Русский язык 5 класс - Практикум по орфографии и пунктуации - С. В. Драбкина 2019
Правописание корней с чередующейся гласной
Буквы Ё, О после шипящих в корне слова
После шипящих в корне слова пишется Ё, если можно подобрать однокоренное слово, в котором пишется буква Е и слышится звук [И, склонный к Э].
Задание № 109
Вставьте пропущенную букву и подберите проверочное слово.
Ш...рстка - ...
Расч...ска - ...
Ж...лудь - ...
Ч...рный - ...
Пч...лка - ...
Щ...ки - ...
Печ...нка - ...
Беч...вка - ...
Расч...т - ...
Ж...лтый - ...
Ч...лка - ...
Ш...пот - ...
Щ...голь - ...
Приш...л - ...
Прич...ска - ...
Ш...лковый - ...
Деш...вый - ...
Поч...тный - ...
Подч...ркивать - ...
Щ...лкать - ...
Заж...г - ...
Задание № 110
По лексическому значению определите слово и запишите его. В скобках укажите проверочное, которое позволяет правильно написать букву Ё или О после шипящей в корне.
1) Тоненькая верёвка ... (...)
2) Тихий разговор ... (...)
3) Плод дуба ... (...)
4) Продуктовая сумка ... (...)
5) Модник ... (...)
6) Танец с пристукиванием ногами ... (...)
7) Опущенные на лоб волосы ... (...)
8) Выгода, польза ... (...)
Запомните: -ЖОГ- и -ЖЁГ-
В именах существительных пишется в корне О (-ЖОГ-), в глаголах - Ё (-ЖЁГ)
Задание № 111
Пользуясь памяткой, вставьте пропущенные буквы в словах следующего стихотворения. В скобках укажите часть речи, к которой принадлежат эти слова.
Преступник ночью дом подж...г (...),
Но, совершив такой подж...г (...),
Он и лицо себе обж...г (...),
Так, получив большой ож...г (...),
Он был наказан за подж...г (...).
Задание № 112
Вставьте пропущенные буквы. Выделите морфему, в которой была пропущена буква.
Ук...ротить ч...лку; перев...зать беч...вкой; ож...г руку; произн...сить ш...потом; сл...мать реш...тку; приобрести по деш...вке; подж...г мусор; разд...ется ш...пот; наш...л ж...лудь; нар...диться в ш...лковое платье; пот...рять расч...ску; ч...рная ш...рстка; получил ож...г, ус...ный сч...т.
Задание № 113
Прочитайте лингвистическую сказку и объясните, как она помогает запомнить правописание трёх однокоренных словарных слов, в которых часто делают ошибки.
Богатое слово-миллионер рассчитывать и его бедные родственники расчет и расчетливый
Как и всякий глагол, слово рассчитывать похоже на Золушку: не сидит на месте, постоянно трудится - 365 дней в году, 24 часа в сутки. Поэтому оно разбогатело, стало миллионером и, чтобы отличаться от своих бедных и ленивых родственников, купило себе почётное право писаться с двумя буквами С. А слова расчёт и расчётливый, которые не любят работать и предпочитают бездельничать, так и остались с одной буквой С. Из-за этого они сильно страдают, мучительно завидуют своему богатому родственнику рассчитывать, у которого теперь две буквы С.
В трудном слове рассчитать
Будем мы две С писать.
А расчётливый, расчёт -
Одна буква С сойдёт.
Задание № 114
Вставьте пропущенные буквы.
Рас...ч...тливый спортсмен много трен...ровался на стад...оне и рас...читывал на победу, но его рас...чет не оправдался.
Рас...читывал кол...чество продуктов для приготовления праз...н...чного ужина, но ошибся в рас...ч...тах. Нельзя быть таким рас...ч...тливым.
Задание № 115
Прочитайте лингвистическую сказку и придумайте её завершение.
Лингвистическая сказка о том, как король страны Морфемика разрешил спор букв Ё и О и определил, кому из них следует писаться в корнях слов после шипящих под ударением.
Как-то раз в лингвистическом государстве Морфемика заспорили друг с другом буквы О и Ё. Стали они выяснять, кто из них главнее и после шипящих в корне слов под ударением должен всегда писаться.
Когда до правителя Морфемики дошла весть о яростном споре двух букв, он призвал спорщиков, чтобы разрешить их конфликт. Король решил примирить две враждующие стороны и для этого постановил: «После шипящих под ударением в корне слова произносим звук [О], а пишем букву Ё». Все поданные с таким решением единогласно согласились.
Во время оглашения королевского указа несколько слов было в отъезде: они совершали круиз по Океану Знаний. Слова-туристы ничего не слышали о вердикте короля Морфемики, поэтому так и остались с буквой О после шипящих в написании. Про них сняли даже специальный телевизионный репортаж. Так страна узнала своих «героев»:
Запомнить написание слов- исключений, в которых после шипящих в корне пишется О, помогает следующий короткий рассказ:
Слышишь шорох. Это обжора в куртке с капюшоном ест крыжовник. Он так объелся, что на брюках лопнул шов.
Задание № 116
Вставьте пропущенные буквы. В случае затруднения обращайтесь к орфографическому словарю.
Лето. Поспел крыж...вник. Вокруг колхозного сада ходит сторож с трещ...ткой. А мимо сада как раз проходит Петя-обж...ра. Он так объелся крыж...вником, что у него ш...в на брюках лопнул. И как назло сторож с трещ...ткой услышал ш...рох. «Куда бы удрать? В какую бы спрятаться чащ...бу?» - лихорадочно соображал Петя.
Запомни!
Помимо слов-исключений из рассказа про обжору, следует выучить другие слова, в корне которых после шипящих пишется буква О:
Шоколад, шофёр, крыжовник,
Шов, шоссе, обжора, шорник,
Капюшон, жокей, чащоба,
Шорох, чопорный, трущоба!
Нам запомнить их легко:
Пишем только с буквой О!
Живя в трущобе,
Глядите в оба!
Вот английский жокей!
У него все окей!
Задание № 117
Вставьте пропущенные буквы. В случае затруднения обращайтесь к орфографическому словарю.
По ш...ссе мчалась машина. В кабине сидел ш...фёр, а в кузове тряслись ч...порный ш...тландец, обж...ра, ж...кей, ж...нглёр и ш...рник. Каждый был занят своим делом. Обж...ра ел ш...колад, ж...нглёр ж...нглировал крыж...вником, нанизывая его на ш...мпол. Ш...тландец ч...порно молчал, надвинув на глаза ка- пюш...н. Настроение у всех было маж...рное. Будто ехали они на веселое шоу. Вдруг послышался ш...рох. Это лопнул ш...в на ш...ртах обж....ры. Все были ш...кированы происшедшим.
Задание №118
Работа со словарем.
Подберите синонимы к слову ч...порный.
Пользуясь словарем, поясните значение слова ш...рник.
Подберите синонимы к слову маж...рное.
Пользуясь словарем, поясните значение слова ш...кировать.
Задание № 119
Подчеркните слова, не соответствующие заданному написанию.
Задание № 120
Выполните тест.
1. Укажите слова, в которых пишется буква ё.
1) ш...пот
2) ш...рох
3) ж...кей
4) беч...вка
5) капюш...н
6) печ...нка
Ответ: 1, 4, 6
2. Укажите слова, в которых пишется буква о.
1) реш...тка
2) ж...лудь
3) обж...ра
4) трущ...ба
5) деш...вый
6) крыж...вник
Ответ: 1, 2, 5
3. Укажите строку, во всех словах которой пишется буква ё.
1) ч...порный, ч...лка, пч...лы
2) щ...лкнуть, ш...пот, ш...л
3) ш...лковый, крыж...вник, тяж...лый
4) поч...тный, ш...колад, ш...фер
5) трещ...тка, ж....лтый, ш...ссе
Ответ: 2
4. Укажите предложение, в котором допущена орфографическая ошибка.
1) Фрукты были упакованы в решётчатые ящики.
2) Она изящно поправила чёлку.
3) Мелкий дождик шол всю ночь.
4) На ней были шёлковое платье.
Ответ: 3
5. Укажите предложение, в котором допущена орфографическая ошибка.
1) Он разжёг костёр.
2) Ожог руки был сильным.
3) Мой приятель очень прожорлив.
4) На жордочках сидели волнистые попугайчики.
Ответ: 4
Задание № 121
Вставьте пропущенные буквы и раскройте скобки.
Вариант 1
Перед мальчиком с длинной ч...лкой распахнулась скр...пучая дверь ...дешнего магазина, и юн...ый герой вош...л в старое ...дание. Хозяин улыбался поч...тному гостю и рас...тавлял товары за реш...ткой.
...десь было все: ш...лковые к...стюмы и игрушечные щ...гольские ж...кеи на ж...лтых лош...дях, аппетитные ж...луди из ш...колада и даже ч...рный рыцарский плащ... . Но мальчик не мог купить и деш...вой расч...ски. Денег у него (не) было.
Вдруг за спиной раздался ш...рох, и малыш у вид...л справ... от себя волшебника в мантии с серебристым капюш...ном. Затем мальчик услышал какой-то ш...пот и проснулся. Сказочного магазина уже (не) было, зато в голове остались тяж...лые воспоминания.
Вариант 2
Ч...кнутый ш...тландец-обж...ра в ш...лковых деш...вых ш...ртах, сидя на ж...сткой реш...тке, ел кашу с печ...нкой, откусывая ч...рствый ч...рный хлеб и запивая все это компотом из крыж....вника.
А ч...порный щ...голь, сидя в своей трущ...бе, напевая ш...потом, прищ...лкивая беч...вкой, делал ч...ткий ш...в на ч...рном капюш...не, тоже подумывая об обеде и негодуя на свой прож...рливый желудок. И вдруг послышался ш...рох. Ж...нглируя ш...мполом, подош...л ж...кей с пухлыми щ...чками, с усами щ...точкой и коротенькой ч...лочкой.
Вид этого «поч...тного».гостя, его ш...коладного цвета лицо, похожее на сморщенный ж...лудь, вызвали смех у трущ...бных обитателей.