Диагностические работы Русский язык 5 класс - А. К. Григорьева 2017
Морфемика. Орфография - Имя существительное
Вариант 1
Часть 1
1. В каком ряду слова не являются однокоренными?
1) отец, отчество
2) известие, весточка
3) созвездие, звезда
4) доля, долина
Ответ: 4
2. Какое слово имеет нулевое окончание?
1) берёзовый
2) пробежит
3) (нет) мест
4) облако
Ответ: 3
3. Укажите вариант ответа, в котором во всех словах на месте пропуска пишется буква А.
A) предл...гать
Б) подр...сла
B) комн...та
Г) отд...вать
1) все
2) А и Б
3) Б, В, Г
4) А, В, Г
Ответ: 4
4. В каком ряду в обоих словах на месте пропуска пишется одна и та же буква?
1) бе...крайний, ...беречь
2) и...бежать, ра...сказ
3) по...везти, о...толкнуть
4) ра...винченный, ...делать
Ответ: 1
5. Какое суждение является ошибочным?
1) Морфемика изучает состав слов.
2) Основа включает корень, суффикс и окончание.
3) В корне заключён главный смысл всех родственных слов.
4) Приставка служит для образования новых слов.
Ответ: 2
6. В каком порядке должны следовать предложения, чтобы получился текст?
A. Сравните это значение с тем, в котором слово «грош» употребляется теперь, и вы получите интересный пример того, как слово приобрело в языке противоположное значение.
Б. «Грошовый» — говорят в прямом и переносном смысле о самом дешёвом, ничтожном, малозначительном.
B. Учёные предполагают, что слово «грош» произошло от латинского «гроссус», что означает «большой».
Г. Между тем в очень далёкие времена грош представлял собой довольно крупную серебряную монету, лишь позднее он выродился в обыкновенную медяшку.
1) А, Б, Г, В
2) В, А, Г, Б
3) Б, Г, В, А
4) Г, Б, А, В
Ответ: 3
Часть 2
7. Из предложения Б выпишите слово, состоящее из приставки, корня, суффикса и окончания.
Ответ: переносном
8. Выпишите из предложения В слово с чередующейся (О/А) гласной в корне.
Ответ: предполагают
9. В каком предложении есть однородные члены? Выпишите букву, соответствующую этому предложению.
Ответ: Б
Часть 3
10. Какая часть слова помогает объяснить название предмета? Отвечая на этот вопрос, напишите небольшой (3 — 4 предложения) текст-рассуждение. Приведите пример (или примеры), подтверждающий(-ие) ваше мнение.
Вариант 2
Часть 1
1. В каком ряду слова не являются однокоренными?
1) лётчик, полёт
2) водовоз, проводник
3) морозный, замораживать
4) далёкий, удалиться
Ответ: 2
2. О каком слове нельзя сказать «имеет окончание», а надо сказать «оканчивается на...»?
1) берёзовый
2) сегодня
3) квартал
4) грузовой
Ответ: 2
3. Укажите вариант ответа, в котором во всех словах на месте пропуска пишется буква О.
A) выр...сти
Б) изл...жение
B) сл...гаемые
Г) р...сток
1) А, Б
2) А, Б, В
3) Б, В, Г
4) Б, Г
Ответ: 4
4. В каком ряду в обоих словах на месте пропуска пишется одна и та же буква?
1) о...давать, по...чистить
2) ...доровый, и...чезнуть
3) ...делать, бе...сердечный
4) ра...писание, в...дохнуть
Ответ: 3
5. Какое суждение является ошибочным?
1) В основе заключено лексическое значение слова.
2) Корень — главная значимая часть слова.
3) Окончание служит для образования форм слова.
4) Беглыми могут быть любые гласные.
Ответ: 4
6. В каком порядке должны следовать предложения, чтобы получился текст?
A. А наши предки, скорее всего, вкладывали в это слово неодобрительный смысл.
Б. Вероятно, в те давние времена гордость не считалась таким уж бесспорным достоинством.
B. Сейчас мы считаем гордость в общем-то положительным качеством человека.
Г. В древнеболгарском языке родственный корень «гръд» обозначал «дурной, безобразный», а латинское слово «гурдус» значило «глупый, бестолковый».
1) А, Б, Г, В
2) В, А, Г, Б
3) В, Б, А, Г
4) Б, Г, А, В
Ответ: 2
Часть 2
7. Из предложения А выпишите слово с двумя приставками.
Ответ: неодобрительный
8. Выпишите из предложения В слово с чередующейся гласной (О/A) в корне.
Ответ: положительным
9. Какое предложение является сложным? Выпишите букву, соответствующую этому предложению.
Ответ: Г
Часть 3
10. Почему мы можем использовать корень слова для объяснения названия предмета? Отвечая на этот вопрос, напишите небольшой (3 — 4 предложения) текст-рассуждение. Приведите пример (или примеры), подтверждающий(-ие) ваше мнение.
Вариант 3
Часть 1
1. В каком ряду слова не являются однокоренными?
1) горизонт, горизонтально
2) подводник, водяной
3) выращенный, заросли
4) давать, давний
Ответ: 4
2. В каком слове нет приставки?
1) вырубить
2) высота
3) выходной
4) выстрел
Ответ: 2
3. Укажите вариант ответа, в котором во всех словах на месте пропуска пишется буква О.
A) водор...сли
Б) предл...жение
B) прил...гать
Г) р...стение
1) А, Б
2) А, Б, В
3) Б, В, Г
4) Б, Г
Ответ: 1
4. В каком ряду в обоих словах на месте пропуска пишется одна и та же буква?
1) ра...давать, бе...численный
2) ...дание, и...пуганно
3) бе...жизненный, в...махнуть
4) ра...щедриться, и...морозь
Ответ: 3
5. Какое суждение является ошибочным?
1) Морфема — наименьшая значимая часть слова.
2) У однокоренных слов различные лексические значения.
3) Суффикс находится перед корнем и служит для образования новых слов.
4) Беглые гласные могут быть не только в корне.
Ответ: 3
6. В каком порядке должны следовать предложения, чтобы получился текст?
A. Но что означает само слово «слово»?
Б. Слово — главная единица языка, оно служит для называния предметов окружающего мира, их свойств, действий, количества и пр.
B. Таким образом, буквально «слово» — это то, что звучит, то, что слышно.
Г. Учёные установили, что оно является близким родственником словам с корнями «слыть, слышать», древнее значение которых было близко к «звук», «шум», «гул».
1) А, Б, Г, В
2) Б, А, Г, В
3) В, Б, А, Г
4) Б, Г, А, В
Ответ: 2
Часть 2
7. Из предложения А выпишите слово, состоящее из приставки, корня, суффикса и окончания.
Ответ: означает
8. Выпишите из предложения Б слово с безударной гласной в корне, проверяемой ударением.
Ответ: единица
9. Сколько грамматических основ в предложении Б? Цифрой укажите количество.
Ответ: 2
Часть 3
10. Почему мы можем использовать корень слова для объяснения названия предмета? Отвечая на этот вопрос, напишите небольшой (3 — 4 предложения) текст-рассуждение. Приведите пример (или примеры), подтверждающий(-ие) ваше мнение.
Вариант 4
Часть 1
1. В каком ряду слова не являются однокоренными?
1) пригорок, гористый
2) проводить, подводный
3) долина, дол
4) колотить, приколачивать
Ответ: 2
2. В каком слове две приставки?
1) предложить
2) отметка
3) безвыходный
4) рассказчик
Ответ: 3
3. Укажите вариант ответа, в котором во всех словах на месте пропуска пишется буква А.
A) прил...гательное
Б) изл...жить
B) подр...стающий
Г) р...сток
1) А, Б
2) А, Б, В
3) А, В
4) Б, В, Г
Ответ: 3
4. В каком ряду в обоих словах на месте пропуска пишется одна и та же буква?
1) ра...свет, бе...умный
2) ...деланный, и...менить
3) бе...работный, во...питание
4) ра...сказать, и...пуганный
Ответ: 4
5. Какое суждение является ошибочным?
1) Формы слова не различаются лексическим значением.
2) Корень — общая часть родственных слов.
3) Окончание служит для образования новых слов.
4) Приставка и суффикс служат для образования новых слов.
Ответ: 3
6. В каком порядке должны следовать предложения, чтобы получился текст?
A. Я рассудил так: главное в цирке — это арена, она круглая, как и само здание цирка.
Б. А потом из словаря я узнал, что циркуль и цирк произошли от одного латинского слова «циркулюс», что значит «круг», «окружность».
B. Что общего между циркулем и цирком?
Г. Но и циркуль тоже имеет отношение к кругу, он его чертит.
1) А, Б, Г, В
2) В, Г, Б, А
3) Б, Г, В, А
4) В, А, Г, Б
Ответ: 4
Часть 2
7. Из предложения А выпишите слово с нулевым окончанием.
Ответ: рассудил
8. Выпишите из предложения А слово с непроверяемой безударной гласной в корне.
Ответ: арена
9. Сколько грамматических основ в предложении Г? Цифрой укажите количество.
Ответ: 2
Часть 3
10. Какая часть слова помогает объяснить название предмета? Отвечая на этот вопрос, напишите небольшой (3 — 4 предложения) текст-рассуждение. Приведите пример (или примеры), подтверждающий(-ие) ваше мнение.
Имя существительное
Вариант 1
Часть 1
1. В каком порядке должны следовать предложения, чтобы получился текст?
A) Именно в детские годы складывается характер, и многие черты, приобретённые в детстве, люди проносят через всю долгую жизнь.
Б) Детство — очень важная и очень ответственная пора в жизни человека.
B) Эти качества люди называют самыми главными.
Г) Вот почему с самых ранних лет нужно быть добрым, честным, смелым.
1) А, Б, Г, В
2) Г, В, Б, А
3) Б, А, Г, В
4) Б, Г, В, А
Ответ: 3
2. Какое заглавие наиболее точно отражает главную мысль текста?
1) Детство
2) Самые главные качества
3) Воспитание характера
4) Характер воспитывается с детства
Ответ: 4
3. К какому типу речи относится текст?
1) описание
2) рассуждение
3) повествование
4) описание и рассуждение
Ответ: 2
4. В каком значении употреблено слово пора в предложении Б?
1) срок
2) период
3) промежуток
4) возраст
Ответ: 2
5. Какое суждение является ошибочным?
1) В предложении А существительное характер является подлежащим.
2) В предложении Б все существительные относятся ко 2-му склонению.
3) Существительное качества из предложения В относится к среднему роду, имеет форму множественного числа, стоит в винительном падеже.
4) Существительное из предложения Г не является одушевлённым.
Ответ: 2
Часть 2
6. В каком существительном из предложений А, Б написание окончания подчиняется правилу: «У существительных 3-го склонения в предложном падеже пишется окончание -И»? Выпишите это слово.
Ответ: в жизни
7. Из предложения Б выпишите имена существительные, основа которых равна корню.
Ответ: пора, человека
8. Из предложения А выпишите существительное, которое употребляется только в единственном числе.
Ответ: детство (в детстве)
9. Из предложения Б выпишите грамматическую основу.
Ответ: детство — пора
Часть 3
10. Согласны ли вы с суждением, отражающим главную мысль текста? Напишите небольшое (3 — 4 предложения) сочинение-рассуждение на эту же тему. Приведите пример (или примеры), подтверждающий(-ие) ваши мысли.
Вариант 2
Прочитайте и выполните задания 1 — 10
(1)Оля и Лида гуляли в лесу, после утомительной дороги они сели на траву отдохнуть, вынули из пакета булку, масло, яйца. (2)Вдруг недалеко от них под кустом запел соловей, и девочки замерли, очарованные прекрасной песней. (3)Соловьи питаются мелкими насекомыми. (4)Когда закончился обед, Оля собрала мусор и бросила под куст. (5)Лида же завернула в газету яичные скорлупки и хлебные крошки, а кулёк положила в сумку. (6)Оля удивилась: ведь в лесу их никто не видит. (7)«Стыдно... перед соловушкой», — тихо сказала Лида.
(По В. Сухомлинскому)
Часть 1
1. Какое предложение является лишним в этом тексте?
1) 2
2) 3
3) 6
4) 7
Ответ: 2
2. Какое предложение помогает понять главную мысль текста?
1) 2
2) 4
3) 5
4) 7
Ответ: 4
3. К какому типу речи относится текст?
1) описание
2) рассуждение
3) повествование
4) описание и рассуждение
Ответ: 3
4. В каком значении употреблено существительное обед в предложении 4?
1) перерыв
2) приём пищи
3) еда, пища
4) время для еды
Ответ: 2
5. Какое суждение является ошибочным?
1) В предложении 1 существительное булку является дополнением.
2) В предложении 2 есть существительные 1-го и 2-го склонений.
3) Существительное куст из предложения 4 относится к мужскому роду, имеет форму единственного числа, стоит в именительном падеже.
4) В предложении 1 есть собственные и нарицательные имена существительные.
Ответ: 3
Часть 2
6. В каком существительном из предложений 1 и 2 написание окончания подчиняется правилу: «У существительных 1-го склонения в родительном падеже пишется окончание -И»? Выпишите это слово.
Ответ: после дороги
7. Из предложений 6 и 7 выпишите существительное с уменьшительно-ласкательным суффиксом.
Ответ: перед соловушкой
8. Из предложения 1 выпишите имя существительное, которое употребляется только в единственном числе.
Ответ: масло
9. Сколько грамматических основ в предложении 4? Цифрой укажите количество.
Ответ: 2
Часть 3
10. Согласны ли вы с объяснением Лиды? Напишите небольшой (3 — 4 предложения) текст-рассуждение на эту же тему. Приведите пример (или примеры), подтверждающий(-ие) ваши мысли.
Вариант 3
Прочитайте и выполните задания 1 — 10
Порядочный человек
(1)3адумывался ли ты над тем, что означает слово «порядочный», «порядочный человек»? (2)Может быть, это человек, который любит порядок, аккуратно одет, не разбрасывает по комнате свои вещи?
(3)Этот порядок — верность, честность, благородство, умение понять чужую беду и радоваться чужой удаче, как собственной. (4)Но речь идёт не о простом порядке, а об устройстве самой жизни. (5)Чем больше такого порядка будет вокруг нас, тем счастливее будут жить люди. (6)Да, корень этого слова «порядок».
(По Ю. Яковлеву)
Часть 1
1. В каком порядке должны следовать предложения во второй части текста?
1) 4, 3,5, 6
2) 6, 5, 3, 4
3) 6, 4, 3, 5
4) 6, 3, 4, 5
Ответ: 3
2. В каком предложении содержится ответ на вопрос: «Что значит, по мнению автора, быть порядочным человеком?»
1) 2
2) 3
3) 4
4) 5
Ответ: 2
3. К какому типу речи относится текст?
1) описание
2) рассуждение
3) повествование
4) повествование и описание
Ответ: 2
4. В каком значении употреблено существительное корень из предложения 6?
1) подземная часть растения
2) внутренняя часть зуба
3) начало какого-либо дела
4) главная морфема в слове
Ответ: 4
5. Какое суждение является ошибочным?
1) В предложении 1 существительное слово является подлежащим.
2) В предложении 2 все существительные 2-го склонения.
3) Существительное жизни из предложения 4 относится к женскому роду, имеет форму единственного числа, стоит в родительном падеже.
4) В предложении 3 есть имена существительные, которые не имеют формы множественного числа.
Ответ: 2
Часть 2
6. В каком существительном из предложений 4 и 5 написание окончания подчиняется правилу: «У существительных 2-го склонения в предложном падеже пишется окончание -Е»? Выпишите это слово.
Ответ: о порядке
7. Из предложения 3 выпишите имя существительное, состоящее из корня и нулевого окончания.
Ответ: порядок
8. Из предложения 5 выпишите одушевлённое имя существительное.
Ответ: люди
9. Сколько грамматических основ в предложении 1? Цифрой укажите количество.
Ответ: 2
Часть 3
10. Согласны ли вы с мнением автора о том, что важно быть порядочным человеком? Напишите небольшой (3 — 4 предложения) текст-рассуждение на эту тему. Приведите пример (или примеры), подтверждающий(-ие) ваши мысли.
Вариант 4
Часть 1
1. В каком порядке должны следовать предложения, чтобы получился текст?
A. Корректность — это вежливость, тактичность, учтивость.
Б. Что значит быть корректным?
B. Корректный человек придержит дверь, пропустит вас вперёд, не займёт свободное место в транспорте, если рядом стоит старушка.
Г. Он не на словах, а на деле уступает, отступает, пропускает, берёт гораздо меньше, чем отдаёт.
1) А, Г, В, Б
2) Г, В, Б, А
3) Б, А, В, Г
4) Б, Г, В, А
Ответ: 3
2. Какое заглавие наиболее точно отражает главную мысль текста?
1) Черты характера
2) Корректность
3) Корректный человек
4) Важное качество характера
Ответ: 4
3. К какому типу речи относится текст?
1) описание
2) рассуждение
3) повествование
4) описание и повествование
Ответ: 2
4. В каком значении употреблено слово учтивость в предложении А?
1) вежливость
2) уважение
3) почтительность
4) равнодушие
Ответ: 3
5. Какое суждение является ошибочным?
1) В предложении А существительное вежливость является сказуемым.
2) В предложении Г все существительные относятся ко 2-му склонению.
3) Существительное место из предложения В относится к среднему роду, имеет форму единственного числа, стоит в винительном падеже.
4) Существительное тактичность из предложения А изменяется по числам.
Ответ: 4
Часть 2
6. В каком существительном из предложения В написание окончания подчиняется правилу: «У существительных 2-го склонения в предложном падеже пишется окончание -Е»? Выпишите это слово.
Ответ: в транспорте
7. Из предложения В выпишите имена существительные с нулевым окончанием.
Ответ: человек, дверь
8. Из предложения В выпишите одушевлённые имена существительные.
Ответ: человек, старушка
9. Из предложения А выпишите грамматическую основу.
Ответ: корректность вежливость, тактичность, учтивость
Часть 3
10. Стоит ли быть корректным человеком? Напишите небольшой (3 — 4 предложения) текст-рассуждение на эту тему. Приведите пример (или примеры), подтверждающий(-ие) ваши мысли.