Русский язык 5 класс - Диктанты и изложения - Н. Н. Соловьёва 2018
Повторение и систематизация изученного
Тестовые задания
I. Задание: рядом с нужным ответом или ответами поставьте знак +. Возможное количество ответов — от одного до трёх.
1. В каком слове количество букв и звуков не совпадает?
А подъём В паяльник С гостья
балалайка мороженое улыбаться
якорь ель вьюжный
уголь пончик объёмистый
2. В каких словах в транскрипции допущена ошибка?
Ответы:
3. В каком слове есть непроизносимый согласный звук?
А капус..ный В искус..ный С я..ства
интерес..ный уча..твовать шотлан..ский
опас..ность влас..ный ровес..ник
Ответ:
А — капустный; В — властный; С — шотландский.
4. Укажите слова, которые не являются родственными.
А излагать В изгородь С отражать
сложный огород брага
прилагательное нагорный бражка
налаживать загородный преображение
полагать наградить брожение
предложить городничий забродить
Ответ:
А — сложный, налаживать; В — нагорный, наградить; С — отражать, преображение.
5. Укажите слова, разобранные морфологически неверно.
А пере-крёст-ок В сортир-ов-щик С о-круж-н-ость
санатор-н-ый раст-ени-е рас-пах-ну-ть
печень-е при-гор-ок не-до-тёп-а
Ответ:
А — печенье; В — сортировщик; С — недотёпа.
6. Укажите существительное, которое не относится ко 2-му склонению.
А капель В олень С ступень
монастырь лунь слепень
картофель плесень студень
Ответ:
А — капель; В — плесень; С — ступень.
7. Отметьте глаголы, не относящиеся к I спряжению.
А бороться В гореть С крыть
реветь брить кричать
веять топтать сеять
слышать печь стелить
Ответ:
А — слышать; В — гореть; С — кричать.
8. Какое слово имеет одно лексическое значение?
А окно В земля С море
стена калитка утка
холодильник картина фасоль
линейка история пионер
Ответ:
А — холодильник; В — калитка; С — фасоль.
9. В каком словосочетании неверно употреблено прилагательное?
А карие глаза кучевые облака каштановое платье
В пушистые волосы несусветный лентяй подзорная труба
С негодный мальчишка пронзительный взгляд значительное замечание
Ответ:
А — каштановое платье; В — несусветный лентяй; С — значительное замечание.
10. Отметьте неверное утверждение.
А а) Все гласные в корне проверяются ударением.
б) В существительных 3-го склонения после шипящих пишется ъ.
в) Во всех суффиксах пишется ы после ц.
В а) В суффиксах, окончаниях глаголов и отглагольных слов всегда пишется буква ё после шипящих.
б) Написание корней -лаг- / -лож- можно проверять двояко: по последнему согласному корня и по наличию суффикса -а-.
в) Разделительный ъ пишется перед буквами е, ё, ю, я в корне слова после согласной перед гласной.
С а) Буквы е, ё, ю, я обозначают два звука в начале слова, после гласной и после разделительных ъ и ь.
б) Существительные на -ция относятся к 1-му склонению.
в) Спряжение глагола определяется по неопределённой форме, если у глагола личное окончание является безударным.
Ответ:
А — 1; В — 3; С — 2.
11. В каком утверждении допущена неточность?
А а) Существительные степь, рожь, фальшь в форме Д. п. и П. п. имеют окончание -и.
б) Существительные платье, окно, полено в форме Р. п. мн. ч. имеют окончание -ев.
в) Существительные кожа, баржа, галоша в форме Р. п. мн. ч. пишутся без ь на конце.
В а) Существительные варенье, соленье, копченье в форме П. п. имеют окончание -е.
б) Глаголы пилить, сидеть, строить относятся ко II спряжению.
в) В словах невеста, нельзя, нерадивый не входит в состав корня.
С а) Буква о после шипящих в корне слова пишется в словах ш..колад, кош..лка, ш..ссейный.
б) В глаголах 3-го лица множественного числа настоящего времени корм..тся, слав..тся, гон..тся пишется в окончании буква я.
в) Существительные цапля, кухня, татарин в форме Р. п. мн. ч. имеют нулевое окончание.
Ответ:
А — 2; В — 1; С — 1.
12. В каком предложении выделенное существительное стоит в форме:
А — родительного падежа?
а) В Крыму на зное тяжело находиться. (1)
б) У цивилизации землян великое будущее. (2)
в) Мой приятель был в отчаянии. (3)
г) К Марии Ивановне приехали родственники. (4)
В — предложного падежа?
а) Загорать на берегу моря люблю больше всего.
б) Смотрю в окно на тёмный город.
в) Спрятаться за занавеской мог только Серёжка.
г) У Евгении в гостях почти весь класс.
С — винительного падежа?
а) Проводить время в кругу друзей всегда приятно.
б) Приедет со дня на день и дедушка.
в) Участвовать в строительстве дома будут две фирмы.
г) Города-побратимы обменялись символическими ключами.
Ответ:
А — 2; В — 1; С — 2.
13. В каком предложении неверно расставлены знаки препинания?
А а) На этом острове, тесно стоит несколько ёлок, под ними я и присел перекусить.
б) Вой волков, шорох дождя в рыжей хвое мешали спать путникам.
в) Солнышко пригрело, утки устроились на отмели и решили отдохнуть.
г) Стало уже жарко, когда Егорка заканчивал косить сено в поле.
В а) Мальчик бежал по лужам, и его ноги быстро промокли.
б) Литавры надрывались от звона, чтобы ещё мощнее звучал марш.
в) На следующий день мама уехала к подруге, сказала что до вечера.
г) Мы сильно волновались, но всё же справились с контрольной.
С а) С забора прыгнула и удрала куда-то кошачья тень.
б) Микрофон был похож на чёрную решётчатую грушу, которая торчала на блестящей палке.
в) Бабушка высыпала пряники на стол и сказала, что дети могут есть, сколько хотят.
г) Книжка была большая и к маминому приходу дети не осилили и половины.
Ответ:
А — 1; В — 3; С — 4.
14. Отметьте предложение, в котором выделенное слово является:
А — определением
а) В ванной было просторно и тепло.
б) Яйцо было сварено вкрутую.
в) Крупные капли дождя падали и громко стучали по подоконнику.
г) Кот прыгнул на уютный диван и уснул.
В — дополнением
а) Больше всего на свете мальчик любил сказки.
б) Я с радостью думал о предстоящем разговоре с родителями.
в) Охотничий закон запрещает убивать лебедей.
г) Паук дремал в углу посреди большой паутины.
С — обстоятельством
а) Платье в горошек очень всем нравилось.
б) Солдаты шли ровным строем.
в) Дети были довольны праздничным вечером.
г) Крыши домов были покрыты снегом.
Ответ:
А — 4; В — 1; С — 2.
II. Прослушайте текст. Выполните тестовое задание.
С тех пор как Матиуш высадился на необитаемом острове, всё переменилось. Матиуш стал философом, то есть человеком, который размышляет обо всём, что видит. Сидит целый день и думает. Но это вовсе не значит, будто философы — бездельники. Мышление тоже труд, и очень тяжёлый. Между обыкновенным человеком и философом большая разница. Для обыкновенного человека лягушка — просто лягушка, а философ увидит лягушку и думает: «Зачем она существует в природе?»
Вместо того чтобы рассердиться и обругать своего обидчика, как это делает обыкновенный человек, философ размышляет: почему один человек задира и злюка, а другой нет?
Обыкновенный человек увидит что-нибудь хорошее у другого и завидует, ломает себе голову: «Как бы мне тоже заиметь такую штуку?!» А философ предаётся раздумьям: «Как сделать, чтобы у всех людей всё было?»
Вот таким человеком и стал Матиуш.
В голове у него идёт напряжённая работа, рождается тысяча вопросов.
«Что происходит в мозгу, когда человек думает? Почему человек спит? И почему засыпаешь всегда незаметно? И вообще, что такое сон? Почему мы растём, стареем, умираем?
Дерево тоже растёт, становится трухлявым, болеет. А сказать, что ему больно, бедное дерево не может. Почему?
А море живое? Если прислушаться, оно вздыхает, как великан, а в непогоду стонет и воет. И всё-таки оно неживое. Зато в море водятся рыбы. И снова загадка: почему человек не может жить в воде, а рыба — на суше?
Интересно, есть у птиц свои птичьи слова? Когда канарейка поёт, понимают её другие канарейки или нет?»
В голове у Матиуша — тысяча вопросов, и на все надо ответить самому.
Иногда Матиушу кажется, будто в голове у него идёт настоящий бой. Одни побеждают, другие терпят поражение. Похоже, там есть свои министры и войско. А самая главная мысль, как матка в пчелином улье. Пчёлы перелетают с цветка на цветок, и мысли передаются от одного человека к другому.
Сидит Матиуш на берегу, бросает в воду камешки, а мысли, как пчёлы, роятся в голове.
Со стороны кажется, будто Матиуш ничего не делает. Но у него каждая минута занята, и, когда наступает вечер, не хочется ложиться спать.
Вечером на небе загораются звёзды. Матиуш глядит на них, словно впервые видит. Неужели они такие же большие, как наша Земля? А есть ли там люди, пчёлы, мухи? Человек по сравнению с океаном или Вселенной — жалкая козявка. Матиуш пробовал сосчитать звёзды на небе, да сбился со счёта.
(По Я. Корчаку)
1. Какое утверждение соответствует содержанию текста?
а) Матиуш стал философом, который только и делал, что сидел на берегу, бросал камешки в воду и думал обо всём подряд.
б) Между философом и обычным человеком большая разница.
в) Матиуш ничего не делал, только думал, поэтому вечером совсем не уставал и не хотел спать.
г) По ночам Матиуш считал звёзды на небе и сравнивал человека со Вселенной или с океаном.
Ответ: 2.
2. Где происходят события, описанные в тексте?
а) на необитаемом острове
б) в лесу
в) на берегу океана
г) в хижине
Ответ: 1.
3. О чём хотел сказать автор?
а) Жизнь на необитаемом острове скучна.
б) Философы только размышляют, но ничего не делают.
в) Наблюдение и размышление развивают человека, помогают ему лучше понимать окружающий мир.
г) В жизни очень много вопросов, на которые невозможно найти ответ.
Ответ: 3.
4. Какова главная мысль данного текста?
а) Матиуш стал философом, то есть человеком, который размышляет обо всём, что видит.
б) Сидит Матиуш на берегу, бросает в воду камешки, а в голове у него идёт напряжённая работа, рождается тысяча вопросов.
в) В голове у Матиуша — тысяча вопросов, и на все надо ответить самому.
г) Мышление тоже труд, и очень тяжёлый.
Ответ: 4.
5. Какое сравнение использует автор для описания мыслей, которые тревожат Матиуша, заставляя его размышлять?
6. Почему автор называет мышление тяжёлым трудом? Объясните.
7. Напишите о том, над чем вы любите размышлять в одиночестве и почему.
Материал для самостоятельных и контрольных работ
Задание 1. 1. Вставьте пропущенные буквы, расставьте недостающие знаки препинания. Раскройте скобки. 2. Выполните задания после текста.
Апл..дисменты
Это францу..ское слово стало международным и озн..ча..т р..акцию нормального зрит..ля на успех любимого спор..смена или команды. Но нек..торые завс..гдатаи ст..д..онов почему-то предп..ч..тают (не)апл..дировать а свистеть, засовывая при этом в рот не вс..гда чистые пальцы. Уч..ные с..итают такой свист признаком (не)зав..ршённости пер..хода от об..з..яны к человеку. Впрочем, теперь даже об..з..яны (не)свистят: ст..сняются.
А 1) Подчеркните те слова с пропущенными буквами, в которых пропущена проверяемая гласная. Запишите проверочные слова.
2) Найдите прилагательное, которое употребляется как существительное. Выполните его фонетический разбор.
В 1) Выпишите любое слово с приставкой. Выполните его словообразовательный и морфологический разбор.
2) Подчеркните те прилагательные, которые имеют краткую форму. Запишите её к данным словам.
С 1) Объясните значение двух любых существительных.
2) Найдите слово, значение которого нельзя точно определить в фонетической транскрипции. Выполните его морфологический разбор.
3) Выпишите наречия.
Задание 2. Вставьте пропущенные буквы. Соедините дужкой буквы в словах там, где пропуск не нужен.
Милые красавицы России
В бур.. эл..ктрического света
Ум..ра..т ю..ная Джульетта.
Праз..ничные ярусы и ложи
Г..л..сок Офелии тр..вож..т.
В з..л..тых и тёмно-синих блёс..ках
Золушка танцу..т на подмос..ках...
В блиндажах подземных, а не в ска..ке
Наши ж..ны прим..ряли каски...
На н..силках дли..ных, под навес..м
Ум..рали ру..ски.. принце..сы...
(Я. Смеляков)
А 1) Выпишите слова с непроизносимой согласной в корне в столбик, рядом запишите проверочное слово.
2) Подчеркните подлежащие и сказуемые.
3) Выполните синтаксический разбор первого предложения.
В 1) Выпишите слово, образованное приставочно-суффиксальным способом. Выполните его морфологический разбор.
2) Подчеркните обстоятельства.
3) Выполните синтаксический разбор предложения с противопоставлением.
С 1) Выпишите слова с чередованием гласной в корне. Найдите слово, для которого в определённом случае эти слова будут иметь корень-омоним. Приведите примеры.
2) Подчеркните дополнения.
3) Выпишите 3 — 4 словосочетания разного строения. Выполните их разбор.
Задание 3. 1. Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки. 2. Выполните тестовое задание после текста.
На майк.. туго завязыва..м нитками мален..ки.. узелки. Можно чер..довать лиц..вые узлы и изнан..чные.
Развод..м краску. Процеж..ва..м её. Добавля..м соль для бумажной ткан.. и уксус для ш..лка или шерсти, нал..ва..м в большую, пр..сторную посудину и опуска..м туда намоченную в х..лодной воде майку. Став..м на огонь. Д..вод..м до кипения. Кип..тим минут 20, остужа..м и только тогда проп..ласкива..м много раз в х..лодной воде. Развязыва..м узелки. И ещё раз проп..ласкива..м. Итак, получились разводы на окрашенном фоне. На разводах можно выш..ть (не)сложные узоры или раскрасить их кист..ю жи..кими маслеными или нитрокрасками.
3. Отметьте знаком + правильные утверждения.
А 1) В тексте 3 раза встречается неопределённая форма глагола.
2) Все предложения текста имеют подлежащее и сказуемое.
3) Прилагательное бумажной не имеет краткой формы.
В 1) Все глаголы текста несовершенного вида.
2) В тексте встречаются существительные всех трёх склонений.
3) В первом предложении есть наречие.
С 1) В тексте встречается слово, написание которого зависит от значения.
2) В тексте есть два слова, которые имеют форму только единственного числа в одном из своих значений; в ином значении они изменяются по числам.
3) Все существительные текста стоят в форме винительного или родительного падежа.
Задание 4. 1. Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки. Расставьте недостающие знаки препинания. 2. Выполните задание после текста.
А В..сит над в..дой старая, ч..рная, как уг..ль, к..ряга. Отзв..нела, отшумела своё. О..др..жала д..жд..выми капл..ми на весе..них лист..ях отс..рила в воду ярко-ж..лт..ми глянц..выми листочками. Уг..льное отр..жение её ч..тко л..жит на в..де, пр..рываясь лишь (в)тех местах где п..пада..т на округлые лист..я ку..шинок. Зел..нь этих лист..ев (не)мож..т (не)со..п..дать (не)сливат..ся с отражённой вокруг л..сной зел..нью. У ч..рёмух выр..сли до своей вел..чины буду..щие яг..ды*. Теперь они гла..кие жёс..кие, как всё равно выр..заны из зелёной кос..ти и отп..лированы.
В Лист..я р..киты повёрнуты то своей ярко-зелёной то обратной, матовой с..ребря..ной ст..р..ной отчего всё дерево вся его крона, всё, так ск..зать, п..тно в общ..й картине кажется светлым. У кромки в..ды р..стут, накл..нясь в ст..р..ну, травы. Кажется даже что дальше травы при..стают на ц..почки тянутся изо всех сил что(бы) об..зательно, хотя бы из(за) плеч.., погл..деть в воду. Тут и кр..пива тут и выс..ченные зонтичные названия которым ..десь у нас никто (не)зна..т.
С Но всех больше укр..ша..т наш замкнутый земной мирок некое высокое р..стение с пышными белыми цветами. То есть каждый цветок в отдельн..сти очень мал и был бы вовсе не заметен но собрались цветы на стебле в бе..численном множ..стве и обр..зуют пышную белую сле..ка ж..лтоватую шапку. А так(как) стебли этого р..стения никогда (не)р..стут п..одиночке то пышные шапки сл..ваются и вот уже как(бы) белое обл..ко дремл..т среди неподвижной лесной травы. Ещё и потому невозможно (не)залюбоват..ся этим р..стением что едва лишь пр..гре..т со..нце как от белого цветочного обл..ка поплывут во все ст..р..ны незримые клубы незримые обл..ка крепкого медвя..ного ар..мата.
(В. Солоухин)
А 1) Выпишите слово, в котором буква я обозначает два звука. Выполните фонетический разбор этого слова.
2) Выпишите слово с непроизносимой согласной. Запишите 2 — 3 однокоренных слова к нему. Выполните их морфемный и словообразовательный разбор.
3) Выпишите существительное 3-го склонения, прилагательное, характеризующее форму предмета, глагол в форме прошедшего времени, в корне которого есть чередующаяся гласная, наречие.
4) Выполните синтаксический разбор предложения, отмеченного звёздочкой *.
В 1) Выпишите любое слово, в составе которого есть согласный звук, чьей постоянной характеристикой является мягкость. Выполните его фонетический разбор.
2) Выпишите любое многозначное слово. Проиллюстрируйте примерами его многозначность.
3) Выпишите существительное особого типа склонения, прилагательное, имеющее краткую форму, глагол с сомнительной согласной в корне, в составе которого есть приставка, наречие.
4) Выпишите 3 словосочетания разного состава.
С 1) Выпишите любое слово с мягким согласным звуком, который смягчился под воздействием последующего согласного. Выполните его фонетический разбор.
2) Найдите слово-омоним. Проиллюстрируйте разницу между словами-омонимами в формах числа и в словообразовании.
3) Выпишите по одному существительному каждого типа склонения, прилагательное в краткой форме, любое местоимение, глагол в форме настоящего времени, при
формоизменении которого происходит чередование согласных в корне, наречие.
4) Выпишите 4 — 5 словосочетаний разного типа. Выполните их разбор.
Задание 5. 1. Вставьте пропущенные буквы, определите написание частицы не в указанном случае, расставьте пропущенные знаки препинания.
2. Выполните задания после текста.
Метеор
Пер..ч..ркнув
Ночной пр..стор,
Л..тит над судном
М..т..ор.
Л..тит малыш-м..т..орит
А в небе — словно сварка.
И смотр..т все как он г..рит
Размашисто и жарко.
М..лёк среди небесных тел,
(Не)смог ко тьме пр..выкнуть
И, видно, столько прол..тел
Что(б) хоть на миг но вспыхнуть!
Он отр..жа..тся в волне
Себя исп..п..ляет.
*М..дуз.. ч..дит..ся на дне
Что и она
Пыла..т!
Но вот он дрогнул и п..гас —
Ни искры ни огарка...
И..люм..наторы у нас
Г..рят не очень ярко.
Лишь тихо кур..т м..р..ки.
Да полночью бе..со..ной
Над ру..кой тлеют ог..ньки
То красный то зелёный.
И труден рейс и зыбок путь
И никого (не)встрет..м.
Но, мож..т быть,
Когда-нибудь
И мы п..рою свет..м.
(В. Коржиков)
А 1) Выпишите слово с двумя разными удвоенными согласными. Выполните его морфемный и словообразовательный разбор. Подберите однокоренные слова.
2) Выпишите 2 — 3 словосочетания разного состава. Выполните их разбор.
В 1) Выпишите по одному существительному каждого склонения.
2) Выполните синтаксический разбор предложения, отмеченного звёздочкой (*).
С 1) Просклоняйте существительное путь вместе с другим выписанным существительным, которое относится ко 2-му склонению. Можно ли существительное путь отнести тоже ко 2-му склонению?
2) Найдите предложение с глаголом-исключением (по типу спряжения) и выполните его синтаксический разбор.