...) арбу_ и кида_т (...) его св_ему товарищу, а тот — продавщиц_ в белом, а та — ещё кому-то четвёрт_му. И у них это ло_ко так ц_почк_й получа_тся (...): арбу_ кат_тся (...) по конвейеру от маш_ны до магазина. А если со ст_роны посм_треть (...) — игра_т (...) люди в з_лёно-пол_сатые мячики, и это очень интерес_ная игра. Я долго так ст_ял и на них см_трел (...), и дяденька тоже на меня см_трел и улыбался (...).

(по В. Драгунскому)

✵Ответ:

Наверху в машине стоит (II) дяденька, худой такой, небритый. И вот он берёт (I) арбуз и кидает (I) его своему товарищу, а тот — продавщице в белом, а та — ещё кому-то четвёртому. И у них это ловко так цепочкой получается (I): арбуз катится (II) по конвейеру от машины до магазина. А если со стороны посмотреть (II) — играют (I) люди в зелёно-полосатые мячики, и это очень интересная игра. Я долго так стоял и на них смотрел (II), и дяденька тоже на меня смотрел и улыбался (I).

Упражнение 2

Е или и ? Выбери правильный вариант, неправильный зачеркни.

Пиш(е/и)шь письмо, свет(е/и)шься от счастья, живо представля(е/и)шь, вид(е/и)шь в темноте, хоч(е/и)шь узнать, стукн(е/и)шь палкой, ход(е/и)шь на танцы, стро(е/и)шь дом, ворот(е/и)шь нос, жале(е/и)шь малыша, стел(е/и)шь постель, суд(е/и)шь по себе, се(е/и)шь зерно, плат(е/и)шь по счетам, сыпл(е/и)шь песок, слы- ш(е/и)шь шорох, чутко дремл(е/и)шь.

Ответ:

Пишешь письмо, светишься от счастья, живо представляешь, видишь в темноте, хочешь узнать, стукнешь палкой, ходишь на танцы, строишь дом, воротишь нос, жалеешь малыша, стелешь постель, судишь по себе, сеешь зерно, платишь по счетам, сыплешь песок, слышишь шорох, чутко дремлешь.

Упражнение 3

Игра «Четвёртый лишний». Вставь пропущенные буквы. Определи, какое из четвёрки слов — лишнее. Подчеркни его, объясни свой выбор.

Заглядыва_шь в окна, став_шь на стол, плохо куша_шь, надува_шь шары;

дума_т о главном, ожида_т на вокзале, раду_т родителей, тащ_т на спине;

корм_т утят, зна_т тайну, кача_т колыбель, постоянно поуча_т;

завива_шь волосы, пада_шь в обморок, крут_шь ручку, выключа_шь телевизор.

Ответ:

Заглядываешь в окна, ставишь на стол, плохо кушаешь, надуваешь шары;

думает о главном, ожидает на вокзале, радует родителей, тащит на спине;

кормит утят, знает тайну, качает колыбель, постоянно поучает;

завиваешь волосы, падаешь в обморок, крутишь ручку, выключаешь телевизор.

Упражнение 4

Выбери правильный вариант написания, неправильный зачеркни.

Лассе и Боссе — это м(а/о)и брат(ь/ъ)я. Лассе ужас(т/_)но сил(ь/_)ный и бега(и/е)т гораздо быстрее, чем я. А с Боссе мы бега(и/е)м одинаково. Когда им нужно удрать от меня, Лассе меня держ(е/и)т, а Боссе тем временем уб(е/и)га(и/е)т. Потом Лассе отпуска(е/и)т меня и уб(е/и)га(е/и)т сам. А уж его-то мне никак не(?)догнать.

Лассе всегда хваста(и/е)т, что буд(е/и)т инженер(а/о)м по хитроумным изобретениям, он г(а/о)ворит, что это прекрас(т/_)ная профессия. Боссе собира(и/е)тся стать в(о/а)ждём индейцев. А вот я ещё не(?)знаю, кем буду. Должно быть, мам(а/о)й. Я очень люблю мален(ь/_)ких д(и/е)тей.

(по А. Линдгрен)

Ответ:

Лассе и Боссе — это мои братья. Лассе ужасно сильный и бегает гораздо быстрее, чем я. А с Боссе мы бегаем одинаково. Когда им нужно удрать от меня, Лассе меня держит, а Боссе тем временем убегает. Потом Лассе отпускает меня и убегает сам. А уж его-то мне никак не догнать.

Лассе всегда хвастает, что будет инженером по хитроумным изобретениям, он говорит, что это прекрасная профессия. Боссе собирается стать вождём индейцев. А вот я ещё не знаю, кем буду. Должно быть, мамой. Я очень люблю маленьких детей.