Диагностические работы Русский язык 5 класс - А. К. Григорьева 2017


Повторение изученного в 5 классе

Вариант 1

Часть 1

1. В каком слове ударение падает на второй слог?

1) алфавит

2) километр

3) цемент

4) магазин

Ответ: 3

2. В каком ряду фамилии расположены в алфавитном порядке?

1) Антонов, Андреев, Базаров

2) Базаров, Баранов, Балакин

3) Ивашин, Комаров, Завьялов

4) Веселов, Романов, Тарасов

Ответ: 4

3. Какое утверждение является неверным?

1) Имя существительное изменяется по родам, числам и падежам.

2) В предложении прилагательное является определением или сказуемым.

3) Будущее время глагола имеет две формы: простую и сложную.

4) Предлог — служебная часть речи.

Ответ: 1

4. На месте каких цифр в предложении нужно писать Ь?

На берегу реч(1)ки среди других дерев(2)ев часто увидиш(3) таволгу, она будто смотрит(4)ся в реч(5)ную гладь, как в зеркало.

1) 1, 2, 3 

2) 2, 3

3) 1, 3, 5 

4) 4, 5

Ответ: 2

5. В каком ряду в обоих словах пропущена одна и та же буква?

1) в син...й тетрад...

2) с хорош...м товарищ...м

3) держ...шь в ладон...

4) раста...л на асфальт...

Ответ: 3

6. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.

1) много помидоров

2) пара ботинок

3) положи на место

4) не махайте руками

Ответ: 4

Прочитайте текст. Выполните задания 7 — 13

(1)Когда-то в Древней Руси писали без знаков препинания, даже без пробелов между словами. (2)Читать и понимать такую запись было очень трудно. (3)Современные учёные прочитали древнерусские тексты, но многие места в них остались непонятыми именно из-за отсутствия знаков препинания.

(4)Попробуем понять записанный без знаков препинания текст: «Утром мы собирались на охоту за детьми дома оставили присматривать тётю Дашу». (5)Где вы поставите точку? (6)Правильно: после слова «на охоту». (7)Страшно подумать, что получилось бы, если б точка оказалась после следующего слова!

(8)А. П. Чехов писал: «Знаки препинания служат нотами при чтении».

7. Какие предложения помогают понять основную мысль текста?

1) 1, 2

2) 2, 3

3) 5, 6

4) 5, 7

Ответ: 2

8. В каком значении употребляется слово пробел из предложения 1?

1) недостаток в знаниях

2) упущение в каком-либо деле

3) промежуток между словами

4) что-то белого цвета

Ответ: 3

Часть 2

9. Из предложения 1 выпишите имя существительное, состоящее из приставки, корня и окончания.

Ответ: пробелов

10. Из предложения 4 выпишите глагол с чередующейся гласной в корне.

Ответ: собирались

11. В первом абзаце найдите предложение, которое соответствует характеристике: повествовательное, невосклицательное, сложное, состоит из двух частей. Укажите его номер.

Ответ: 3

12. В каком из предложений первого абзаца запятая разделяет однородные члены предложения? Запишите его номер.

Ответ: 1

Часть 3

13. Как вы понимаете высказывание А. П. Чехова, приведённое в предложении 8? Напишите небольшой (3 — 4 предложения) текст-рассуждение, подтвердите свои мысли примером из прочитанного текста.

Ответ:

Вариант 2

Часть 1

1. В каком слове ударение не падает на второй слог?

1) ворота 

2) позвонит

3) квартал 

4) партер

Ответ: 2

2. В каком ряду названия городов расположены в алфавитном порядке?

1) Москва, Минск, Новосибирск

2) Пенза, Петрозаводск, Пермь

3) Краснодар, Тамбов, Санкт-Петербург

4) Ростов-на-Дону, Тамбов, Уфа

Ответ: 4

3. Какое утверждение является неверным?

1) Имя существительное изменяется по числам и падежам.

2) Имена прилагательные согласуются с именами существительными.

3) Формы настоящего времени имеют все глаголы.

4) Союз — служебная часть речи.

Ответ: 3

4. На месте каких цифр в предложении нужно писать Ь?

Аир — с(1)едобное растение, издавна связанное с жизн(2)ю человека: из его лист(3)ев делает(4)ся эфирное масло, из корневищ(5) варят компоты.

1) 1, 2, 3

2) 3, 4

3) 2, 3

4) 3, 4, 5

Ответ: 3

5. В каком ряду в обоих словах пишется одна и та же буква?

1) пиш...шь в тетрад...

2) с пропавш...м плать...м

3) зала...л на рассвет...

4) в весенн...м наряд...

Ответ: 4

6. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.

1) ехай в деревню

2) пара туфель

3) молодые инженеры

4) лягте на коврик

Ответ: 1

Прочитайте текст. Выполните задания 7 — 13

Мнение Саши Петрова

(1)Я из-за этих безударных гласных сколько разных ударов получал и в школе, и дома! (2)А в общем-то какая разница — писать «моршрут» или «маршрут», «велосипед» или «виласипед»? (3)От этого ведь велосипед мотоциклом не становится. (4)Важно только, чтобы всё было понятно. (5)А какая там буква в середине стоит, по-моему, совершенно безразлично.

(6)И зачем только люди сами себе жизнь портят? (7)Когда-нибудь они, конечно, додумаются и отменят сразу все правила. (8)Но пока ещё люди до этого не додумались, а додумался только я один.

(По А. Алексину)

7. Какое предложение не соответствует содержанию текста?

1) Незнание правил написания слов может привести к неприятностям.

2) Неправильное написание слов не мешает их правильно понимать.

3) Большое значение для понимания слов имеет буква, которая пишется в середине.

4) Чтобы не осложнять себе жизнь, люди должны отменить все правила.

Ответ: 3

8. Какое слово является синонимом к слову удар из предложения 1?

1) нападение

2) толчок

3) неприятность

4) вдохновение

Ответ: 3

Часть 2

9. Из предложения 1 выпишите имя прилагательное, состоящее из приставки, корня, суффикса и окончания.

Ответ: безударных

10. Из предложения 5 выпишите слово, в котором написание приставки зависит от звонкости последующего согласного.

Ответ: безразлично

11. Какое предложение второго абзаца соответствует характеристике: вопросительное, невосклицательное, простое? Укажите его номер.

Ответ: 6

12. В каком предложении второго абзаца запятая разделяет его части? Выпишите его номер.

Ответ: 8

Часть 3

13. Согласны ли вы с мальчиком? Напишите небольшой (3 — 4 предложения) текст-рассуждение, в котором докажите свою точку зрения.

Вариант 3

Часть 1

1. В каком слове перед Е произносится твёрдый согласный?

1) тема 

2) музейный

3) партер 

4) текст

Ответ: 3

2. В каком ряду нарушен алфавитный порядок расположения фамилий?

1) Антипов, Балакин, Белов

2) Балакин, Пушкин, Петухов

3) Иванов, Ивашин, Комаров

4) Романов, Рудаков, Тарасов

Ответ: 2

3. Какое утверждение является неверным?

1) Имя существительное не изменяется по родам.

2) В предложении прилагательное всегда является определением.

3) Глаголы совершенного вида образуют простую форму будущего времени.

4) Предлоги употребляются с существительными и местоимениями.

Ответ: 2

4. На месте каких цифр в предложении надо писать Ь?

Робкий луч(1) солнца уже пробился сквозь завесу тяжёлых и низких туч( 2), а напуганные грозой вз(3)ерошенные вороб(4)и всё ещё ютят(5)ся под крышей сарая.

1) 1, 2

2) 3

3) 4, 5

4) 4

Ответ: 4

5. В каком ряду в обоих словах пропущена одна и та же буква?

1) в син...й тетрад...

2) с хорош...м товарищ...м

3) держ...шь в ладон...

4) раста...л на асфальт...

Ответ: 3

6. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.

1) килограмм помидор

2) пара ботинок

3) положи на место

4) много носков

Ответ: 1

Прочитайте текст. Выполните задания 7 — 13

(1)Баснописец Эзоп был рабом философа Ксанфа. (2)Однажды хозяин пригласил гостей и приказал приготовить самое лучшее. (3)Эзоп купил языки. (4)Удивлённому хозяину мудрый раб ответил: «Нет ничего лучше языка! (5)При помощи языка строятся города, развивается культура народов, люди получают знания, объясняются друг с другом, выражают радость, любовь, вдохновляют на подвиги».

(6)В другой раз Ксанф велел приготовить самое худшее, и раб опять пошёл покупать языки. (7)Хозяину он объяснил: «Что на свете хуже языка?! (8)С помощью языка люди огорчают друг друга, лгут, хитрят, ссорятся. (9)Язык может сделать людей врагами, развязать войну, принести горе и зло».

7. Какое выражение не соответствует содержанию текста?

1) Язык мой — друг мой.

2) Язык мой — враг мой.

3) Язык до Киева доведёт.

4) Язык и дом строит, и яму роет.

Ответ: 3

8. В каком значении употребляется слово язык в предложении 3?

1) подвижный мышечный орган во рту человека

2) подвижный мышечный орган животных, употребляющийся как кушанье

3) система знаков, выработанных человечеством для общения

4) речь, способность говорить

Ответ: 2

Часть 2

9. Из предложения 6 выпишите глагол, у которого нет приставки.

Ответ: велел

10. Из предложения 8 выпишите глагол(-ы), в котором(-ых) безударную гласную корня можно проверить ударением.

Ответ: огорчают, хитрят

11. Какое предложение первого абзаца соответствует характеристике: повествовательное, невосклицательное, сложное, состоит из трёх частей? Укажите его номер.

Ответ: 5

12. В каких предложениях второго абзаца запятые разделяют однородные члены?

Ответ: 8, 9

Часть 3

13. Почему Эзоп назвал язык самым лучшим и самым худшим на свете? Напишите небольшой (3 — 4 предложения) текст-рассуждение, опирайтесь на примеры из прочитанного текста.

Вариант 4

Часть 1

1. В каком слове сочетание ЧН произносится как [ШН]?

1) человечный

2) скворечник

3) вечный 

4) наконечник

Ответ: 2

2. В каком ряду нарушен алфавитный порядок расположения названий городов?

1) Москва, Пенза, Пермь

2) Самара, Саратов, Сызрань

3) Самара, Пенза, Ростов-на-Дону

4) Ростов-на-Дону, Тамбов, Тверь

Ответ: 3

3. Какое утверждение является неверным?

1) Имя существительное изменяется по родам, числам и падежам.

2) В предложении прилагательное является определением или сказуемым.

3) Будущее время глагола имеет две формы: простую и сложную.

4) Предлог — служебная часть речи.

Ответ: 1

4. На месте каких цифр в предложении надо писать Ь?

В вол(1)ере зоопарка обез(2)яна крутит(3)ся и подскакивает, то схватит обруч(4), то отбросит, то заключит его в об(5)ятия.

1) 1, 2, 3

2) 3, 4

3) 2, 4, 5

4) 1, 2

Ответ: 4

5. В каком ряду в обоих словах пропущена одна и та же буква?

1) напиш...шь в сочинени...

2) в летн...м лагер...

3) зала...л на полян...

4) с надежн...м товарищ...м

Ответ: 2

6. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.

1) молодые инженеры

2) килограмм мандаринов

3) клади в ящик

4) ездиют по дороге

Ответ: 4

Прочитайте текст. Выполните задания 7 — 13

(1)Дорогие читатели, хотели бы вы поговорить, скажем, с А. С. Пушкиным, Л. Толстым, М. Горьким? (2)Я могу дать их точный адрес — библиотека. (3)Всё самое важное и интересное, о чём вам могли бы рассказать писатели, вы найдёте в книгах.

(4)В библиотеке всегда стоит тишина, но прислушайтесь: книги говорят с вами. (5)Они могут рассказать замечательную сказку или интересную повесть, с их страниц прозвучат чудесные стихи... (6)Из книг вы узнаете, как живут народы разных стран, совершите путешествие из настоящего в прошлое и будущее, научитесь понимать и любить людей. (7)Всегда и во всём книга — ваш верный и надёжный помощник.

(По С. Маршаку)

7. Какое заглавие наиболее точно отражает основную мысль текста?

1) В библиотеке

2) О пользе книг

3) Верные помощники

4) О чём говорят книги

Ответ: 3

8. Какое слово в предложении 6 употребляется в переносном значении?

1) узнаете 

2) народы

3) путешествие

4) прошлое

Ответ: 3

Часть 2

9. Из предложения 5 выпишите глагол, состоящий из приставки, корня и окончания.

Ответ: прозвучат

10. Из предложения 4 выпишите имя существительное, в котором есть непроверяемая безударная гласная корня.

Ответ: в библиотеке

11. Какое предложение второго абзаца соответствует характеристике: повествовательное, невосклицательное, простое с однородными членами предложения? Укажите его номер.

Ответ: 7

12. В каком предложении первого абзаца запятая выделяет обращение? Укажите его номер.

Ответ: 1

Часть 3

13. Как вы понимаете последнее предложение текста? Напишите небольшой (3 — 4 предложения) текст-рассуждение, опирайтесь на примеры из прочитанного текста.