Русский язык 5 класс - Диктанты и изложения - Н. Н. Соловьёва 2018

Морфемика. Орфография. Культура речи
Тестовые задания

I. Задание: рядом с нужным ответом или ответами поставьте знак +. Возможное количество ответов — от одного до трёх.

  1. Определите, какая часть слова выделена в прилагательном.

  А снежИНКа      корень

  В предРАСсветный    приставка

  С возвышАться      суффикс

      Окончание

Ответ:

  А — суффикс; В — приставка; С — суффикс.

2. Укажите слова, неправильно разобранные по составу.

  А горд-ец

  без-водн-ый

  рас-твор-и-ть-ся

  В баран-ин-а

  зуб-чат-ый

  подо-синов-ик

  С под-корм-и-ть-ся

    пере-множ-ить

    при-озёр-н-ый

Ответ:

  А — безводный; В — подосиновик; С — перемножить.

3. Составьте словосочетания или предложения со словами.

  А посидеть / поседеть

  В увидать / увядать

  С подражать / подрожать

4. Образуйте из данных слов сложное существительное.

  А сам варит

  В ловит птиц

  С носит ордена

5. Образуйте из данных слов сложное прилагательное.

  А горький и солёный

  В красный и синий

  С русский и английский

6. Образуйте от каждого существительного название профессии.

  А пианино, флейта, скрипка

  В труба, баян, гитара

  С орган, гусли, балалайка

7. Отметьте одинаковыми цифрами однокоренные слова.

  А горе, огорчаться, горец, горемыка, пригорюниться

  В лето, летать, многолетник, галета, однолетки

  С голубь, голубизна, голубика, голубец, голубоватый

Ответ:

  А — 1) горе, горемыка, пригорюниться, 2) горец, 3) огорчаться; В — 1) лето, многолетник, однолетки, 2) летать, 3) галета; С — 1) голубизна, голубика, голубоватый, 2) голубь, 3) голубец.

8. Укажите, в каких словах пишется буква о.

  А предл..гать, р..сток, отр..сль

  В пол..житься, выр..щенный, навыр..ст

  С насл..ждение, пор..сль, сл..жение

Ответ:

  А — росток; В — положиться; С — поросль.

9. Найдите «лишнее» слово.

  А ш..рох      В крыж..вник  С ч..боты

  ш..пот      ш..колад      ж..лоб

  ш..лковый    ч..лн      пиж..н

Ответ:

  А — шорох; В — чёлн; С — пижон.

10. Найдите «лишнее» слово.

  А ц..рк, ц..ган, ц.к.орий, ц..ркуль, ц..линдр

  В и..чезать, рас..читать, бе..водный, во..ходить, чере..чур

  С г..рчица, ог..рчать, г..рьковатый, г..рчить, г..рчичник

Ответ:

  А — цыган; В — безводный; С — огорчать.

II. Прослушайте текст. Выполните тестовые задания.

Любитель разбирать слова

— Я большой любитель разбирать слова, — неожиданно сказал лесник и смущённо усмехнулся. — И вот скажи на милость! Бывает же так, что пристанет к тебе одно слово и не даёт покоя... Идёшь по лесу. Перебираешь в голове слово за словом, — и так их прикинешь и этак: откуда они взялись? Да ничего не получается. Познаний у меня нет... Я лесной человек — простой обходчик.

— А какое слово к вам привязалось сейчас? — спросил я.

— Да вот этот самый «родник». Я это слово давно приметил. Надо думать, получилось оно от того, что тут вода зарождается. Родник родит реку, а река льётся-течёт через всю нашу матушку-землю, через всю родину, кормит народ. Вы глядите, как это складно выходит, — родник, родина, народ. И все эти слова как бы родня между собой. Как бы родня! — повторил он и засмеялся.

Простые эти слова открыли мне глубочайшие корни нашего языка.

Весь многовековой опыт народа, вся поэтическая сторона его характера заключается в этих словах.

(По К. Паустовскому)

1. Какое утверждение соответствует содержанию текста?

  а) Лесник — простой обходчик, и нет у него никаких познаний.

  б) Лесник любит задумываться над русскими словами, как они происходят, как друг с другом роднятся.

  в) Лесник, размышляя над словом «родник», роднит его со словом «река».

  г) Весь многовековой опыт народа заключается в слове «родник».

Ответ: 2.

2. В какой сборник можно было бы поместить этот текст?

  а) Рассказы о великих людях.

  б) Рассказы об интересах.

  в) Рассказы о словах.

  г) Рассказы о русском языке, его богатстве.

Ответ: 4.

3. Какое предложение помогает понять основную тему текста?

  а) Я большой любитель разбирать слова.

  б) Родник, родина, народ — все эти слова как бы родня между собой.

  в) Родник родит реку, а река льётся-течёт через всю нашу матушку-землю, через всю родину, кормит народ.

  г) Простые эти слова открыли мне глубочайшие корни нашего языка.

Ответ: 4.

4. Отметьте предложение, в котором заключена главная мысль текста.

  а) Интересно задумываться о словах русского языка и размышлять об их происхождении.

  б) Слова «родник», «родина», «народ» — «родня между собой».

  в) В словах «родник», «родина», «народ» заключены глубочайшие корни русского языка, многовековой опыт народа.

  г) Поэтическая сторона русского языка отражена в самых простых словах.

Ответ: 3.

5. Напишите о том, почему важно любить и беречь свой родной язык.

6. Напишите о том, какие слова русского языка вам интересны. Объясните почему.