Диагностические работы Русский язык 5 класс - А. К. Григорьева 2017


Морфемика. Орфография - Имя существительное

Вариант 1

Часть 1

1. В каком ряду слова не являются однокоренными?

1) отец, отчество

2) известие, весточка

3) созвездие, звезда

4) доля, долина

Ответ: 4

2. Какое слово имеет нулевое окончание?

1) берёзовый

2) пробежит

3) (нет) мест

4) облако

Ответ: 3

3. Укажите вариант ответа, в котором во всех словах на месте пропуска пишется буква А.

A) предл...гать

Б) подр...сла

B) комн...та

Г) отд...вать

1) все

2) А и Б

3) Б, В, Г 

4) А, В, Г

Ответ: 4

4. В каком ряду в обоих словах на месте пропуска пишется одна и та же буква?

1) бе...крайний, ...беречь

2) и...бежать, ра...сказ

3) по...везти, о...толкнуть

4) ра...винченный, ...делать

Ответ: 1

5. Какое суждение является ошибочным?

1) Морфемика изучает состав слов.

2) Основа включает корень, суффикс и окончание.

3) В корне заключён главный смысл всех родственных слов.

4) Приставка служит для образования новых слов.

Ответ: 2

6. В каком порядке должны следовать предложения, чтобы получился текст?

A. Сравните это значение с тем, в котором слово «грош» употребляется теперь, и вы получите интересный пример того, как слово приобрело в языке противоположное значение.

Б. «Грошовый» — говорят в прямом и переносном смысле о самом дешёвом, ничтожном, малозначительном.

B. Учёные предполагают, что слово «грош» произошло от латинского «гроссус», что означает «большой».

Г. Между тем в очень далёкие времена грош представлял собой довольно крупную серебряную монету, лишь позднее он выродился в обыкновенную медяшку.

1) А, Б, Г, В

2) В, А, Г, Б

3) Б, Г, В, А

4) Г, Б, А, В

Ответ: 3

Часть 2

7. Из предложения Б выпишите слово, состоящее из приставки, корня, суффикса и окончания.

Ответ: переносном

8. Выпишите из предложения В слово с чередующейся (О/А) гласной в корне.

Ответ: предполагают

9. В каком предложении есть однородные члены? Выпишите букву, соответствующую этому предложению.

Ответ: Б

Часть 3

10. Какая часть слова помогает объяснить название предмета? Отвечая на этот вопрос, напишите небольшой (3 — 4 предложения) текст-рассуждение. Приведите пример (или примеры), подтверждающий(-ие) ваше мнение.

Вариант 2

Часть 1

1. В каком ряду слова не являются однокоренными?

1) лётчик, полёт

2) водовоз, проводник

3) морозный, замораживать

4) далёкий, удалиться

Ответ: 2

2. О каком слове нельзя сказать «имеет окончание», а надо сказать «оканчивается на...»?

1) берёзовый

2) сегодня

3) квартал

4) грузовой

Ответ: 2

3. Укажите вариант ответа, в котором во всех словах на месте пропуска пишется буква О.

A) выр...сти

Б) изл...жение

B) сл...гаемые

Г) р...сток

1) А, Б

2) А, Б, В

3) Б, В, Г

4) Б, Г

Ответ: 4

4. В каком ряду в обоих словах на месте пропуска пишется одна и та же буква?

1) о...давать, по...чистить

2) ...доровый, и...чезнуть

3) ...делать, бе...сердечный

4) ра...писание, в...дохнуть

Ответ: 3

5. Какое суждение является ошибочным?

1) В основе заключено лексическое значение слова.

2) Корень — главная значимая часть слова.

3) Окончание служит для образования форм слова.

4) Беглыми могут быть любые гласные.

Ответ: 4

6. В каком порядке должны следовать предложения, чтобы получился текст?

A. А наши предки, скорее всего, вкладывали в это слово неодобрительный смысл.

Б. Вероятно, в те давние времена гордость не считалась таким уж бесспорным достоинством.

B. Сейчас мы считаем гордость в общем-то положительным качеством человека.

Г. В древнеболгарском языке родственный корень «гръд» обозначал «дурной, безобразный», а латинское слово «гурдус» значило «глупый, бестолковый».

1) А, Б, Г, В

2) В, А, Г, Б

3) В, Б, А, Г

4) Б, Г, А, В

Ответ: 2

Часть 2

7. Из предложения А выпишите слово с двумя приставками.

Ответ: неодобрительный

8. Выпишите из предложения В слово с чередующейся гласной (О/A) в корне.

Ответ: положительным

9. Какое предложение является сложным? Выпишите букву, соответствующую этому предложению.

Ответ: Г

Часть 3

10. Почему мы можем использовать корень слова для объяснения названия предмета? Отвечая на этот вопрос, напишите небольшой (3 — 4 предложения) текст-рассуждение. Приведите пример (или примеры), подтверждающий(-ие) ваше мнение.

Вариант 3

Часть 1

1. В каком ряду слова не являются однокоренными?

1) горизонт, горизонтально

2) подводник, водяной

3) выращенный, заросли

4) давать, давний

Ответ: 4

2. В каком слове нет приставки?

1) вырубить

2) высота

3) выходной

4) выстрел

Ответ: 2

3. Укажите вариант ответа, в котором во всех словах на месте пропуска пишется буква О.

A) водор...сли

Б) предл...жение

B) прил...гать

Г) р...стение

1) А, Б

2) А, Б, В

3) Б, В, Г

4) Б, Г

Ответ: 1

4. В каком ряду в обоих словах на месте пропуска пишется одна и та же буква?

1) ра...давать, бе...численный

2) ...дание, и...пуганно

3) бе...жизненный, в...махнуть

4) ра...щедриться, и...морозь

Ответ: 3

5. Какое суждение является ошибочным?

1) Морфема — наименьшая значимая часть слова.

2) У однокоренных слов различные лексические значения.

3) Суффикс находится перед корнем и служит для образования новых слов.

4) Беглые гласные могут быть не только в корне.

Ответ: 3

6. В каком порядке должны следовать предложения, чтобы получился текст?

A. Но что означает само слово «слово»?

Б. Слово — главная единица языка, оно служит для называния предметов окружающего мира, их свойств, действий, количества и пр.

B. Таким образом, буквально «слово» — это то, что звучит, то, что слышно.

Г. Учёные установили, что оно является близким родственником словам с корнями «слыть, слышать», древнее значение которых было близко к «звук», «шум», «гул».

1) А, Б, Г, В

2) Б, А, Г, В

3) В, Б, А, Г

4) Б, Г, А, В

Ответ: 2

Часть 2

7. Из предложения А выпишите слово, состоящее из приставки, корня, суффикса и окончания.

Ответ: означает

8. Выпишите из предложения Б слово с безударной гласной в корне, проверяемой ударением.

Ответ: единица

9. Сколько грамматических основ в предложении Б? Цифрой укажите количество.

Ответ: 2

Часть 3

10. Почему мы можем использовать корень слова для объяснения названия предмета? Отвечая на этот вопрос, напишите небольшой (3 — 4 предложения) текст-рассуждение. Приведите пример (или примеры), подтверждающий(-ие) ваше мнение.

Вариант 4

Часть 1

1. В каком ряду слова не являются однокоренными?

1) пригорок, гористый

2) проводить, подводный

3) долина, дол

4) колотить, приколачивать

Ответ: 2

2. В каком слове две приставки?

1) предложить

2) отметка

3) безвыходный

4) рассказчик

Ответ: 3

3. Укажите вариант ответа, в котором во всех словах на месте пропуска пишется буква А.

A) прил...гательное

Б) изл...жить

B) подр...стающий

Г) р...сток

1) А, Б

2) А, Б, В

3) А, В

4) Б, В, Г

Ответ: 3

4. В каком ряду в обоих словах на месте пропуска пишется одна и та же буква?

1) ра...свет, бе...умный

2) ...деланный, и...менить

3) бе...работный, во...питание

4) ра...сказать, и...пуганный

Ответ: 4

5. Какое суждение является ошибочным?

1) Формы слова не различаются лексическим значением.

2) Корень — общая часть родственных слов.

3) Окончание служит для образования новых слов.

4) Приставка и суффикс служат для образования новых слов.

Ответ: 3

6. В каком порядке должны следовать предложения, чтобы получился текст?

A. Я рассудил так: главное в цирке — это арена, она круглая, как и само здание цирка.

Б. А потом из словаря я узнал, что циркуль и цирк произошли от одного латинского слова «циркулюс», что значит «круг», «окружность».

B. Что общего между циркулем и цирком?

Г. Но и циркуль тоже имеет отношение к кругу, он его чертит.

1) А, Б, Г, В

2) В, Г, Б, А

3) Б, Г, В, А

4) В, А, Г, Б

Ответ: 4

Часть 2

7. Из предложения А выпишите слово с нулевым окончанием.

Ответ: рассудил

8. Выпишите из предложения А слово с непроверяемой безударной гласной в корне.

Ответ: арена

9. Сколько грамматических основ в предложении Г? Цифрой укажите количество.

Ответ: 2

Часть 3

10. Какая часть слова помогает объяснить название предмета? Отвечая на этот вопрос, напишите небольшой (3 — 4 предложения) текст-рассуждение. Приведите пример (или примеры), подтверждающий(-ие) ваше мнение.

Имя существительное

Вариант 1

Часть 1

1. В каком порядке должны следовать предложения, чтобы получился текст?

A) Именно в детские годы складывается характер, и многие черты, приобретённые в детстве, люди проносят через всю долгую жизнь.

Б) Детство — очень важная и очень ответственная пора в жизни человека.

B) Эти качества люди называют самыми главными.

Г) Вот почему с самых ранних лет нужно быть добрым, честным, смелым.

1) А, Б, Г, В

2) Г, В, Б, А

3) Б, А, Г, В

4) Б, Г, В, А

Ответ: 3

2. Какое заглавие наиболее точно отражает главную мысль текста?

1) Детство

2) Самые главные качества

3) Воспитание характера

4) Характер воспитывается с детства

Ответ: 4

3. К какому типу речи относится текст?

1) описание

2) рассуждение

3) повествование

4) описание и рассуждение

Ответ: 2

4. В каком значении употреблено слово пора в предложении Б?

1) срок

2) период

3) промежуток

4) возраст

Ответ: 2

5. Какое суждение является ошибочным?

1) В предложении А существительное характер является подлежащим.

2) В предложении Б все существительные относятся ко 2-му склонению.

3) Существительное качества из предложения В относится к среднему роду, имеет форму множественного числа, стоит в винительном падеже.

4) Существительное из предложения Г не является одушевлённым.

Ответ: 2

Часть 2

6. В каком существительном из предложений А, Б написание окончания подчиняется правилу: «У существительных 3-го склонения в предложном падеже пишется окончание -И»? Выпишите это слово.

Ответ: в жизни

7. Из предложения Б выпишите имена существительные, основа которых равна корню.

Ответ: пора, человека

8. Из предложения А выпишите существительное, которое употребляется только в единственном числе.

Ответ: детство (в детстве)

9. Из предложения Б выпишите грамматическую основу.

Ответ: детство — пора

Часть 3

10. Согласны ли вы с суждением, отражающим главную мысль текста? Напишите небольшое (3 — 4 предложения) сочинение-рассуждение на эту же тему. Приведите пример (или примеры), подтверждающий(-ие) ваши мысли.

Вариант 2

Прочитайте и выполните задания 1 — 10

(1)Оля и Лида гуляли в лесу, после утомительной дороги они сели на траву отдохнуть, вынули из пакета булку, масло, яйца. (2)Вдруг недалеко от них под кустом запел соловей, и девочки замерли, очарованные прекрасной песней. (3)Соловьи питаются мелкими насекомыми. (4)Когда закончился обед, Оля собрала мусор и бросила под куст. (5)Лида же завернула в газету яичные скорлупки и хлебные крошки, а кулёк положила в сумку. (6)Оля удивилась: ведь в лесу их никто не видит. (7)«Стыдно... перед соловушкой», — тихо сказала Лида.

(По В. Сухомлинскому)

Часть 1

1. Какое предложение является лишним в этом тексте?

1) 2

2) 3

3) 6

4) 7

Ответ: 2

2. Какое предложение помогает понять главную мысль текста?

1) 2

2) 4

3) 5

4) 7

Ответ: 4

3. К какому типу речи относится текст?

1) описание

2) рассуждение

3) повествование

4) описание и рассуждение

Ответ: 3

4. В каком значении употреблено существительное обед в предложении 4?

1) перерыв

2) приём пищи

3) еда, пища

4) время для еды

Ответ: 2

5. Какое суждение является ошибочным?

1) В предложении 1 существительное булку является дополнением.

2) В предложении 2 есть существительные 1-го и 2-го склонений.

3) Существительное куст из предложения 4 относится к мужскому роду, имеет форму единственного числа, стоит в именительном падеже.

4) В предложении 1 есть собственные и нарицательные имена существительные.

Ответ: 3

Часть 2

6. В каком существительном из предложений 1 и 2 написание окончания подчиняется правилу: «У существительных 1-го склонения в родительном падеже пишется окончание -И»? Выпишите это слово.

Ответ: после дороги

7. Из предложений 6 и 7 выпишите существительное с уменьшительно-ласкательным суффиксом.

Ответ: перед соловушкой

8. Из предложения 1 выпишите имя существительное, которое употребляется только в единственном числе.

Ответ: масло

9. Сколько грамматических основ в предложении 4? Цифрой укажите количество.

Ответ: 2

Часть 3

10. Согласны ли вы с объяснением Лиды? Напишите небольшой (3 — 4 предложения) текст-рассуждение на эту же тему. Приведите пример (или примеры), подтверждающий(-ие) ваши мысли.

Вариант 3

Прочитайте и выполните задания 1 — 10

Порядочный человек

(1)3адумывался ли ты над тем, что означает слово «порядочный», «порядочный человек»? (2)Может быть, это человек, который любит порядок, аккуратно одет, не разбрасывает по комнате свои вещи?

(3)Этот порядок — верность, честность, благородство, умение понять чужую беду и радоваться чужой удаче, как собственной. (4)Но речь идёт не о простом порядке, а об устройстве самой жизни. (5)Чем больше такого порядка будет вокруг нас, тем счастливее будут жить люди. (6)Да, корень этого слова «порядок».

(По Ю. Яковлеву)

Часть 1

1. В каком порядке должны следовать предложения во второй части текста?

1) 4, 3,5, 6 

2) 6, 5, 3, 4

3) 6, 4, 3, 5

4) 6, 3, 4, 5

Ответ: 3

2. В каком предложении содержится ответ на вопрос: «Что значит, по мнению автора, быть порядочным человеком?»

1) 2

2) 3

3) 4

4) 5

Ответ: 2

3. К какому типу речи относится текст?

1) описание

2) рассуждение

3) повествование

4) повествование и описание

Ответ: 2

4. В каком значении употреблено существительное корень из предложения 6?

1) подземная часть растения

2) внутренняя часть зуба

3) начало какого-либо дела

4) главная морфема в слове

Ответ: 4

5. Какое суждение является ошибочным?

1) В предложении 1 существительное слово является подлежащим.

2) В предложении 2 все существительные 2-го склонения.

3) Существительное жизни из предложения 4 относится к женскому роду, имеет форму единственного числа, стоит в родительном падеже.

4) В предложении 3 есть имена существительные, которые не имеют формы множественного числа.

Ответ: 2

Часть 2

6. В каком существительном из предложений 4 и 5 написание окончания подчиняется правилу: «У существительных 2-го склонения в предложном падеже пишется окончание -Е»? Выпишите это слово.

Ответ: о порядке

7. Из предложения 3 выпишите имя существительное, состоящее из корня и нулевого окончания.

Ответ: порядок

8. Из предложения 5 выпишите одушевлённое имя существительное.

Ответ: люди

9. Сколько грамматических основ в предложении 1? Цифрой укажите количество.

Ответ: 2

Часть 3

10. Согласны ли вы с мнением автора о том, что важно быть порядочным человеком? Напишите небольшой (3 — 4 предложения) текст-рассуждение на эту тему. Приведите пример (или примеры), подтверждающий(-ие) ваши мысли.

Вариант 4

Часть 1

1. В каком порядке должны следовать предложения, чтобы получился текст?

A. Корректность — это вежливость, тактичность, учтивость.

Б. Что значит быть корректным?

B. Корректный человек придержит дверь, пропустит вас вперёд, не займёт свободное место в транспорте, если рядом стоит старушка.

Г. Он не на словах, а на деле уступает, отступает, пропускает, берёт гораздо меньше, чем отдаёт.

1) А, Г, В, Б

2) Г, В, Б, А

3) Б, А, В, Г

4) Б, Г, В, А

Ответ: 3

2. Какое заглавие наиболее точно отражает главную мысль текста?

1) Черты характера

2) Корректность

3) Корректный человек

4) Важное качество характера

Ответ: 4

3. К какому типу речи относится текст?

1) описание

2) рассуждение

3) повествование

4) описание и повествование

Ответ: 2

4. В каком значении употреблено слово учтивость в предложении А?

1) вежливость

2) уважение

3) почтительность

4) равнодушие

Ответ: 3

5. Какое суждение является ошибочным?

1) В предложении А существительное вежливость является сказуемым.

2) В предложении Г все существительные относятся ко 2-му склонению.

3) Существительное место из предложения В относится к среднему роду, имеет форму единственного числа, стоит в винительном падеже.

4) Существительное тактичность из предложения А изменяется по числам.

Ответ: 4

Часть 2

6. В каком существительном из предложения В написание окончания подчиняется правилу: «У существительных 2-го склонения в предложном падеже пишется окончание -Е»? Выпишите это слово.

Ответ: в транспорте

7. Из предложения В выпишите имена существительные с нулевым окончанием.

Ответ: человек, дверь

8. Из предложения В выпишите одушевлённые имена существительные.

Ответ: человек, старушка

9. Из предложения А выпишите грамматическую основу.

Ответ: корректность вежливость, тактичность, учтивость

Часть 3

10. Стоит ли быть корректным человеком? Напишите небольшой (3 — 4 предложения) текст-рассуждение на эту тему. Приведите пример (или примеры), подтверждающий(-ие) ваши мысли.