Русский язык 5 класс - Диктанты и изложения - Н. Н. Соловьёва 2018

Морфология. Орфография. Культура речи
Имя прилагательное
Тестовые задания

I. Задание: рядом с нужным ответом или ответами поставьте знак +. Возможное количество ответов — от одного до трёх.

  1. Отметьте прилагательные.

  А славный   В кроха      С стойкий

синеть    крошить      чувствовать

кошкин    крошечный      чувствительный

синь      крушина      стойкость

древний    беглый      стойка

синий      бег      чувственный

кошачий    бегать      чувство

Ответ:

2. Образуйте краткую форму от прилагательных.

  А крепкий   В похожий      С неуклюжий

  точный      удивительный  неприятный

Ответ:

3. Определите, какое слово содержит ошибку.

  А резок   В мягок     С бережлив

  чёрен    весенен    деревянен

  свежь    боек      слащав

Ответ:

  А — свежь; В — весенен; С — деревянен.

4. Определите, в каком прилагательном в правописании окончания допущена ошибка.

  А летнию кофту

  зимнего вечера

  громкими криками

  В узкого окна

  лёгкай накидки

  сладкой конфетой

  С стремительной походкой

  ласковово котёнка

  стройному тополю

Ответ:

  А — летнию кофту; В — лёгкай накидки; С — ласковово котёнка.

5. Укажите, в окончаниях каких слов пропущена гласная буква о.

  А свеж..го молока

  о чуж..м человеке

  о неуклюж..м медведе

  В похож..й фигурой

  больш..й поляны

  могуч..го дуба

  С лучш..го друга

  пригож..й внешностью

  парень с ленц..й

Ответ:

  А — о чужом человеке; В — большой поляны; С — парень с ленцой.

6. Укажите прилагательные, которые имеют краткую форму.

  А американский

    количественный

  наблюдательный

  В паукообразный

  островной

  внушительный

  С могущественный

    тонконогий

    собачий

Ответ:

  А — наблюдательный; В — внушительный; С — могущественный.

7. Дополните предложения прилагательными, подходящими по смыслу.

  А Дом пансионата стоял на горе.

  В погоне за мошкарой дети напоминали самолёты- истребители.

  В С балкона открывался вид на всё ущелье и на склоны гор, за которые весь день цеплялись облака.

Когда ветер приходил на пустырь, он всегда касался цветка и уносил его запах с собой.

  С Внизу шумел поток, а над ним, в вышине, день- деньской взмывали ввысь и ныряли в бездну десятки стрижей.

  Среди сна и ночи воробей заметил, что бугор, в котором он спал, пополз вместе с ним, а затем весь снег вокруг него обвалился, рассеялся, и воробей остался один в урагане.

8. Придумайте и допишите в каждое предложение сравнение.

  А Голос мягкий, как сдобная...

Толстые жёлтые лучи солнца лежали на его плечах, как...

  В Перо из шляпы торчало, как...

  Мой приятель весело сверкнул глазами, похожими на...

  С Белоснежная берёзка, как ..., изогнулась под тяжестью мокрого весеннего снега.

  Огромная мрачная туча, которая, словно ..., закрыла жаркое солнце, немедленно пролилась дождём.

II. Прослушайте текст. Выполните тестовые задания.

Гости

Гости у нас были. От штабелей дров пришла к нам трясогузка, просто из любопытства, только чтобы на нас поглядеть. <...> Мы скоро открыли способ, как фотографировать этих маленьких птичек на близком расстоянии: если она сидит на той стороне штабеля и надо её к себе подозвать, для этого надо показаться издали и тут же от неё спрятаться. Тогда трясогузка, заинтересованная, побежит по краешку штабеля и с уголка заглянет на тебя, и ты увидишь её на том самом поленце, куда заранее навёл аппарат.

Бывает очень похоже на игру в палочки-постукалочки, только там дети играют, а тут я играю с птичкой.

Прилетел журавль и сел на той стороне речки в жёлтом болоте среди кочек и стал, наклонившись, разгуливать.

Скопа, рыбный хищник, прилетела и, высматривая себе внизу добычу, останавливалась в воздухе, помахивая крыльями.

Коршун, с круглой выемкой на хвосте, прилетел и парил высоко.

Прилетел болотный лунь, большой любитель птичьих яиц. Теперь все трясогузки вылетели из дров и помчались за ним, как комары. К трясогузкам вскоре присоединились вороны, сторожа своих гнёзд. У громадного хищника был очень жалкий вид: этакая махина — и мчится в ужасе, улепётывает, удирает во все лопатки.

Слышалось «ву-ву» у витютеней.

Неустанно куковала в бору кукушка.

Цапля вымахнула из сухих старых тростников.

Совсем рядом бормотал без остановки тетерев.

Болотная овсянка пикала и раскачивалась на одной тоненькой тростинке.

Землеройка пискнула в старой листве.

И когда стало ещё теплей, то распустились листья черёмухи. Как птички с зелёными крылышками, тоже, как гости, прилетели и сели, фиолетовая анемона пришла, волчье лыко и так дальше, пока не стали показываться с зелёных почках все этажи леса.

Ещё была ранняя ива, и к ней прилетела пчела, и шмель загудел, и бабочка сложила крылышки.

Лисица, лохматая, озабоченная, мелькнула в тростниках.

Гадюка просыхала, свернувшись на кочке.

И казалось, этому чудесному времени не будет конца. Но сегодня, перепрыгивая с кочки на кочку в болоте, я что-то заметил в воде, наклонился и увидел там бесчисленное множество комариных жгутиков.

Пройдёт ещё немного, они окрылятся, выйдут из воды и станут ногами на воду, для них твёрдую, соберутся с духом, полетят и загудят. Тогда солнечный день станет серым от кровопивцев. Но эта великая армия охраняет чистоту болотного леса и не даёт дачникам использовать красоту этих мест.

Пошла плотва. Приехали на лодке два рыбака. И когда мы сложились, чтобы уехать, тут же на нашем месте они развели костёр, повесили котелок, поскоблили плотву и потом без хлеба хлебали уху и ели рыбу.

На этом единственном сухом местечке, наверно, и первобытный рыбак тоже разводил костры, и тут же стала наша машина. Когда же мы сняли палатку, в которой у нас была кухня, то на место палатки прилетели овсянки что-то клевать. И это были наши последние гости.

(По М. Пришвину)

1. Какое утверждение соответствует содержанию текста?

  а) Коршун — большой любитель птичьих яиц.

  б) С наступлением тепла распустилась берёза, а на раннюю иву прилетела пчела.

  в) Великая армия комаров охраняет болото от людей, которые загрязняют и разрушают природу.

  г) Последними гостями были птички овсянки, прилетевшие что-то поклевать на место, где стояла кухня- палатка.

Ответ: 4.

2. В какой из сборников может быть помещён данный текст?

  а) Рассказы о животных

  б) Приключения

  в) Рассказы о людях и природе

  г) Сказочные истории

Ответ: 3.

3. О чём хотел сказать автор?

  а) о загадочности природы

  б) о дружбе человека и природы

  в) о жизни леса и его обитателей

  г) о беззащитности природы перед человеком

Ответ: 3.

4. Восстановите последовательность, в которой встречаются в тексте данные предложения.

  а) Приехали на лодке два рыбака.

  б) Болотная овсянка пикала и раскачивалась на одной тоненькой тростинке.

  в) На этом единственном сухом местечке, наверно, и первобытный рыбак тоже разводил костры, и тут же стала наша машина.

  г) Лисица, лохматая, озабоченная, мелькнула в тростниках.

Ответ: 2-4-1-3.

5. Как в тексте автор называет комаров?

  а) серая туча

  б) великая армия

  г) неисчислимые полчища

  д) несметное множество

Ответ: 2.

6. Напишите, с чем в тексте сравниваются листья черёмухи.

7. Опишите какого-либо обитателя леса (растение, птицу, зверька), который больше всего вам запомнился.