Русский язык 5 класс - Диктанты и изложения - Н. Н. Соловьёва 2018

Повторение и систематизация изученного
Диктанты

Орфограммы в приставках и в корнях слов

  Диктант с грамматическим заданием

Как только наступили каникулы, мы переехали в лагерь, который расположился возле речки. На этой речке имелись две лодки. Наши ребята из технического кружка переоборудовали их в крейсеры «Аврора» и «Марат».

С боков у лодок были гребные колёса, которые приводились в движение руками. На носу у каждого крейсера возвышалась броневая башня из фанеры. Там мог поместиться человек, если сидеть на корточках.

Иногда мы устраивали морские игры. Происходило это так. Человек восемь занимали места на «Авроре», и десяток ребят устраивались на «Марате». Все вооружались кружками из жести.

Река возле лагеря совсем неглубокая. Суда маневрировали друг возле друга, ребята черпали кружками воду и выплёскивали её в противника. Дым стоял коромыслом! Каждую секунду десятки кружек воды выплёскивались в лодки. На обоих берегах орали ребята, которые разделились на «красных» и «синих». Кончалось тем, что одна из лодок шла ко дну. Экипаж её выбирался на берег. Тогда крейсер всплывал и его уводили победители.

(По Ю. Сотнику)

Задания:

  А 1) Выпишите 2 — 3 слова с орфограммой «Правописание приставок на -з — -с»; 2) выпишите 2 — 3 слова с орфограммой «Проверяемая согласная в корне слова»; 3) выполните морфемный разбор одного из выписанных слов.

  В 1) Выпишите слова с чередованием гласной в корне; 2) выпишите 3 —4 слова с орфограммой «Проверяемая гласная в корне слова»; 3) выполните морфемный разбор одного из выписанных слов.

  С 1) Выпишите по два примера с различными орфограммами, связанными с правописанием гласных в корне слова; 2) выполните морфемный разбор одного из выписанных слов; 3) выполните синтаксический разбор одного из простых предложений.

Орфограммы в окончаниях слов

  Диктант с грамматическим заданием

В середине квартала стоял большой коричневый дом с узорами из дерева вокруг окон. Узоры были красивые, но дом был старый и покосился. На одном конце нижние края окон врастали в землю. Дом был грустный, и казалось удивительным, что перед ним скачет, как воробышек, мальчик.

Тротуара рядом с домом не было, но просохшая земля утрамбовалась и была как камень. На земле белели «классики», и мальчик прыгал по клеткам, гонял носком сапога баночку из-под крема. Пыльные кирзовые сапожки были небольшие, но очень широкие и сильно болтались. Мальчишкины ноги казались от этого слишком тонкими.

Мальчик был славный. Прыгал так ловко. При каждом прыжке у него вставал торчком светлый мягкий чубчик. Воротник матроски хлопал его по спине. Иногда прилетал ветерок, и воротник вскидывался и трепетал. Глаза у мальчика были синие, весёлые и добрые. С таким мальчиком хотелось подружиться.

(По В. Крапивину)

Задания:

  А 1) Найдите в 1-м абзаце существительное в предложном падеже и выполните его морфологический разбор; 2) выпишите из 1-го абзаца глагол в форме настоящего времени и выполните его морфемный разбор.

  В 1) Найдите в 3-м абзаце существительное в дательном падеже и выполните его морфологический разбор; 2) выпишите из текста глаголы в неопределённой форме и выполните морфемный разбор одного из них.

  С 1) Выпишите по одному существительному на каждый падеж, который представлен в тексте, и выполните морфологический разбор одного из выписанных слов; 2) выпишите слова с чередующейся гласной и с непроизносимой согласной в корне, выполните морфемный разбор одного из них.

Употребление букв ъ и ъ. Раздельные написания

  Диктант с грамматическим заданием

В родных краях

Медленно иду по пыльной просёлочной дороге. Уже почти рассвело. На горизонте тает серебряный серп ущербного месяца. В вышине необъятной лазури слышится песня жаворонка. Берёзовая роща в стороне от дороги оглашается птичьим гомоном. Слева над колхозным полем, где растёт горох, вьются пчёлы. Кругом туман, и я с трудом различаю деревню. На развесистом дереве, что растёт рядом с дорогой, аисты устроили гнездо. Вспоминаю, как в детстве я нашёл аистёнка, который выпал из гнезда. Я выходил его, а потом выпустил на волю.

Преодолеваю неглубокий овраг и подхожу к избушке моей любимой тётушки Настасьи. К этому домику нельзя подъехать, поэтому можно добраться только так. Огромный лохматый пёс узнаёт меня и приветливо машет хвостом. Я не решаюсь в такую рань будить старушку и с наслаждением располагаюсь отдохнуть на свежем сене. Как хорошо!

Спасибо, сторона родная, за твои просторы, которые заставляют радоваться жизни и чувствовать себя счастливым!

(По М. Шершаковой)

Задания:

  А 1) Выпишите из 1-го абзаца слово с разделительным ъ и выполните его морфемный разбор; 2) подчеркните в предложениях 1-го абзаца определения.

  В 1) Выпишите из текста слова с разделительными ъ и ь, выполните их морфемный разбор; 2) подчеркните в предложениях 2-го абзаца дополнения.

  С 1) Выпишите слово с разделительным ъ или ь, в котором букв больше, чем звуков, и выполните его фонетический разбор; 2) подчеркните в тексте обстоятельство, выраженное существительным в родительном падеже.

Знаки препинания в простом и сложном предложениях

  Диктант с грамматическим заданием

Роса

С полей, с лугов, с вод поднялись туманы и растаяли в небесной лазури, но в лесу туманы застряли надолго**. Солнце поднимается выше, лучи сквозь лесной туман проникают в глубину чащи, и на них там можно смотреть прямо и даже считать и фотографировать.

Зелёные дорожки в лесу будто курятся, туман везде поднимается, вода пузырьками садится на листья, на хвоинки ёлок, на паучиные сети, на телеграфную проволоку***.

Когда солнце стало порядочно греть на телеграфной проволоке, большие радужные капли начали падать на землю. В хвойном и лиственном лесу тоже закапало, словно пролились радостные слёзы. Задрожали осинки от падающей капели.

Скоро обсохло. Пауки стали подтягивать свои сигнальные нити. Застучал дятел по ёлке, заклевал дрозд на рябине*.

(По М. Пришвину)

Задания:

  А 1) Выполните синтаксический разбор указанного предложения (*); 2) выпишите слово, в котором букв больше, чем звуков, и выполните его фонетический разбор.

  В 1) Выполните синтаксический разбор указанного предложения (**); 2) выпишите слово, в котором звуков больше, чем букв, и выполните его фонетический разбор.

  С 1) Выполните синтаксический разбор указанного предложения (***); 2) выпишите 2 — 3 слова, в которых буквы е, ё, ю, я обозначают два звука, и выполните фонетический разбор одного из них.