Диагностические работы Русский язык 5 класс - А. К. Григорьева 2017
Повторение изученного в 5 классе
Вариант 1
Часть 1
1. В каком слове ударение падает на второй слог?
1) алфавит
2) километр
3) цемент
4) магазин
Ответ: 3
2. В каком ряду фамилии расположены в алфавитном порядке?
1) Антонов, Андреев, Базаров
2) Базаров, Баранов, Балакин
3) Ивашин, Комаров, Завьялов
4) Веселов, Романов, Тарасов
Ответ: 4
3. Какое утверждение является неверным?
1) Имя существительное изменяется по родам, числам и падежам.
2) В предложении прилагательное является определением или сказуемым.
3) Будущее время глагола имеет две формы: простую и сложную.
4) Предлог — служебная часть речи.
Ответ: 1
4. На месте каких цифр в предложении нужно писать Ь?
На берегу реч(1)ки среди других дерев(2)ев часто увидиш(3) таволгу, она будто смотрит(4)ся в реч(5)ную гладь, как в зеркало.
1) 1, 2, 3
2) 2, 3
3) 1, 3, 5
4) 4, 5
Ответ: 2
5. В каком ряду в обоих словах пропущена одна и та же буква?
1) в син...й тетрад...
2) с хорош...м товарищ...м
3) держ...шь в ладон...
4) раста...л на асфальт...
Ответ: 3
6. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.
1) много помидоров
2) пара ботинок
3) положи на место
4) не махайте руками
Ответ: 4
Прочитайте текст. Выполните задания 7 — 13
(1)Когда-то в Древней Руси писали без знаков препинания, даже без пробелов между словами. (2)Читать и понимать такую запись было очень трудно. (3)Современные учёные прочитали древнерусские тексты, но многие места в них остались непонятыми именно из-за отсутствия знаков препинания.
(4)Попробуем понять записанный без знаков препинания текст: «Утром мы собирались на охоту за детьми дома оставили присматривать тётю Дашу». (5)Где вы поставите точку? (6)Правильно: после слова «на охоту». (7)Страшно подумать, что получилось бы, если б точка оказалась после следующего слова!
(8)А. П. Чехов писал: «Знаки препинания служат нотами при чтении».
7. Какие предложения помогают понять основную мысль текста?
1) 1, 2
2) 2, 3
3) 5, 6
4) 5, 7
Ответ: 2
8. В каком значении употребляется слово пробел из предложения 1?
1) недостаток в знаниях
2) упущение в каком-либо деле
3) промежуток между словами
4) что-то белого цвета
Ответ: 3
Часть 2
9. Из предложения 1 выпишите имя существительное, состоящее из приставки, корня и окончания.
Ответ: пробелов
10. Из предложения 4 выпишите глагол с чередующейся гласной в корне.
Ответ: собирались
11. В первом абзаце найдите предложение, которое соответствует характеристике: повествовательное, невосклицательное, сложное, состоит из двух частей. Укажите его номер.
Ответ: 3
12. В каком из предложений первого абзаца запятая разделяет однородные члены предложения? Запишите его номер.
Ответ: 1
Часть 3
13. Как вы понимаете высказывание А. П. Чехова, приведённое в предложении 8? Напишите небольшой (3 — 4 предложения) текст-рассуждение, подтвердите свои мысли примером из прочитанного текста.
Ответ:
Вариант 2
Часть 1
1. В каком слове ударение не падает на второй слог?
1) ворота
2) позвонит
3) квартал
4) партер
Ответ: 2
2. В каком ряду названия городов расположены в алфавитном порядке?
1) Москва, Минск, Новосибирск
2) Пенза, Петрозаводск, Пермь
3) Краснодар, Тамбов, Санкт-Петербург
4) Ростов-на-Дону, Тамбов, Уфа
Ответ: 4
3. Какое утверждение является неверным?
1) Имя существительное изменяется по числам и падежам.
2) Имена прилагательные согласуются с именами существительными.
3) Формы настоящего времени имеют все глаголы.
4) Союз — служебная часть речи.
Ответ: 3
4. На месте каких цифр в предложении нужно писать Ь?
Аир — с(1)едобное растение, издавна связанное с жизн(2)ю человека: из его лист(3)ев делает(4)ся эфирное масло, из корневищ(5) варят компоты.
1) 1, 2, 3
2) 3, 4
3) 2, 3
4) 3, 4, 5
Ответ: 3
5. В каком ряду в обоих словах пишется одна и та же буква?
1) пиш...шь в тетрад...
2) с пропавш...м плать...м
3) зала...л на рассвет...
4) в весенн...м наряд...
Ответ: 4
6. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.
1) ехай в деревню
2) пара туфель
3) молодые инженеры
4) лягте на коврик
Ответ: 1
Прочитайте текст. Выполните задания 7 — 13
Мнение Саши Петрова
(1)Я из-за этих безударных гласных сколько разных ударов получал и в школе, и дома! (2)А в общем-то какая разница — писать «моршрут» или «маршрут», «велосипед» или «виласипед»? (3)От этого ведь велосипед мотоциклом не становится. (4)Важно только, чтобы всё было понятно. (5)А какая там буква в середине стоит, по-моему, совершенно безразлично.
(6)И зачем только люди сами себе жизнь портят? (7)Когда-нибудь они, конечно, додумаются и отменят сразу все правила. (8)Но пока ещё люди до этого не додумались, а додумался только я один.
(По А. Алексину)
7. Какое предложение не соответствует содержанию текста?
1) Незнание правил написания слов может привести к неприятностям.
2) Неправильное написание слов не мешает их правильно понимать.
3) Большое значение для понимания слов имеет буква, которая пишется в середине.
4) Чтобы не осложнять себе жизнь, люди должны отменить все правила.
Ответ: 3
8. Какое слово является синонимом к слову удар из предложения 1?
1) нападение
2) толчок
3) неприятность
4) вдохновение
Ответ: 3
Часть 2
9. Из предложения 1 выпишите имя прилагательное, состоящее из приставки, корня, суффикса и окончания.
Ответ: безударных
10. Из предложения 5 выпишите слово, в котором написание приставки зависит от звонкости последующего согласного.
Ответ: безразлично
11. Какое предложение второго абзаца соответствует характеристике: вопросительное, невосклицательное, простое? Укажите его номер.
Ответ: 6
12. В каком предложении второго абзаца запятая разделяет его части? Выпишите его номер.
Ответ: 8
Часть 3
13. Согласны ли вы с мальчиком? Напишите небольшой (3 — 4 предложения) текст-рассуждение, в котором докажите свою точку зрения.
Вариант 3
Часть 1
1. В каком слове перед Е произносится твёрдый согласный?
1) тема
2) музейный
3) партер
4) текст
Ответ: 3
2. В каком ряду нарушен алфавитный порядок расположения фамилий?
1) Антипов, Балакин, Белов
2) Балакин, Пушкин, Петухов
3) Иванов, Ивашин, Комаров
4) Романов, Рудаков, Тарасов
Ответ: 2
3. Какое утверждение является неверным?
1) Имя существительное не изменяется по родам.
2) В предложении прилагательное всегда является определением.
3) Глаголы совершенного вида образуют простую форму будущего времени.
4) Предлоги употребляются с существительными и местоимениями.
Ответ: 2
4. На месте каких цифр в предложении надо писать Ь?
Робкий луч(1) солнца уже пробился сквозь завесу тяжёлых и низких туч( 2), а напуганные грозой вз(3)ерошенные вороб(4)и всё ещё ютят(5)ся под крышей сарая.
1) 1, 2
2) 3
3) 4, 5
4) 4
Ответ: 4
5. В каком ряду в обоих словах пропущена одна и та же буква?
1) в син...й тетрад...
2) с хорош...м товарищ...м
3) держ...шь в ладон...
4) раста...л на асфальт...
Ответ: 3
6. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.
1) килограмм помидор
2) пара ботинок
3) положи на место
4) много носков
Ответ: 1
Прочитайте текст. Выполните задания 7 — 13
(1)Баснописец Эзоп был рабом философа Ксанфа. (2)Однажды хозяин пригласил гостей и приказал приготовить самое лучшее. (3)Эзоп купил языки. (4)Удивлённому хозяину мудрый раб ответил: «Нет ничего лучше языка! (5)При помощи языка строятся города, развивается культура народов, люди получают знания, объясняются друг с другом, выражают радость, любовь, вдохновляют на подвиги».
(6)В другой раз Ксанф велел приготовить самое худшее, и раб опять пошёл покупать языки. (7)Хозяину он объяснил: «Что на свете хуже языка?! (8)С помощью языка люди огорчают друг друга, лгут, хитрят, ссорятся. (9)Язык может сделать людей врагами, развязать войну, принести горе и зло».
7. Какое выражение не соответствует содержанию текста?
1) Язык мой — друг мой.
2) Язык мой — враг мой.
3) Язык до Киева доведёт.
4) Язык и дом строит, и яму роет.
Ответ: 3
8. В каком значении употребляется слово язык в предложении 3?
1) подвижный мышечный орган во рту человека
2) подвижный мышечный орган животных, употребляющийся как кушанье
3) система знаков, выработанных человечеством для общения
4) речь, способность говорить
Ответ: 2
Часть 2
9. Из предложения 6 выпишите глагол, у которого нет приставки.
Ответ: велел
10. Из предложения 8 выпишите глагол(-ы), в котором(-ых) безударную гласную корня можно проверить ударением.
Ответ: огорчают, хитрят
11. Какое предложение первого абзаца соответствует характеристике: повествовательное, невосклицательное, сложное, состоит из трёх частей? Укажите его номер.
Ответ: 5
12. В каких предложениях второго абзаца запятые разделяют однородные члены?
Ответ: 8, 9
Часть 3
13. Почему Эзоп назвал язык самым лучшим и самым худшим на свете? Напишите небольшой (3 — 4 предложения) текст-рассуждение, опирайтесь на примеры из прочитанного текста.
Вариант 4
Часть 1
1. В каком слове сочетание ЧН произносится как [ШН]?
1) человечный
2) скворечник
3) вечный
4) наконечник
Ответ: 2
2. В каком ряду нарушен алфавитный порядок расположения названий городов?
1) Москва, Пенза, Пермь
2) Самара, Саратов, Сызрань
3) Самара, Пенза, Ростов-на-Дону
4) Ростов-на-Дону, Тамбов, Тверь
Ответ: 3
3. Какое утверждение является неверным?
1) Имя существительное изменяется по родам, числам и падежам.
2) В предложении прилагательное является определением или сказуемым.
3) Будущее время глагола имеет две формы: простую и сложную.
4) Предлог — служебная часть речи.
Ответ: 1
4. На месте каких цифр в предложении надо писать Ь?
В вол(1)ере зоопарка обез(2)яна крутит(3)ся и подскакивает, то схватит обруч(4), то отбросит, то заключит его в об(5)ятия.
1) 1, 2, 3
2) 3, 4
3) 2, 4, 5
4) 1, 2
Ответ: 4
5. В каком ряду в обоих словах пропущена одна и та же буква?
1) напиш...шь в сочинени...
2) в летн...м лагер...
3) зала...л на полян...
4) с надежн...м товарищ...м
Ответ: 2
6. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.
1) молодые инженеры
2) килограмм мандаринов
3) клади в ящик
4) ездиют по дороге
Ответ: 4
Прочитайте текст. Выполните задания 7 — 13
(1)Дорогие читатели, хотели бы вы поговорить, скажем, с А. С. Пушкиным, Л. Толстым, М. Горьким? (2)Я могу дать их точный адрес — библиотека. (3)Всё самое важное и интересное, о чём вам могли бы рассказать писатели, вы найдёте в книгах.
(4)В библиотеке всегда стоит тишина, но прислушайтесь: книги говорят с вами. (5)Они могут рассказать замечательную сказку или интересную повесть, с их страниц прозвучат чудесные стихи... (6)Из книг вы узнаете, как живут народы разных стран, совершите путешествие из настоящего в прошлое и будущее, научитесь понимать и любить людей. (7)Всегда и во всём книга — ваш верный и надёжный помощник.
(По С. Маршаку)
7. Какое заглавие наиболее точно отражает основную мысль текста?
1) В библиотеке
2) О пользе книг
3) Верные помощники
4) О чём говорят книги
Ответ: 3
8. Какое слово в предложении 6 употребляется в переносном значении?
1) узнаете
2) народы
3) путешествие
4) прошлое
Ответ: 3
Часть 2
9. Из предложения 5 выпишите глагол, состоящий из приставки, корня и окончания.
Ответ: прозвучат
10. Из предложения 4 выпишите имя существительное, в котором есть непроверяемая безударная гласная корня.
Ответ: в библиотеке
11. Какое предложение второго абзаца соответствует характеристике: повествовательное, невосклицательное, простое с однородными членами предложения? Укажите его номер.
Ответ: 7
12. В каком предложении первого абзаца запятая выделяет обращение? Укажите его номер.
Ответ: 1
Часть 3
13. Как вы понимаете последнее предложение текста? Напишите небольшой (3 — 4 предложения) текст-рассуждение, опирайтесь на примеры из прочитанного текста.