Русский язык 5 класс - Практикум по орфографии и пунктуации - С. В. Драбкина 2019

Знаки препинания в предложениях с однородными членами

Однородные члены предложения относятся к одному слову и отвечают на один и тот же вопрос, который мы задаём от этого слова. Однородными членами может быть любой член предложения. Они могут быть связаны сочинительной или бессоюзной связью.

Бессоюзная связь - то есть однородные члены не соединяются союзами, между ними ставится запятая:

Тугие верёвочные провода задрожали, загудели.

Задание № 58

Расставьте знаки препинания. Подчеркните однородны члены предложения.

1) Под горой увидали дым трубы башни стекло и железо какого-то незнакомого города. 2) Из-за заборов из калиток вылетали обрадованные ребятишки. 3) Женя вскочила откинула волосы одёрнула помятый сарафанчик взяла со стола ключ. 4) У Жени такие же, как у отца, нос рот брови. 5) Он поднял с земли щепку положил её на край поленницы потом поволок туда же кусок бересты. 6) Ольга услышала быстрый тревожный шёпот.

(По А. Гайдару)

Однородные члены предложения могут быть связаны сочинительной связью, то есть их в таком случае соединяют сочинительные союзы. Ниже в таблице приведены разряды сочинительных союзов.

Сочинительные союзы

Задание № 59

Допишите предложение.

Сочинительные союзы соединяют не только ..., но и ...

  Между однородными членами, связанными противительными союзами А, НО, ДА (=НО), ОДНАКО, ЗАТО, ставится запятая.

[О, а О]

[О, но О]

[О, да О]

[О, зато О]

[О, однако О]

Пример: Поворчал он, да и не посмел ослушаться.

Задание № 60

Вставьте пропущенные буквы. Расставьте знаки препинания. Подчеркните однородные члены предложения. Обведите сочинительные союзы. Укажите номера предложений, в которых сочинительные союзы соединяют сложные предложения.

  1) Уже темно поз.. .но а сестры все нет и нет. 2) Я никого не боюсь но ещё не знаю ...дешних улиц. 3) Тут коза рванулась крутанула рогами и галопом понеслась по парку а девч...нка с воплем помчалась за ней следом. 4) Она хотела выйти но тут из-под стола бе...шумно выползла большая светло-рыжая собака. 5) Под головой у Жени лежала теперь мягкая кожаная подушка а ноги её были накрыты лёгкой простыней. 6) Коза поск...кала к калитке однако б...соногая девч...нка прямо через колючки через крапиву пон...слась следом. 7) Вчера он съел четыре порции мороженого однако с младшей сестрой не поделился. 8) Она сразу же легла в п...стель, но уснуть не могла долго. 9) К подругам не заходи а отправляйся прямо на вокзал. 10) Он часто бранит малыша и хвастунишку Колокольчикова зато сам везде и всегда за него заступается.

(По А. Г ай дару)

  Ответ:

  Запятая не ставится между однородными членами, соединёнными одиночным союзом И, ДА (= И), ИЛИ, ЛИБО:

[О и О]

[О да О]

[О или О]

[Олибо О].

В свободное время я играю и пою в нашей заводской опере.

Задание № 61

Расставьте знаки препинания. Подчеркните однородные члены предложения. Обведите сочинительные союзы. Укажите номера предложений, в которых сочинительные союзы соединяют сложные предложения. Составьте схему 1, 8, 19 предложения.

  1) Женя вздохнула и оглянулась. 2) Тимур стал под деревом и свистнул. 3) Он предложил своим дочерям Ольге или Жене остаток каникул провести под Москвой на даче. 4) Можешь бровями не дёргать и губы не облизывать. 5) С дерева ему была видна только половина придвинутой к подоконнику кровати да завёрнутые в одеяло ноги. 6) Он юркнул за акацию и стал наблюдать. 7) Тимур засмеялся и вышел из своей засады. 8) Женя издалека посмотрела на неё горько и укоризненно. 9) При виде Ольгиных слёз ей всегда хотелось забраться на высокое дерево или на трубу крыши. 10) Вскоре запыхтела керосинка и загудел примус. 11) Коля Колокольчиков не явился и провода все ещё исправлены не были. 12) В бельевом цинковом корыте шипела и лопалась мыльная пена. 13) На коленях у неё лежал рыжий котёнок и теребил лапами букет васильков. 14) Грузовик свернул в дачный посёлок и остановился перед дачей. 15) Красноармейцы держали направленные дулом к небу винтовки и дружно пели. 16) При звуках этой песни шире распахивались окна и двери в избах. 17) Они махали руками бросали красноармейцам ещё недозрелые яблоки кричали вдогонку «ура» и тут же затевали бои сражения. 18) Занятый работой дедушка на слова внимания не обратил или просто их не расслышал. 19) Письма и телеграммы были тёплые и ласковые. 20) В глубине сада торчал неуклюжий двухэтажный сарай и над крышею этого сарая развевался маленький красный флаг. 21) Она вызвалась прибрать дачу вымыть окна полы и стены. 13) Крепко пахло смородиной ромашкой и полынью. Замшелая крыша сарая была в дырах и из этих дыр тянулись поверху и исчезали в листве деревьев какие-то тонкие верёвочные провода. 14) Красного флага над крышей уже не было и там торчала только палка.

(По А. Гайдару)

  Ответ:

  Схема 1-го предложения: …

  Схема 8-го предложения: …

  Схема 19-го предложения: …

  Запятая ставится между однородными членами, соединёнными повторяющимися союзами НИ - НИ, И - И, ИЛИ - ИЛИ, ЛИБО - ЛИБО, ТО - ТО, НЕ ТО - НЕ ТО, ТО ЛИ - ТО ЛИ

[ни О, ни О, ни О]

[и O, и О, и О]

[или O, или O, или О]

[либо О, либо О либо О]

[то O, то О, то О]

[не то O, не то О, не то О]

[то ли O, то ли О, то ли О]

  Запятая ставится перед первым повторяющимся союзом, если однородный ряд был начат ДО союза.

  Сегодня, либо завтра, либо послезавтра приеду к тебе в госты.

[О, либо О, либо О].

  Мама, не то папа, не то бабушка забыли выключить свет в коридоре.

[О, не то О, не то О].

  Запятая ставится перед вторым повторяющимся союзом, если однородный ряд был начат после первого союза.

  Горный поток и шумел, и пенился, и бился о скалы.

[и О, и О, и О].

НО:

  Горный поток шумел, и пенился, и бился о скалы.

[О, и О, и О].

Задание № 62

Вставьте пропущенные буквы. Расставьте знаки препинания. Подчеркните однородные члены предложения. Обведите сочинительные союзы. Укажите номера предложений, в которых сочинительные союзы соединяют сложные предложения. Составьте схему 4, 5, 10, 18 предложения.

1) Но ни среди зелени ни за чужим забором ни в ч...рном квадрате окна сарая никого не было ни видно ни слышно. 2) Не то удивлённый не то рассерженный, он схватил трубку телефона. 3) Ты меня по сто раз в день то за керосином то за мылом то за водой гоняешь! 4) Плоское лицо его не показывало ни удивления ни испуга. 5) Содержание ультиматума ни Тимуру ни его команде не понравилось. 6) То вы инженер то вы актёр то командир. 7) Ни им с тобою ни тебе с ними больше делать нечего. 8) Тащились грузовики с бутербродами и с булками и с бутылками и с к...лбасой и с конфетами и с пряниками. 9) Но ни Тимура ни Жени уже видно не было. 10) Он взял Тимура за подбородок и поднял его голову и заглянул ему в глаза. 11) Пути и стрелки и составы и вагоны мелькали за окном поезда. 12) Ни в Крым ни на Кавказ ни на курорт ни в санаторий они не будут предлагать уезжать. 13) И штаны и рубаха и вся форма хорошие. 14) Теперь Ольге надо было рассказывать и про собаку и про ноч...вку в пустой даче и про турецкую саблю и про выстрел. 15) Оля намыливая себе и лицо и руки. 16) Сима Симаков и языком и головой и руками подавал Коле загадочные знаки. 17) Она разбила и зеркало и пепельницу. 18) Выск.. .чило пятеро мальчуганов и они бросились к колодцу. 19) Пленники не кричали не стучали и на вопросы и окрики не отзывались. 20) Он проч...л записку потрогал замок ухмыльнулся и пош...л к калитке. 21) Он отчаянно колотил и кулаками и пятками по железной двери. 22) На полянах распол...жились приезжие и местные дачники с питьём и снедью.

(По А. Гайдару)

Ответ:

Схема 4-го предложения:

Схема 5-го предложения:

Схема 10-го предложения:

Схема 18-го предложения:

  1) Но ни среди зелени, ни за чужим забором, ни в чёрном квадрате окна сарая никого не было ни видно, ни слышно. 2) Не то удивлённый, не то рассерженный, он схватил трубку телефона. 3) Ты меня по сто раз в день то за керосином, то за мылом, то за водой гоняешь! 4) Плоское лицо его не показывало ни удивления, ни испуга. 5) Содержание ультиматума ни Тимуру, ни его команде не понравилось. 6) То вы инженер, то вы актёр, то командир. 7) Ни им с тобою, ни тебе с ними больше делать нечего. 8) Тащились грузовики с бутербродами, и с булками, и с бутылками, и с колбасой, и с конфетами, и с пряниками. 9) Но ни Тимура, ни Жени уже видно не было. 10) Он взял Тимура за подбородок, и поднял его голову, и заглянул ему в глаза. 11) Пути, и стрелки, и составы, и вагоны мелькали за окном поезда. 12) Ни в Крым, ни на Кавказ, ни на курорт, ни в санаторий они не будут предлагать уезжать. 13) И штаны, и рубаха, и вся форма хорошие. 14) Теперь Ольге надо было рассказывать и про собаку, и про ночёвку в пустой даче, и про турецкую саблю, и про выстрел. 15) Оля намыливая себе и лицо, и руки. 16) Сима Симаков и языком, и головой, и руками подавал Коле загадочные знаки. 17) Она разбила и зеркало, и пепельницу. 18) Выскочило пятеро мальчуганов, и они бросились к колодцу. 19) Пленники не кричали, не стучали и на вопросы и окрики не отзывались. 20) Он прочёл записку, потрогал замок, ухмыльнулся и пошёл к калитке. 21) Он отчаянно колотил и кулаками, и пятками по железной двери. 22) На полянах расположились приезжие и местные дачники с питьём и снедью.

  Только перед второй частью двойных союзов, соединяющих однородные члены, ставится запятая.

Не только ..., но и ...

Как ..., так и...

Хотя и ..., но ...

Если не ..., то ...

Не столько ..., сколько...

  Дело это важное как для школьника, так и для студента.

  Хотя и трудно избавляться от слов-паразитов, но нужно стремиться к красивой речи.

  Если не все, то по крайней мере самые важные мысли и вопросы нужно записывать в блокнот.

  Больше зарабатывают не столько те, кто работают руками, сколько те, кто работает головой.

  Причём внутри себя эти двойные союзы постоянны, то есть нельзя заменить ни одну из их частей.

Задание № 63

Расставьте знаки препинания. Подчеркните однородные члены предложения. Обведите сочинительные союзы.

1) При слушании надо одновременно не только запоминать главное но и отбрасывать второстепенное. 2) Обращайте внимание не столько на манеру изложения учителя сколько на содержание речи. 3) Важно как умение быстро выделить главные положения так и способность кратко их сформулировать и чётко записать. 4) Умению слушать можно научиться так же как и любому другому навыку. 5) Нужно не только уметь задать вопрос но и найти на него ответ. 6) Надо не только вникать в смысл произведения но и понимать художественные средства языка. 7) При слушании нельзя не только прервать вопросом рассказ учителя но и и попросить его начать снова.

Задание № 64

Объясните, почему в приведённых ниже выражениях запятая между однородными членами не ставится. Используя фразеологический словарь, напишите рядом с фразеологизмами их значение. Составьте 10 предложений, используя данные устойчивые сочетания слов.

  И день и ночь. …

  И смех и горе. …

  И холод и голод. …

  И стар и млад. …

  И там и сям. …

  И туда и сюда. …

  Ни рыба ни мясо. …

  Ни конца ни края. …

  Ни свет ни заря. …

  Ни слуху ни духу. …

  Ни себе ни людям. …

  Ни туда ни сюда. …

  Ни ответа ни привета. …

  Ни нашим ни вашим. …

  Ни жив ни мёртв. …

  Ни за что ни про что. …

  Ни тпру ни ну. …