Русский язык 5 класс - Диктанты и изложения - Н. Н. Соловьёва 2018
Морфемика. Орфография. Культура речи
Диктанты
Изменение и образование слов
Словарный диктант. Поставьте слова в словосочетаниях в форму родительного падежа. Подчеркните однокоренные слова.
Спокойный характер, громкий крик, синее небо, раскатистый гром, красивая брошь, громадное здание, цвет молока, кричащая птица.
Окончание
Словарный диктант. Какие слова имеют нулевое окончание?
Лебединый, вода, телефон, варила кашу, кабинетом, без картин, гвоздь, нет спичек, бережёт, головка, куклами, принесли, строй.
Основа слова
Словарный диктант. Какие существительные состоят из корня и нулевого окончания?
Варежка, лёд, лесник, завтра, крутит, кофта, футбол, дрозд, стужа, стружка, без игрушек, макарон, свистели, олово, деревом, делают, деревнями, плести.
Корень слова
Словарный диктант. Подчеркните формы слов.
а) песок, песком, песочек, песчаного, песчаник, о песке, песчаный, пропесочить, песка;
б) весело, весёлый, веселье, весельчак, весёлому, веселиться, весёлость, весёлого, весельем.
Суффикс
Словарный диктант. Подберите к данным словам однокоренные с суффиксом.
Кислый, гром, разговор, белка, книжка, красный, горох, стол, преподавать, снег, порог, народ, морковь, низкий, кружка.
Приставка
Словарный диктант. Подберите к данным словам однокоренные с приставкой.
Вода, ходить, течь, сидеть, говор, город, гулять, строить, бежать, грызть, терять, лететь, писать, ловить, гора.
Чередование звуков
Словарный диктант. В каких парах однокоренных слов есть чередование звуков?
Кормить — кормовой, гасить — гашение, носить — нести, болеть — больной, бочка — бочонок, река — реченька, насечка — насекать, стол — столешница, спорный — оспаривать, видеть — видать, кричать — крикнуть.
Беглые гласные
Словарный диктант. В каких словах есть беглые гласные?
Лев, паркет, конфета, пианино, грамотный, костюм, удалец, гитара, день, лён, правильный, велосипед, камень.
Варианты морфем
Словарный диктант. Подберите к каждому слову однокоренное с вариантом корневой морфемы.
Друг, снег, бок, берег, образ, гладить, дуга, щёки, око, морозить, грусть, ремень.
Правописание гласных и согласных в приставках
Словарный диктант. В каких словах нет приставки?
Отправить, нарвать, подстроить, убежать, ответ, налив, заслонить, сдружить, здание, переступить, светиться, застроить, вылить, изгнать.
Буквы з и с на конце приставок
Словарный диктант. В каких словах пишется сс или зз ? Графически объясните это написание.
Разговаривать, растревожить, сбежать, иссушить, возвращать, рассказать, расчёска, разломать, измять, рассвет, разорить, расступиться, чересчур.
Буквы а — о в корне -лаг- — -лож-
Словарный диктант. Какие слова не относятся к корню с чередованием -лож- — -лаг-? Подберите к ним однокоренные слова.
Ложка, прилагательное, изложение, обложка, полагать, переложить.
Буквы а — о в корне -раст- — -рос- — -ращ-
Словарный диктант. Какие слова не относятся к корню с чередованием -раст- — -рос- — -ращ?
Росток, вырастить, растение, нарост, раствор, подрастать, заросли, поросль, выращивать, подросток, растягивать, рослый.
Свободный диктант.
Заботливый цветок
Кипрей всегда разрастается на лесных пожарищах и порубках. Недавно ещё кипрей называли сорной травой. Он только и годился, что на дешёвый чай. Лесники безжалостно вырывали весь кипрей, что вырастал рядом с молодыми сосенками. Делали это они потому, что думали, будто этот цветок заглушает побеги сосен и отнимает у них свет и влагу.
Но вскоре заметили, что сосенки в тех местах, где уничтожен кипрей, совсем не могут бороться с холодом и от первых же утренних морозов, какие бывают в начале осени, погибают.
Оказалось, что кипрей очень тёплый цветок. Когда ударит мороз и иней посеребрит траву, то около кипрея инея нет. Потому что около цветка стоит тёплый воздух. Этот цветок выделяет из себя теплоту, в которой без страха растут все соседи кипрея, слабенькие побеги. Кипрей — их сторож, их защитник и нянька.
(По К. Паустовскому)
Задания: 1. Подчеркните слова с чередующейся гласной в корне слова.
2. Выполните морфемный разбор слова, в котором пишется нн. 3. Найдите и выпишите слово, состав которого соответствует схеме «приставка + корень + окончание».
Буквы ё — о после шипящих в корне
Словарный диктант. Какие слова являются исключениями из данного правила?
Шоколад, жёлудь, шёлковый, чёрный, жёрдочка, щёлкать, крыжовник, шоссе, чёркать, чёртик, кошёлка, щёголь, шёл отряд, дешёвый.
Буквы и — ы после ц
Словарный диктант. Какие слова являются исключениями из данного правила?
Циркуль, марципан, огурцы, панцирь, куцый, цилиндр, цыганский, порция, цыплёнок, горцы, цинк, молодцы, цитрус.
Повторение
Диктант с грамматическим заданием.
В маленькой квартирке расположился крошечный зоопарк и разместилась пёстрая оранжерея*. Черепашка Тартила с красивым панцирем прячется под цитрусовым деревом, на котором много ярких жёлтых и пахучих лимонов. Тут же носятся пушистые толстенькие цыплята, а мама Курица наблюдает за ними из-за большого кактуса (**). А кто это прячется за горшками с фиалками? Это братец Кролик. Его куцый хвостик с чёрным кончиком очень интересует котёнка. Котёнок хочет играть и прыгает на него, а Кролик спасается бегством от непоседливого шалуна с острыми коготками.
Длинные лианы ползут по стенам комнаты. Растения на полочках почти все в цвету. Тут и белые крупные цветки, и синие, и красные. Среди этой ароматной клумбы восседает крупный попугай, который вертит головой и иногда раскатисто восклицает: «Красота! Райский сад! Красота!»
Хозяину этого зоопарка и роскошной оранжереи не бывает скучно. Животные и растения требуют заботы и ухода, но это вызывает добрые чувства, приносит радость и счастье (***).
(Н. Соловьёва)
Задания:
А 1) Выпишите 2 — 3 слова с и — ы после ц; выделите часть слова, в которой находится данная орфограмма; 2) в 1-м предложении в глаголах выделите приставку и корень; 3) выполните синтаксический разбор этого предложения (*).
В 1) Выпишите 2 — 3 слова с ё—о после шипящих в корне слова; укажите в скобках проверочное слово; 2) в предложениях 2-го абзаца найдите слова с приставками; выделите в них приставку и корень; 3) выполните синтаксический разбор отмеченного предложения (**).
С 1) Выпишите из текста по 2 — 3 примера с о — а в корнях с чередованием; графически подтвердите написание; 2) выполните морфемный разбор 2 — 3 слов, состоящих из 5 или 6 слогов; 3) выполните синтаксический разбор отмеченного предложения (***).