Диагностические работы Русский язык 5 класс - А. К. Григорьева 2017

Предисловие

Осуществление компетентностного подхода к изучению общеобразовательных предметов в школе привело к необходимости изменить формат государственной итоговой аттестации на всех ступенях общего образования. Содержание экзаменационной работы соотносится с целями обучения русскому (родному) языку, соответствует требованиям к подготовке, зафиксированным в образовательных стандартах 2004 и 2010 гг., и направлено на проверку сформированности языковой (лингвистической) и коммуникативной компетенций. Тестовая форма контроля, опирающаяся на стандартизированные задания, позволяет достаточно быстро проверить уровень усвоения учебного материала, а опыт проведения ОГЭ и ЕГЭ убеждает в том, что такая форма аттестации позволяет достаточно объективно оценить уровень подготовки ученика по предметам.

Успешность сдачи любого экзамена определяется тем, насколько ученик подготовлен к нему. Очевидно, что такая подготовка должна начинаться задолго до экзамена, поэтому очень важно грамотно осуществлять тематический и итоговый контроль на протяжении всего процесса обучения. Предлагаемое учебное пособие направлено на то, чтобы помочь учителю организовать тематический и итоговый контроль за усвоением учебного материала в тех формах, которые диктуются требованиями государственной итоговой аттестации.

Каждая работа в пособии представляет собой многоуровневый тест, в структуре которого имеются задания части 1 — с выбором ответа (базовый уровень сложности), части 2 — с кратким ответом, который должны сформулировать сами учащиеся на основе аспектного анализа самостоятельно прочитанного текста (повышенный уровень сложности), части 3 — создание связного текста по заданным параметрам на основе самостоятельно прочитанного текста (высокий уровень сложности).

Элементы содержания, подлежащие проверке, отражены в кодификаторе, который создан на основе Минимума содержания образования, определённого стандартом 2004 г., и Примерной программы по русскому языку (2011 г.), а также инвариантной части действующих программ по предмету. Система заданий по

тексту соотносится с традиционной программой развития речи и проверяет базовые речевые умения, которыми должен овладеть ученик 5-го класса:

— в области чтения: прочитать текст и понять прочитанное; выразить своё понимание через определение и формулирование темы и/или основной мысли текста, озаглавить текст в соответствии с темой и/или основной мыслью; дать более или менее развёрнутый ответ на вопрос по тексту;

— в области письма: списать текст без ошибок; написать небольшой (3 — 5 предложений) текст на основе прочитанного.

Использование пособия не отменяет традиционно сложившиеся формы контроля знаний и умений по русскому языку (диктант, изложение и пр.), а позволяет разнообразить их. Содержание каждой работы в зависимости от уровня обученности детей в конкретном классе может быть использовано полностью или частично. Рекомендуется оценивать каждое правильно выполненное задание части 1 и части 2 одним баллом, перевод баллов в оценки производить с учётом количества предложенных для выполнения заданий: оценка «5» ставится за 85% правильно выполненных заданий, «4» — за 75%, «3» — за 50%. К оцениванию списывания или заданий, требующих создания развёрнутого высказывания, подходить с теми же требованиями, которые существуют для оценивания подобных работ в 5-м классе.