Русский язык 5 класс - Диктанты и изложения - Н. Н. Соловьёва 2018
Морфология. Орфография. Культура речи
Имя прилагательное
Тестовые задания
I. Задание: рядом с нужным ответом или ответами поставьте знак +. Возможное количество ответов — от одного до трёх.
1. Отметьте прилагательные.
А славный В кроха С стойкий
синеть крошить чувствовать
кошкин крошечный чувствительный
синь крушина стойкость
древний беглый стойка
синий бег чувственный
кошачий бегать чувство
Ответ: —
2. Образуйте краткую форму от прилагательных.
А крепкий В похожий С неуклюжий
точный удивительный неприятный
Ответ: —
3. Определите, какое слово содержит ошибку.
А резок В мягок С бережлив
чёрен весенен деревянен
свежь боек слащав
Ответ:
А — свежь; В — весенен; С — деревянен.
4. Определите, в каком прилагательном в правописании окончания допущена ошибка.
А летнию кофту
зимнего вечера
громкими криками
В узкого окна
лёгкай накидки
сладкой конфетой
С стремительной походкой
ласковово котёнка
стройному тополю
Ответ:
А — летнию кофту; В — лёгкай накидки; С — ласковово котёнка.
5. Укажите, в окончаниях каких слов пропущена гласная буква о.
А свеж..го молока
о чуж..м человеке
о неуклюж..м медведе
В похож..й фигурой
больш..й поляны
могуч..го дуба
С лучш..го друга
пригож..й внешностью
парень с ленц..й
Ответ:
А — о чужом человеке; В — большой поляны; С — парень с ленцой.
6. Укажите прилагательные, которые имеют краткую форму.
А американский
количественный
наблюдательный
В паукообразный
островной
внушительный
С могущественный
тонконогий
собачий
Ответ:
А — наблюдательный; В — внушительный; С — могущественный.
7. Дополните предложения прилагательными, подходящими по смыслу.
А Дом пансионата стоял на горе.
В погоне за мошкарой дети напоминали самолёты- истребители.
В С балкона открывался вид на всё ущелье и на склоны гор, за которые весь день цеплялись облака.
Когда ветер приходил на пустырь, он всегда касался цветка и уносил его запах с собой.
С Внизу шумел поток, а над ним, в вышине, день- деньской взмывали ввысь и ныряли в бездну десятки стрижей.
Среди сна и ночи воробей заметил, что бугор, в котором он спал, пополз вместе с ним, а затем весь снег вокруг него обвалился, рассеялся, и воробей остался один в урагане.
8. Придумайте и допишите в каждое предложение сравнение.
А Голос мягкий, как сдобная...
Толстые жёлтые лучи солнца лежали на его плечах, как...
В Перо из шляпы торчало, как...
Мой приятель весело сверкнул глазами, похожими на...
С Белоснежная берёзка, как ..., изогнулась под тяжестью мокрого весеннего снега.
Огромная мрачная туча, которая, словно ..., закрыла жаркое солнце, немедленно пролилась дождём.
II. Прослушайте текст. Выполните тестовые задания.
Гости
Гости у нас были. От штабелей дров пришла к нам трясогузка, просто из любопытства, только чтобы на нас поглядеть. <...> Мы скоро открыли способ, как фотографировать этих маленьких птичек на близком расстоянии: если она сидит на той стороне штабеля и надо её к себе подозвать, для этого надо показаться издали и тут же от неё спрятаться. Тогда трясогузка, заинтересованная, побежит по краешку штабеля и с уголка заглянет на тебя, и ты увидишь её на том самом поленце, куда заранее навёл аппарат.
Бывает очень похоже на игру в палочки-постукалочки, только там дети играют, а тут я играю с птичкой.
Прилетел журавль и сел на той стороне речки в жёлтом болоте среди кочек и стал, наклонившись, разгуливать.
Скопа, рыбный хищник, прилетела и, высматривая себе внизу добычу, останавливалась в воздухе, помахивая крыльями.
Коршун, с круглой выемкой на хвосте, прилетел и парил высоко.
Прилетел болотный лунь, большой любитель птичьих яиц. Теперь все трясогузки вылетели из дров и помчались за ним, как комары. К трясогузкам вскоре присоединились вороны, сторожа своих гнёзд. У громадного хищника был очень жалкий вид: этакая махина — и мчится в ужасе, улепётывает, удирает во все лопатки.
Слышалось «ву-ву» у витютеней.
Неустанно куковала в бору кукушка.
Цапля вымахнула из сухих старых тростников.
Совсем рядом бормотал без остановки тетерев.
Болотная овсянка пикала и раскачивалась на одной тоненькой тростинке.
Землеройка пискнула в старой листве.
И когда стало ещё теплей, то распустились листья черёмухи. Как птички с зелёными крылышками, тоже, как гости, прилетели и сели, фиолетовая анемона пришла, волчье лыко и так дальше, пока не стали показываться с зелёных почках все этажи леса.
Ещё была ранняя ива, и к ней прилетела пчела, и шмель загудел, и бабочка сложила крылышки.
Лисица, лохматая, озабоченная, мелькнула в тростниках.
Гадюка просыхала, свернувшись на кочке.
И казалось, этому чудесному времени не будет конца. Но сегодня, перепрыгивая с кочки на кочку в болоте, я что-то заметил в воде, наклонился и увидел там бесчисленное множество комариных жгутиков.
Пройдёт ещё немного, они окрылятся, выйдут из воды и станут ногами на воду, для них твёрдую, соберутся с духом, полетят и загудят. Тогда солнечный день станет серым от кровопивцев. Но эта великая армия охраняет чистоту болотного леса и не даёт дачникам использовать красоту этих мест.
Пошла плотва. Приехали на лодке два рыбака. И когда мы сложились, чтобы уехать, тут же на нашем месте они развели костёр, повесили котелок, поскоблили плотву и потом без хлеба хлебали уху и ели рыбу.
На этом единственном сухом местечке, наверно, и первобытный рыбак тоже разводил костры, и тут же стала наша машина. Когда же мы сняли палатку, в которой у нас была кухня, то на место палатки прилетели овсянки что-то клевать. И это были наши последние гости.
(По М. Пришвину)
1. Какое утверждение соответствует содержанию текста?
а) Коршун — большой любитель птичьих яиц.
б) С наступлением тепла распустилась берёза, а на раннюю иву прилетела пчела.
в) Великая армия комаров охраняет болото от людей, которые загрязняют и разрушают природу.
г) Последними гостями были птички овсянки, прилетевшие что-то поклевать на место, где стояла кухня- палатка.
Ответ: 4.
2. В какой из сборников может быть помещён данный текст?
а) Рассказы о животных
б) Приключения
в) Рассказы о людях и природе
г) Сказочные истории
Ответ: 3.
3. О чём хотел сказать автор?
а) о загадочности природы
б) о дружбе человека и природы
в) о жизни леса и его обитателей
г) о беззащитности природы перед человеком
Ответ: 3.
4. Восстановите последовательность, в которой встречаются в тексте данные предложения.
а) Приехали на лодке два рыбака.
б) Болотная овсянка пикала и раскачивалась на одной тоненькой тростинке.
в) На этом единственном сухом местечке, наверно, и первобытный рыбак тоже разводил костры, и тут же стала наша машина.
г) Лисица, лохматая, озабоченная, мелькнула в тростниках.
Ответ: 2-4-1-3.
5. Как в тексте автор называет комаров?
а) серая туча
б) великая армия
г) неисчислимые полчища
д) несметное множество
Ответ: 2.
6. Напишите, с чем в тексте сравниваются листья черёмухи.
7. Опишите какого-либо обитателя леса (растение, птицу, зверька), который больше всего вам запомнился.