Диктанты по русскому языку к учебнику Т. А. Ладыженской и др. - Г. Н. Потапова 2020


Глагол

Словарные диктанты

1. Барахтается, лягушка, генерал, суббота, силуэт, извиниться, сияние, ориентироваться, ненавидеть, недоумевать, негодовать, неистовствовать, команда, чемодан, таять, веять, сеять, затеять, гимнастика, баскетбол, состязаться, соревноваться, тренер, тренироваться, блеснуть.

2. Перила, рисовать, разожжёшь, космонавт, мечта, стадион, арена, спартакиада, ворона, чирикать, жужжать, стрекотать, вагон, платформа, канал, бормотать, аэродром, троллейбус, фломастер, тарелка, фотоаппарат, бинокль, до свидания, черёмуха.

3. Восстановить, сигналить, аттестат, караулить, беседовать, рисовать, акация, рукодельничать, ориентироваться, отражение, поражение, присутствовать, белизна, ослепительный, праздничный, пелена, визжать, счастье, километр, вверх, вниз, шиповник, карман, вперёд, урожай.

Слуховые диктанты

Виды глагола

Определите на слух вид глагола, запишите букву С, если глагол совершенного вида, и букву Н, если глагол несовершенного вида.

1) постарается 2) советовать 3) пробудился 4) расхвастался 5) цепляется 6) радоваться 7) разрастается 8) положил 9) складывается 10) сопротивляется 11) изучишь 12) начинаешь 13) навешать 14) отсвечивает 15) расцарапаешь 16) взрывается 17) вкатывает 18) восстановить 19) бунтовать 20) рассердился 21) избегает 22) включает 23) потолкаться 24) действовать 25) построить

Запись учащихся:

1 — с 6 — н 11 — с 16 — н 21 — н

2 — н 7 — н 12 — н 17 — н 22 — н

3 — с 8 — с 13 — с 18 — с 23 — с

4 — с 9 — н 14 — н 19 — н 24 — н

5 — н 10 — н 15 — с 20 — с 25 — с

Правописание личных окончаний глагола

Определите на слух гласную в окончании глагола и запишите только букву Е, если глагол I спряжения, и букву И, если глагол II спряжения.

1) потянется 2) бреет 3) дышишь 4) взбивает 5) влезает 6) ослабишь 7) просигналишь 8) требует 9) постараешься 10) стелешь 11) смотрит 12) воркует 13) колет 14) обидишь 15) втянется 16) мечтает 17) видит 18) валится 19) дёргает 20) извлекает 21) гонит 22) проливается 23) держит 24) пишет 25) отключит

Запись учащихся:

1 — е 6 — и 11 — и 16 — е 21 — и

2 — е 7 — и 12 — е 17 — и 22 — е

3 — и 8 — е 13 — е 18 — и 23 — и

4 — е 9 — е 14 — и 19 — е 24 — е

5 — е 10 — е 15 — е 20 — е 25 — и

Буквы Е — И в корнях с чередованием

Определите на слух гласную в корнях с чередованием и запишите только буквы Е или И.

1) вычесть 2) стереть 3) блистать 4) запереть 5) блестеть 6) выдираю 7) умирать 8) опереться 9) собирать 10) прибирать 11) блеснуть 12) поджимать 13) вычитать 14) запирать 15) постелить 16) поджигать 17) расстелить 18) замерли 19) заблестели 20) занимать 21) приберу 22) отнимать 23) заберу 24) застилать 25) взберётся

Запись учащихся:

1 — е 6 — и 11 — е 16 — и 21 — е

2 — е 7 — и 12 — и 17 — е 22 — и

3 — и 8 — е 13 — и 18 — е 23 — е

4 — е 9 — и 14 — и 19 — е 24 — и

5 — е 10 — и 15 — е 20 — и 25 — е

Правописание -ТЬСЯ — -ТСЯ-в глаголах

Определите на слух наличие или отсутствие мягкого знака, запишите Ь, если он есть, и знак —, если Ь нет.

1) ударяться 2) растягивается 3) вливается 4) вываляться (в песке) 5) измазаться 6) кусается 7) брызгается 8) переодеваться 9) отворачиваться 10) проваливается 11) раздаваться 12) врезаться 13) достучаться 14) потянется 15) проливается 16) кусаться 17) отказывается 18) перекатывается 19) обрызгаться 20) постесняться 21) сопротивляется 22) срастается 23) отмываться 24) напрашиваться 25) складывается

Запись учащихся:

1 — ь 6 — — 11 — ь 16 — ь 21 — —

2 — ь 7 — — 12 — ь 17 — — 22 — —

3 — — 8 — ь 13 — ь 18 — — 23 — ь

4 — ь 9 — ь 14 — — 19 — ь 24 — ь

5 — ь 10 — — 15 — — 20 — ь 25 — —

Распределительные диктанты

Правописание -ТЬСЯ — -ТСЯ в глаголах

Запишите словосочетания в две колонки: в первую — с -ТЬСЯ в глаголах, во вторую — с -ТСЯ в глаголах.

Аттестуется на пять, аукается в лесу, барахтаться в воде, надо побеспокоиться, воспитывается у дяди, легко вломиться, восхищаться другом, врывается в дом, впутаться в историю, вдвигается в стенку, решил втиснуться, выкатывается на дорогу, выпутывается из сетки, резко высказаться, говорится в брошюре, надо гордиться подвигом, трудно догадаться, дотягивается до полки, можно дослужиться до генерала, завернётся в одеяло, излечивается от болезни, изогнётся дугой, интересоваться здоровьем.

Ответ:

Словосочетания с -ТЬСЯ: барахтаться, побеспокоиться, вломиться, восхищаться, впутаться, втиснуться, высказаться, гордиться, догадаться, дослужиться, интересоваться;

с -ТСЯ: аттестуется, аукается, воспитывается, врывается, вдвигается, выкатывается, выпутывается, говорится, дотягивается, завернётся, излечивается, изогнётся.

Запишите слова в две колонки: в первую — глаголы I спряжения, во вторую — глаголы II спряжения.

Колдовать, наполнять, брить, обидеть, опечатать, доверить, бредить, вклеить, задыхаться, тратить, хвататься, растревожить, исключать, обработать, подложить, накрахмалить, отстоять, повернуть, щуриться, цыкать, простудиться, распутать, обмахнуть, напудрить, набивать, измельчить, ограничить, подкормить, напугать, взъерошить.

Ответ:

Глаголы I спряжения: колдовать, наполнять, брить, опечатать, задыхаться, хвататься, обидеть, обработать, повернуть, цыкать, распутать, обмахнуть, набивать, напугать;

глаголы II спряжения: доверить, бредить, вклеить, тратить, растревожить, исключать, подложить, накрахмалить, отстоять, щуриться, простудиться, напудрить, измельчить, ограничить, подкормить, взъерошить.

Правописание личных окончаний глаголов

Запишите слова в две колонки: в первую — с буквой И в окончании, во вторую — с буквой Е.

Бормочет, нарушит, вспашет, бродит, заварит, завещает, измучит, надпишет, начислит, обгоняет, обещает, сбрасывает, вертит, караулит, наловит, переобуется, намокнет, наварит, обмотается, отодвигается, вливает, видит, царапается, разбросает, прогуляется, делит, нацедит, наточит, пересылает, обрежется, держит, стелет, вызубрит, осилит.

Ответ:

Слова с буквой И в окончании: нарушит, бродит, заварит, измучит, начислит, вертит, караулит, наловит, наварит, видит, делит, нацедит, наточит, держит, вызубрит, осилит;

с буквой Е: бормочет, вспашет, завещает, надпишет, обгоняет, обещает, сбрасывает, переобуется, намокнет, обмотается, отодвигается, вливает, царапается, разбросает, прогуляется, пересылает, обрежется, стелет,

Буквы Е — И в корнях с чередованием

Запишите слова в две колонки: в первую — с буквой И в корнях с чередованием, во вторую — с буквой Е в корнях с чередованием.

Вытереть, упереться, блистать, стелить, выжигать, расстилать, застелить, натереть, затирать, втереть, поджигать, обдирать, растереть, сжигать, отпереть, перебирать, протереть, пробирается, отпирать, выдирать, затереть, застелить, стереть.

Ответ:

Слова с буквой И в корнях с чередованием: блистать, выжигать, расстилать, затирать, поджигать, обдирать, сжигать, перебирать, пробирается, отпирать, выдирать;

с буквой Е в корнях с чередованием: вытереть, упереться, стелить, застелить, натереть, втереть, растереть, отпереть, протереть, затереть, застелить, стереть.

Виды глагола

Запишите слова в две колонки: в первую колонку глаголы совершенного вида, во вторую — несовершенного вида.

Беседовать, бухнуться, наказывать, вложить, возглавить, отсыреть, съездить, жаловаться, заштопать, облизываться, извиниться, надорвать, прорвать, утеплиться, кутаться, столкнуться, поправлять, чувствовать, радоваться, скрылся, расчистить, наклеивать, находиться, начинать, пересадить, изобразить, ввалился, одеваться, съехаться, влезать.

Ответ:

Глаголы совершенного вида: бухнуться, вложить, возглавить, отсыреть, съездить, заштопать, извиниться, надорвать, прорвать, утеплиться, столкнуться, скрылся, расчистить, пересадить, изобразить, ввалился, съехаться;

глаголы несовершенного вида: беседовать, наказывать, жаловаться, облизываться, кутаться, поправлять, чувствовать, радоваться, наклеивать, находиться, начинать, одеваться, влезать.

Выборочные диктанты

Спряжение глагола

Запишите только глаголы, определите их спряжение.

1. Старушка спустила очки на кончик носа и оглядела комнату, потом вздёрнула очки на лоб и глянула из—под них. Она редко смотрела сквозь

очки. Это были хорошие очки, и носила она их «для важности». Старушка нагнулась и стала тыкать щёткой под кровать. Потом она подошла к открытой двери, встала на пороге, зорко посмотрела в огород. Она не нашла там Тома.

(По М. Твену)

Ответ:

Спустила (2 спр.), оглядела (1 спр.), вздёрнула (1 спр.), глянула (1 спр.), смотрела (2 спр.), носила (2 спр.), нагнулась (1 спр.), стала (1 спр.), тыкать (1 спр.), подошла (1 спр.), встала (1 спр.), посмотрела (2 спр.), не нашла (1 спр.).

2.

Появились первые цветы. В лесу на опушке журчит вода, и канавы наполняются ею. Над бурой весенней водою распустились первые цветы.

Гибкие серые хвостики свешиваются с прутиков, их называют серёжками. Качнёшь такой хвостик, а из него облачко пыльцы вылетает. На веточке орешника сидят цветы. Они похожи на почки. А из верхушки каждой почки высунулись розовые ниточки. Они ловят пыльцу, а пыльца летит по ветру. Отцветёт орешник, отвалятся серёжки, засохнут розовые ниточки, и появится орех.

(По В. Бианки)

Ответ

3.

Весь запас корабельной провизии остался сухим. Меня мучил голод, я отправился в кладовую и стал набирать сухарей, потом собирать нужные вещи. Вещи надо было перевезти на лодке, я стал искать её. Потом я решил соорудить плот. Я стал выбирать нужные брёвна, потом их связал канатом. Эта работа стоила мне огромных усилий. Плот получился широк и крепок. Надо было торопиться.

(По Д. Дефо)

Ответ

4.

Мне надо было осмотреть окрестности. Я стал выбирать удобное местечко для жилья. Мне пришлось взбираться на вершину холма. Я оказался на острове. Со всех сторон расстилалось море. Земли не было видно, но в отдалении виднелись рифы. Растительность на острове была дикая. Хищные звери здесь не водились, но птицы водились. Я спустился с холма и подстрелил одну птицу. Она сидела на дереве у опушки леса.

(По Д. Дефо)

Ответ

Правописание личных окончаний глагола. Время глагола

Запишите из диктуемого текста в столбик глаголы, рядом запишите образованные от них формы глаголов 2-го лица единственного числа настоящего или будущего времени.

1.  

В пруду

Ожил пруд. Лягушки покинули свои зимние постели в тине, мечут икру и скачут из воды на берег. А вот тритон вернулся с берега на воду. На зиму он уходит из пруда в лес и спит там. Только у лягушек икра плавает в воде комьями. У жаб все икринки на ленточках, а ленточки прикрепляются к подводным травам.

(По В. Бианки)

Ответ:

Ожил (оживаешь — н. в.), покинули (покинешь — б. в.), мечут (мечешь — н. в.), скачут (скачешь — н. в.), вернулся (вернёшься — б. в.), уходит (уходишь — н. в.), спит (спишь — н. в.), плавает (плаваешь — н. в.), прикрепляются (прикрепляешься — н. в.).

2.

Я отправлялся на охоту, находил удобное местечко на острове, устраивал шалаш, вытаскивал из воды и прятал в кустах лодку. Потом я выпускал подсадную утку и терпеливо ждал добычи. Подсадная утка плавала, глядела по сторонам и страстно крякала. На её зов прилетали красавцы селезни. Я ждал, потом осторожно высовывал ружьё, прицеливался и стрелял. Теперь мне стыдно вспоминать о моей охоте.

(По И. Соколову-Микитову)

Ответ

3.

Проснулся я поздно. Погода была ясная, ветер утих, море перестало бесноваться. Наш корабль прибило к берегу. Он оказался рядом со скалой. Ночью прилив сдвинул его с мели и пригнал сюда. Волны не разбили его, он держался на воде прямо. Я решил пробираться на корабль. Надо было запастись едой.

(По Д. Дефо)

Ответ

4.

Я спустился с дерева и осмотрелся. Наша шлюпка лежала на берегу. Оказалось, что прямой дорогой туда не пройти. Бухта загораживала путь. У меня заныло сердце. При мысли об одиночестве я заплакал, но решил продолжить путь. Я разделся и поплыл. Но взобраться на корабль я не смог.

(По Д. Дефо)

Ответ

Буквы Е — И в корнях с чередованием

Запишите из диктуемого текста глаголы с чередующимися гласными в корне, графически объясните написание гласной.

1.

Хорошо идти по лугу. Перед тобой расстилается ковёр из разных цветов. Выросший шиповник охвачен огнём. Генке нравится набирать горсть розовых лепестков, жевать их, ощущать во рту горьковатый запах. Но приходится пробираться сквозь заросли шиповника. Колючки цепляются за одежду, кошачьими когтями царапают руки. Иногда мешают хвойные лапы. Они словно ложатся на ноги. Тогда приходится залезать с топором на ель. Заберётся Генка по толстым сучьям на дерево, одной рукой обхватит ствол, а другой рубит. От каждого удара хвойная лапа то вздрагивает, то замирает, роняет зелёные иглы и прошлогодние шишечки. А на соседней ели качнулась ветка. Вот огонёк зажигается на стволе и исчезает в зелени. На вершине появилась любопытная мордочка. Это белочка вскочила на сук. Генка опознал зверька и помахал рукой.

(По Н. Сластникову)

Ответ:

Расстилается (есть суффикс а), выросший (нет суффикса а), набирать (суф. а), пробираться (суф. а), заросли (искл.), ложатся (суф. а), заберётся (нет суф. а), замирает (суф. а), зажигается (суф. а).

2.  

Пороша

В детстве радовались мы первому снегу. Выбежишь на поле за ворота, а там засверкает, заблестит ослепительная белизна! Праздничной скатертью расстилаются поля. На белой пелене снегов отчётливо расположились лесные опушки. Пушистые шапки висят на деревьях. Чистыми кажутся звуки, дальние голоса. Глазам было больно от блистающей белизны. Заячьими, лисьими, птичьими следами покрыта белая скатерть снегов. Во многих местах почти до самой земли вытоптан снег, под коркою снега видны растения. Здесь ночью кормились зайцы. Даже опытному охотнику трудно разбираться в ночных следах. Идёшь по лесу, а пушистые ветки трогают твоё лицо. Смотришь кругом и замираешь от снежной прелести.

(По И. Соколову-Микитову)

Ответ

Диктанты с дополнительным заданием

Виды глагола. Род и число глаголов

Надпишите над глаголами вид (совершенный, несовершенный), определите род и число глаголов.

1.

Наступила суббота. Летняя природа сияла. Белые акации стояли в цвету и наполняли воздух ароматом. Горы покрылись зеленью.

В этот прекрасный день Том вышел на улицу с ведром извёстки. Он окинул взглядом забор, и радость улетела у него из души, и воцарилась там тоска. Том погрузил кисть в извёстку, провёл ею по верхней доске, потом остановился. Забор был огромный. В отчаянии он опустился на землю. Но вот из ворот выбежал его друг. У Тома сразу созрел план.

(По М. Твену, 77 слов)

Ответ:

Наступила (сов. вид, ж. р., ед. ч.) суббота. Летняя природа сияла (несов. в., ж. р., ед. ч.). Белые акации стояли (несов. в., мн. ч.) в цвету и наполняли (несов. в., мн. ч.) воздух ароматом. Горы покрылись (сов. в., ммн. ч.) зеленью.

В этот прекрасный день Том вышел (сов. в., м. р., ед. ч.) на улицу с ведром извёстки. Он окинул (сов. в., ед. ч., м. р.) взглядом забор, и радость улетела (сов. в., ед. ч., м. р.) у него из души, и воцарилась (сов. в., ж. р., ед. ч.) там тоска. Том погрузил (сов. в., ед. ч., м. р.) кисть в извёстку, провёл (сов. в., м. р., ед. ч.) ею по верхней доске, потом остановился (сов. в., м. р., ед. ч.). Забор был (несов. в., м. р., ед. ч.) огромный. В отчаянии он опустился (сов. в., м. р., ед. ч.) на землю. Но вот из ворот выбежал (сов. в., м. р., ед. ч.) его друг. У Тома сразу созрел (сов. в., м. р., ед. ч.) план.

2.

Стояла глухая ночь. В лесу пахло сыростью. Из чёрных болот поднялся туман. Луна встала над головой. Она светила очень сильно, но её свет с трудом пробивал туман. Свет луны стоял возле деревьев. В полосе света показался чёрный силуэт гигантской ели. На фоне неба нарисовались голые ветки осин, они были окружены радужным сиянием. И везде на земле лежали полосы света.

Но об этой сказочной красоте не думали люди. Солдаты вернулись из разведки. Больше суток провели они в тылу у немцев. Они выполнили серьёзное задание.

(По В. Катаеву, 83 слова)

Ответ

3. 

Заблудился

Васютка заблудился в тайге. Она тянулась без конца и без края во все стороны. С высоты тайга казалась тёмным морем. Небо не обрывалось сразу, а тянулось далеко. Облака над головой были редкие.

Медленно спустился Васютка с дерева, задумался, просидел несколько минут. Потом встряхнулся, отрезал кусочек мяса и стал жевать. Потом он начал собирать кучу кедровых шишек, размял их и стал насыпать в карманы орехи. Наконец мальчик забросил мешок за плечо, постоял с минуту и пошёл на север. Надо было выбираться из лесу. Лес загораживал свет и давил своей угрюмостью. Мальчик быстро шёл вперёд.

(По В. Астафьеву, 93 слова)

Ответ

4.

Надвигалась ночь. Я решил подумать о ночлеге и принялся строить палатку. Я сделал её из паруса и жердей. Их я нарезал в лесу. Затем я расстелил постель, положил у изголовья два пистолета, ружьё и лёг. Я крепко проспал до утра. Утром я перенёс всё с корабля на плот, остались только громоздкие вещи. Но вдруг стал подниматься ветер. Море бушевало всю ночь. Я выглянул из палатки и увидел, что корабль разбился. Нужно было позаботиться о строительстве хорошего жилища.

(По Д. Дефо, 77 слов)

Ответ

Лицо и число глаголов

Укажите лицо и число глаголов.

1. 

Черёмуха

Идёшь по большой дороге, а лесные тропы уходят в разные стороны. Весной в лесу прекрасно. Легко дышится, хорошо думается. Идёшь и видишь красивый пейзаж. На опушках леса, на берегах рек и ручьёв распускается и цветёт черёмуха. Это весёлое дерево. Оно хорошо смотрится в лесу, оно всегда улыбается, а весною даже смеётся. Смотришь на цветущую черёмуху, видишь, как колышутся её ветки. И сам начинаешь улыбаться. Весной ты всегда наблюдаешь за черёмухой. Даже в глухих лесах ты увидишь черёмуху. Ребята лакомятся ягодами черёмухи, а хозяйки пекут пироги со сладкой начинкой. Я люблю весенний лес, брожу по его тропинкам, любуюсь красотами леса.

(По И. Соколову-Микитову, 99 слов)

Ответ:

Идёшь (2 л., ед. ч.) по большой дороге, а лесные тропы уходят (3 л., мн. ч.) в разные стороны. Весной в лесу прекрасно. Легко дышится (безличный глагол, н. ф. глагола), хорошо думается (безличный глагол, н. ф. глагола). Идёшь (2 л., ед. ч.) и видишь (2 л., ед. ч.) красивый пейзаж. На опушках леса, на берегах рек и ручьёв распускается (3 л., ед. ч.) и цветёт (3 л., ед. ч.) черёмуха. Это весёлое дерево. Оно хорошо смотрится (безличный глагол, н. ф. глагола), в лесу, оно всегда улыбается (3 л., ед. ч.), а весною даже смеётся (3 л., ед. ч.). Смотришь (2 л., ед. ч.) на цветущую черёмуху, видишь (2 л., ед. ч.), как колышутся (3 л., мн. ч.) её ветки. И сам начинаешь (2 л., ед. ч.) улыбаться. Весной ты всегда наблюдаешь (2 л., ед. ч.) за черёмухой. Даже в глухих лесах ты увидишь (2 л., ед. ч.) черёмуху. Ребята лакомятся (3 л., мн. ч.) ягодами черёмухи, а хозяйки пекут (3 л., мн. ч.) пироги со сладкой начинкой. Я люблю (1 л., ед. ч.) весенний лес, брожу (1 л., ед. ч.) по его тропинкам, любуюсь (1 л., ед. ч.) красотами леса.

Время глагола

Над глаголами надпишите время.

1.

С широких полей, с зеленоватых лугов, из зарослей тянутся туманы. Вот они растаяли в небесной лазури. А в лесу туманы застряли. Солнце поднимается высоко, скоро воздух станет резким, пахучим. Сквозь лесной туман в глубину чащи проникают лучи. Ты смотришь на них и даже их считаешь.

Туман клубится по лесным тропинкам, путается в рыжей хвое. Вода пузырьками садится на зелёные листья, на хвоинки веток. В воде расплываются разные огоньки. Скоро поднимется жаркое солнце, и воздух разогреется. Он уже жгуч и пахуч от ароматных лесных запахов.

Солнце уже сильно греет, а большие капли падают на землю. Это не дождь пошёл, а словно пролились слёзы детей.

(По М. Пришвину, 104 слова)

Ответ:

С широких полей, с зеленоватых лугов, из зарослей тянутся (н. в.) туманы. Вот они растаяли (пр. в.) в небесной лазури. А в лесу туманы застряли (пр. в.). Солнце поднимается (н. в.) высоко, скоро воздух станет (б. в.) резким, пахучим. Сквозь лесной туман в глубину чащи проникают (н. в.) лучи. Ты смотришь (н. в.) на них и даже их считаешь (н. в.).

Туман клубится (н. в.) по лесным тропинкам, путается (н. в.) в рыжей хвое. Вода пузырьками садится (н. в.) на зелёные листья, на хвоинки веток. В воде расплываются (н. в.) разные огоньки. Скоро поднимется (б. в.) жаркое солнце, и воздух разогреется (б. в.). Он уже жгуч и пахуч от ароматных лесных запахов.

Солнце уже сильно греет (н. в.), а большие капли падают (н. в.) на землю. Это не дождь пошёл (пр. в.), а словно пролились (пр. в.) слёзы детей.

2.

Так прожил Жилин месяц. Днём он ходил по аулу, а когда наступала ночь, он в сарае копал землю. Скоро уже убежит Жилин, а теперь он ходит на гору, смотрит, оглядывается, ищет глазами дорогу домой.

И вот вскоре Жилин вместе с Костылиным тронулись в путь. Прошли они через двор к речке, перешли речку. Жилин ориентируется по звёздам. Перепрыгивает он с камушка на камень и на звёзды смотрит. А Костылин отстаёт.

(По Л. Толстому, 70 слов)

Ответ

Правописание -ТЬСЯ — -ТСЯ в глаголах

Объясните (письменно) написание -ТЬСЯ и -ТСЯ в глаголах.

1.

Вода в атмосфере находится в виде крошечных частиц. Разные виды облаков формируются на различной высоте. Рассмотреть облако может каждый. Для этого достаточно оказаться в густом тумане. Обычно облака возникают из-за перемещения воздушных масс. Около земли воздух нагревается и поднимается выше. На высоте воздух расширяется, охлаждается, а пар становится капельками воды. Эти капельки начинают сливаться друг с другом, становятся тяжёлыми, и вскоре они проливаются на землю дождём. Часто они носятся на большой высоте. Там температура низкая. В этом случае пар замерзает вокруг кристалликов льда, и тогда снежная масса падает на землю.

(Из детской энциклопедии, 90 слов)

Ответ:

Находится (что делает?), формируются (что делают?), оказаться (что сделать?), нагревается (что делает?), поднимается (что делает?), расширяется (что делает?), охлаждается (что делает?), становится (что делает?), сливаться (что делать?), становятся (что делают?), проливаются (что делают?), носятся (что делают?).

Правописание личных окончаний глагола

Запишите тексты, обозначьте окончания глаголов.

1.

Идёт козёл мохнатый, идёт бородатый, бородой потряхивает, копытами постукивает, блеет. А козочки с козлятками в сад ушли, травку щиплют, кору гложут, молочко детям копят, а козлятки молочка напились, на забор взобрались, рожками передрались.

(По К. Ушинскому, 33 слова)

Ответ:

Идёт (ёт — окончание) козёл мохнатый, идёт бородатый, бородой потряхивает (ет), копытами постукивает (ет), блеет (ет). А козочки с козлятками в сад ушли (и), травку щиплют (ют), кору гложут (ут), молочко детям копят (ят), а козлятки молочка напились (и), на забор взобрались (и), рожками передрались (и).

2.

Прекрасные ощущения ты испытываешь во время охоты. В ней так много трудного и прелестного. Эти впечатления не забудешь.

Просыпаешься среди ночи и не можешь понять, где находишься. Лежишь и видишь бревенчатые стены, низкий потолок, узкую дверь. Вспоминаешь весь вчерашний день. Вот торопливый выезд из дома и лесная дорожка. По этой дорожке пробираешься сквозь деревья, вязнешь в грязи, трясёшься в телеге. Вскоре добираемся до сторожки. Мой спутник не спит, смотрит на меня и не понимает, где он. Потом он оглядывается, видит мост, ручьи, лошадей. Потом мы идём вдоль дороги. Сейчас начнётся охота.

(По А. Куприну, 92 слова)

Ответ

3.

Ты знаешь, как косой зайка скачет по сугробам? Ветерок в зимнее время очень злой. Он тебя насквозь продует, нащиплет нос, уши. Хоть плачь! Дует ветер, дорожки подметает, сугробы наносит. Натворит он чудес, стихнет и успокоится. И вот солнышко засияет, задышит теплом. Тогда косой выскочит и бегает. Обрадуется зайчишка солнцу и уже не боится метели. Вскочит на сугроб и провалится, лапками трясёт, усами водит и бежит дальше.

(По Н. Вагнеру, 66 слов)

Ответ

Буквы Е — И в корнях с чередованием

Обозначьте корни, в которых есть чередование гласных, графически объясните написание гласных в этих корнях.

1) Я всё шёл и шёл и уже собирался лечь до утра. Вдруг я услышал голоса и увидел блистающие огоньки. Звонкие голоса детей раздавались вокруг огней. Я расположился рядом с мальчиками. Картина была чудесная! Около огней дрожало, замирало, упиралось в темноту красноватое отражение. Пламя вспыхивало и росло, иногда оно горело слабее, разбрасывало яркие отблески. Тени собирались в кучу, мрак расстилался по всей долине. Иногда из тьмы видны были морды лошадей. Они задирали голову и тупо смотрели на людей. Мальчики долго не могли смириться с моим присутствием.

(По И. Тургеневу, 85 слов)

Ответ:

1) Я всё шёл и шёл и уже собирался (бир корень, есть суф. а) лечь до утра. Вдруг я услышал голоса и увидел блистающие (блист — корень, суф. а) огоньки. Звонкие голоса детей раздавались вокруг огней. Я расположился (лож — корень, нет суф. а) рядом с мальчиками. Картина была чудесная! Около огней дрожало, замирало (мир — корень, суф. а), упиралось (пир — корень, есть суф. а) в темноту красноватое отражение. Пламя вспыхивало и росло, иногда оно горело слабее, разбрасывало яркие отблески. Тени собирались (бир — корень, суф. а) в кучу, мрак расстилался (стил — корень, суф. а) по всей долине. Иногда из тьмы видны были морды лошадей. Они задирали (дир — корень, суф. а) голову и тупо смотрели на людей. Мальчики долго не могли смириться с моим присутствием.

2) Эта собака была бездомная. Она не доверяла людям. Летом собачка пробиралась к даче, бесшумно ложилась под террасу и замирала. Люди в доме спали, и собака сторожила их. Спала она одним глазом и при каждом шорохе вытягивала голову, подпирала её лапами и слушала. А тревожных звуков было много. В траве журчало, шумело, слышался шёпот, и на близком шоссе грохотала телега, скрипели возы. А в окрестном воздухе расстилался запах душистого сена и манил в светлую даль.

Дачники были очень добрыми людьми, они кормили и поили собаку. А она развлекала их, ложилась на спину, валялась и визжала от счастья. И все собирались вместе и хохотали.

(По Л. Андрееву, 102 слова)

Ответ

3) Ростислав собирался позагорать. Он взял все вещи, запер дверь и радостно поскакал на пляж. По берегам росло много разнообразных растений. Вот полотенце легло на песок, и Ростислав расположился на песке и заснул. Вскоре он проснулся, в воздухе пахло горелым. Кто—то зажёг костёр. Мальчик почувствовал его запах. Но это был не костёр, это сгорела его спина. Уже вечерело. Темнота стирала все краски. Море блистало. Мальчик стал собираться домой. Он решил больше не спать на пляже. (74 слова)

Ответ

4) Озёра — это скопления воды на суше. Озёра располагаются в разных частях света. Все озёра имеют возраст, они рождаются и умирают. Мелкие озёра вымирают быстрее. На дне умирающих озёр собирается ил, и озёра мелеют, зарастают разными водорослями и вскоре становятся болотами.

(Из детской энциклопедии, 41 слово)

Ответ

Предупредительные диктанты

1.  

Цветок

На пустыре не росла трава. Один ветер гулял по пустыне. Ветер носил семена и сеял их всюду. Они ложились в землю и прорастали. В чёрной земле рождались цветы и травы, а в камне и глине семена умирали.

Но одно семечко проросло в камне. Так начал жить маленький росток. Он забирал капли дождя, поднимал вверх свои листья и прорастал. Ветер утихал возле цветка. Цветок всю ночь сторожил росу и собирал её по каплям. Он трудился день и ночь, чтобы жить и не умереть с голоду. Он вырастил свои листья большими, чтобы они могли останавливать ветер и собирать росу.

(По А. Платонову, 97 слов)

Задание

1. Произведите синтаксический разбор пятого предложения

(В чёрной земле...).

2. Обозначьте в словах корни с чередующимися гласными.

3. Обозначьте род и число глаголов прошедшего времени.

Ответ:

1. В чёрной (опр.) земле (обст.) рождались (ск.) цветы (п.) и травы (п.), а в камне (обст.) и глине (обст.) семена (п.) умирали (ск.).

2.

На пустыре не росла (рос — корень) трава. Один ветер гулял по пустыне. Ветер носил семена и сеял их всюду. Они ложились (лож) в землю и прорастали (раст). В чёрной земле рождались цветы и травы, а в камне и глине семена умирали.

Но одно семечко проросло (рос) в камне. Так начал жить маленький росток (рост). Он забирал (бир) капли дождя, поднимал вверх свои листья и прорастал (раст). Ветер утихал возле цветка. Цветок всю ночь сторожил росу и собирал (бир) её по каплям. Он трудился день и ночь, чтобы жить и не умереть с голоду. Он вырастил (раст) свои листья большими, чтобы они могли останавливать ветер и собирать (бир) росу.

3.

На пустыре не росла (ж. р., ед. ч.) трава. Один ветер гулял (м. р., ед. ч.) по пустыне. Ветер носил (м. р., ед. ч.) семена и сеял (м. р., ед. ч.) их всюду. Они ложились (мн. ч.) в землю и прорастали (мн. ч.). В чёрной земле рождались (мн. ч.) цветы и травы, а в камне и глине семена умирали (мн. ч.).

Но одно семечко проросло (ср. р., ед. ч.) в камне. Так начал жить (м. р., ед. ч.) маленький росток. Он забирал (м. р., ед. ч.) капли дождя, поднимал (м. р., ед. ч.) вверх свои листья и прорастал (м. р., ед. ч.). Ветер утихал (м. р., ед. ч.) возле цветка. Цветок всю ночь сторожил (м. р., ед. ч.) росу и собирал (м. р., ед. ч.) её по каплям. Он трудился (м. р., ед. ч.) день и ночь, чтобы жить и не умереть с голоду. Он вырастил (м. р., ед. ч.) свои листья большими, чтобы они могли останавливать (мн. ч.) ветер и собирать росу.

2.

Перед восходом солнца на маленькую полянку ложится мороз.

В полумраке рассвета приходят лесные существа и потом начинают по всей поляне расстилать белоснежные холсты. Первые лучи солнца убирают холсты. И остаётся на белом тёмное место. Вскоре белое растёт, и только в тени деревьев и кочек долго ещё сохраняются беленькие клинышки.

На светлом небе между золотистыми деревьями не поймёшь, что творится. Когда дует ветер, листья стайками уносятся, собираются мелкие птички и несутся в далёкие края.

Ветер — заботливый хозяин. За лето везде побывает. У него даже в самых густых местах не остаётся листиков.

А вот осень пришла, и заботливый хозяин убирает свой урожай.

Листья падают, лёгкий шорох слышится везде.

(По М. Пришвину, 106 слов)

Задание

1. Подчеркните грамматическую основу в предложении Ветер — заботливый хозяин.

2. Обозначьте в словах корни с чередующимися гласными.

3. Произведите морфологический разбор глаголов растёт, (не) поймёшь.

Ответ

3.

Поезд приближался к станции. На путях виднелись цистерны. А дальше расположились домики с огородами, чёрная лента шоссе, появились корпуса завода.

Пассажиры стали собираться. Они снимали с полок мешки, чемоданы. Колёса стучали по стрелкам, затем потянулись цепочки товарных вагонов. Поезд остановился. Состав приняли на пятый путь, ребятам пришлось пробираться на перрон по тормозным площадкам, под вагонами.

Площадь перед вокзалом была большая. На площади был фонтан, а возле фонтана росли цветы. Они словно зажигались разноцветными огоньками и освещали всё вокруг. Дети озирались по сторонам. Их всё удивляло. В конце площади из-за домов появились два тёмных вагона. Ребята отправились туда.

(По Н. Сластникову, 97 слов)

Задание

1. Произведите синтаксический разбор третьего предложения второго абзаца (Колёса стучали по стрелкам...).

2. Определите вид глаголов.

3. Произведите морфологический разбор глаголов приближается, стучали.

Ответ

4.

В июне мы поехали к бабушке и взяли с собой Чапку и Усика. Нам всем купили билеты.

Вечером мы были у бабушки, а утром пошли на речку ловить рыбу. Мы с Чапкой копали червяков. Чапка рыла лапами землю, а я собирал червяков в баночку. Маша их не собирала. Она боялась их, хотя червяки не кусаются. Потом мы пошли искать место на речке. Мы сели на берег, и я стал насаживать червяков на крючок. Маше червяков было жалко. Я закинул удочку и стал ждать, но рыбка не ловилась. А Маша пела. Потом я поймал три рыбёшки. Вдруг из куста выскочила утка, и Чапа побежала за ней. А Усик съел рыбок. Больше Машу и Усика я не возьму на рыбалку.

(По В. Сутееву, 118 слов)

Задание

1. Произведите синтаксический разбор третьего предложения второго абзаца.

2. Определите вид глаголов.

3. Произведите морфологический разбор глаголов съел, не возьму.

Ответ

5.

За деревней весело играла кошка с котятами. Весеннее солнышко грело, и маленькая семья была счастлива. Вдруг прилетел огромный орёл. Он спустился с вершины и схватил одного котёнка. Но он не успел подняться. Мать уже вцепилась в него. Хищник бросил котёнка и сцепился с кошкой. Закипела битва.

У орла были могучие крылья, крепкий клюв, сильные лапы с кривыми когтями, он рвал кожу кошки и даже выклевал ей глаз. Но кошка не потеряла мужества, крепко вцепилась в орла и перекусила ему крыло. Победа стала клониться на сторону кошки. Она стала собирать последние силы, сделала прыжок и повалила орла. Кошка забыла о себе и начала лизать своего котёнка.

(По К. Ушинскому, 105 слов)

Задание

1. Произведите синтаксический разбор первого предложения.

2. Определите род и число глаголов (там, где это возможно).

3. Произведите морфологический разбор слов бросил, сделала.

Ответ

6.

Зимой все животные от лютой стужи прячутся. А у зайца нет норы, нет гнезда. Сегодня он под кустом выспится, завтра в овражке приляжет, там ямку выкопает. Но шубка у зайца пушистая. Тепло ему в ней и спрятаться от врагов можно. Его и не разглядишь. Днём зайцу хорошо спится, а ночь настанет, он выходит покормиться и прогуляться. Не боится зайчик врагов ночью. В лесу он на высокий сугроб заберётся, с деревьев веточки погложет. А иногда и в деревню соберётся. Придёт заяц вечером, подбежит к стогу, надерёт сена, наестся и убежит в лес.

(По Г. Скребицкому и В. Чаплиной, 91 слово)

Задание

1. Обозначьте все орфограммы, изученные в теме «Глагол».

2. Составьте схему последнего предложения.

Ответ

7.

Вот ты едешь в лес на охоту. Весело пробираться по узкой дорожке между двумя стенами высокой ржи. Колосья тихо бьют тебя по лицу, васильки цепляются за ноги, перепела кричат, лошадь бежит ленивой рысью.

В лесу тень и тишь. Осины высоко лепечут над тобой, висячие ветви' берёз шевелятся. Ты едешь по зелёной дорожке, большие жёлтые мухи висят в золотистом воздухе. Мошки вьются столбом, птицы мирно поют. Ты забираешься в лес. Вот набегает ветер, и верхушки деревьев зашумели. Сквозь прошлогоднюю листву продираются высокие травы, растут грибы. Собака со звонким лаем мчится по тропинке и вдруг замирает. Кого она увидела?

(По И. Тургеневу, 97 слов)

Задание

1. Обозначьте все орфограммы, изученные в теме «Глагол».

2. Укажите сложное предложение, соответствующее схеме

[==—], и [—==].

Ответ

Контрольные диктанты

1.

В один прекрасный день идёшь по знакомой тропинке и вдруг остановишься. В лицо дохнул тёплым ароматом лес, слышится шелест и шорох.

Хорошенько осмотришься. Возле тропинки растёт и ароматно пахнет мёдом высокая медуница, а дальше разрослись чудесные цветы.

По листьям цветов ползают и пчёлы, и жучки, и божьи коровки. Вот переливаются толстые шмели, а на душистых соцветиях блистают и замирают золотые жуки. Порхают и садятся на лепесточки бабочки, блестят на солнце их крылышки. В траве поют цикады.

В лесу хорошо пахнет ландыш, ночная фиалка. Пахнет листвою и смолою, грибами и земляникой.

Нельзя не любить лес. Лес — любимое место отдыха! Не губите лесные насаждения!

(По И. Соколову-Микитову, 103 слова)

Задание

1. Произведите синтаксический разбор предложения:

1-й вариант — Вот тяжело переливаются толстые шмели, а на душистых соцветиях блистают и замирают золотые жуки;

2-й вариант — Порхают и садятся на лепесточки бабочки, блестят на солнце их крылышки.

2. Выпишите из текста 2 — 3 глагола:

1-й вариант — совершенного вида;

2-й вариант — несовершенного вида.

3. Произведите морфологический разбор глагола:

1-й вариант — идёшь;

2-й вариант — остановишься.

Ответ:

1. Вот тяжело (обст.) переливаются (ск.) толстые (опред.) шмели (п.), а на душистых (опр.) соцветиях (обст.) блистают (ск.) и замирают (ск.) золотые (опр.) жуки (п.);

Порхают (ск.) и садятся (ск.) на лепесточки (обст.) бабочки (п.), блестят (ск.) на солнце (обст.) их (опр.) крылышки (п.).

2.

Глаголы совершенного вида: остановишься, дохнул, осмотришься;

Глаголы несовершенного вида: идёшь, слышится, пахнет.

3. Идёшь — глагол

Н. ф. — идти

П. пр. — 1 спр.

Неп. пр. — н. вр., 2 л., несов. вид

Синт. роль — сказуемое

Остановишься — глагол

Н. ф. — остановиться

П. пр. — 2 спр.

Неп. пр. — б. вр., 2 л., сов. в.

Синт. роль — сказуемое.

2.

Кто из вас не бывал знойным летом в прохладном лесу? Умолкли голосистые птицы, не поют соловьи.

Идёшь по лесной тропинке и собираешь грибы. Они растут здесь всюду. Вот под деревьями краснеет шляпка прелестного подосиновика. Нагнёшься, срежешь ножом толстую ножку гриба, аккуратно положишь находку в корзинку, закроешь листьями. В лесу больше сыроежек, но попадаются и крепкие боровички. Широким хороводом расселись на полянке мухоморы. В сосновом бору растут рыжики. В берёзовом лесу густо расположились подберёзовики. Их шляпки блестят от росы.

А на лесных полянах зреет вкусная земляника. В середине лета поспевает малина. Берёшь её в рот, а она тает.

«Ребята, приходите в лес!» — говорим мы.

(По И. Соколову-Микитову, 104 слова)

Задание

1. Произведите синтаксический разбор предложения:

1-й вариант — В берёзовом лесу густо расположились подберёзовики;

2-й вариант — А на лесных полянах зреет вкусная земляника.

2. Подчеркните глаголы во втором абзаце:

1-й вариант — 2-го лица;

2-й вариант — 3-го лица.

3. Произведите морфологический разбор глагола:

1-й вариант — зреют;

2-й вариант — говорим.

Ответ

3.

Это был бессовестный кот. Каждую ночь он таскал у нас еду. Кот воровал всё: рыбу, мясо, сметану и хлеб. Мы не могли его поймать.

Однажды кот залез в узкий проём. Мы заложили проём рыболовной сетью и стали ждать. Но кот не выходил. Тогда за это дело решил взяться Лёнька. Он взял шёлковую леску и закинул в подполье. Мы услышали хищное щёлканье. Это кот вцепился в рыбу. Лёнька потянул леску, но кот упирался и не собирался выходить. Вскоре голова кота показалась в отверстии. Он жмурился и замирал от страха, а хвост подбирал под себя. Чего не сделаешь ради вкусной еды!

(По К. Паустовскому, 105 слов)

Задание

1. Произведите синтаксический разбор предложения:

1-й вариант — Мы услышали хищное щёлканье;

2-й вариант — Это кот вцепился в рыбу.

2. Составьте схему предложения:

1-й вариант — второе предложение;

2-й вариант — предпоследнее предложение.

3. Произведите морфологический разбор глагола:

1-й вариант — таскал;

2-й вариант — решил.

Ответ