Русский язык 5 класс - Диктанты и изложения - Н. Н. Соловьёва 2018
Морфемика. Орфография. Культура речи
Тестовые задания
I. Задание: рядом с нужным ответом или ответами поставьте знак +. Возможное количество ответов — от одного до трёх.
1. Определите, какая часть слова выделена в прилагательном.
А снежИНКа корень
В предРАСсветный приставка
С возвышАться суффикс
Окончание
Ответ:
А — суффикс; В — приставка; С — суффикс.
2. Укажите слова, неправильно разобранные по составу.
А горд-ец
без-водн-ый
рас-твор-и-ть-ся
В баран-ин-а
зуб-чат-ый
подо-синов-ик
С под-корм-и-ть-ся
пере-множ-ить
при-озёр-н-ый
Ответ:
А — безводный; В — подосиновик; С — перемножить.
3. Составьте словосочетания или предложения со словами.
А посидеть / поседеть
В увидать / увядать
С подражать / подрожать
4. Образуйте из данных слов сложное существительное.
А сам варит
В ловит птиц
С носит ордена
5. Образуйте из данных слов сложное прилагательное.
А горький и солёный
В красный и синий
С русский и английский
6. Образуйте от каждого существительного название профессии.
А пианино, флейта, скрипка
В труба, баян, гитара
С орган, гусли, балалайка
7. Отметьте одинаковыми цифрами однокоренные слова.
А горе, огорчаться, горец, горемыка, пригорюниться
В лето, летать, многолетник, галета, однолетки
С голубь, голубизна, голубика, голубец, голубоватый
Ответ:
А — 1) горе, горемыка, пригорюниться, 2) горец, 3) огорчаться; В — 1) лето, многолетник, однолетки, 2) летать, 3) галета; С — 1) голубизна, голубика, голубоватый, 2) голубь, 3) голубец.
8. Укажите, в каких словах пишется буква о.
А предл..гать, р..сток, отр..сль
В пол..житься, выр..щенный, навыр..ст
С насл..ждение, пор..сль, сл..жение
Ответ:
А — росток; В — положиться; С — поросль.
9. Найдите «лишнее» слово.
А ш..рох В крыж..вник С ч..боты
ш..пот ш..колад ж..лоб
ш..лковый ч..лн пиж..н
Ответ:
А — шорох; В — чёлн; С — пижон.
10. Найдите «лишнее» слово.
А ц..рк, ц..ган, ц.к.орий, ц..ркуль, ц..линдр
В и..чезать, рас..читать, бе..водный, во..ходить, чере..чур
С г..рчица, ог..рчать, г..рьковатый, г..рчить, г..рчичник
Ответ:
А — цыган; В — безводный; С — огорчать.
II. Прослушайте текст. Выполните тестовые задания.
Любитель разбирать слова
— Я большой любитель разбирать слова, — неожиданно сказал лесник и смущённо усмехнулся. — И вот скажи на милость! Бывает же так, что пристанет к тебе одно слово и не даёт покоя... Идёшь по лесу. Перебираешь в голове слово за словом, — и так их прикинешь и этак: откуда они взялись? Да ничего не получается. Познаний у меня нет... Я лесной человек — простой обходчик.
— А какое слово к вам привязалось сейчас? — спросил я.
— Да вот этот самый «родник». Я это слово давно приметил. Надо думать, получилось оно от того, что тут вода зарождается. Родник родит реку, а река льётся-течёт через всю нашу матушку-землю, через всю родину, кормит народ. Вы глядите, как это складно выходит, — родник, родина, народ. И все эти слова как бы родня между собой. Как бы родня! — повторил он и засмеялся.
Простые эти слова открыли мне глубочайшие корни нашего языка.
Весь многовековой опыт народа, вся поэтическая сторона его характера заключается в этих словах.
(По К. Паустовскому)
1. Какое утверждение соответствует содержанию текста?
а) Лесник — простой обходчик, и нет у него никаких познаний.
б) Лесник любит задумываться над русскими словами, как они происходят, как друг с другом роднятся.
в) Лесник, размышляя над словом «родник», роднит его со словом «река».
г) Весь многовековой опыт народа заключается в слове «родник».
Ответ: 2.
2. В какой сборник можно было бы поместить этот текст?
а) Рассказы о великих людях.
б) Рассказы об интересах.
в) Рассказы о словах.
г) Рассказы о русском языке, его богатстве.
Ответ: 4.
3. Какое предложение помогает понять основную тему текста?
а) Я большой любитель разбирать слова.
б) Родник, родина, народ — все эти слова как бы родня между собой.
в) Родник родит реку, а река льётся-течёт через всю нашу матушку-землю, через всю родину, кормит народ.
г) Простые эти слова открыли мне глубочайшие корни нашего языка.
Ответ: 4.
4. Отметьте предложение, в котором заключена главная мысль текста.
а) Интересно задумываться о словах русского языка и размышлять об их происхождении.
б) Слова «родник», «родина», «народ» — «родня между собой».
в) В словах «родник», «родина», «народ» заключены глубочайшие корни русского языка, многовековой опыт народа.
г) Поэтическая сторона русского языка отражена в самых простых словах.
Ответ: 3.
5. Напишите о том, почему важно любить и беречь свой родной язык.
6. Напишите о том, какие слова русского языка вам интересны. Объясните почему.