Русский язык 5 класс - Практикум по орфографии и пунктуации - С. В. Драбкина 2019

Правописание корней с чередующейся гласной
Буквы Ё, О после шипящих в корне слова

  После шипящих в корне слова пишется Ё, если можно подобрать однокоренное слово, в котором пишется буква Е и слышится звук [И, склонный к Э].  

Задание № 109

Вставьте пропущенную букву и подберите проверочное слово.

Ш...рстка - ...

Расч...ска - ...

Ж...лудь - ...

Ч...рный - ...

Пч...лка - ...

Щ...ки - ...

Печ...нка - ...

Беч...вка - ...

Расч...т - ...

Ж...лтый - ...

Ч...лка - ...

Ш...пот - ...

Щ...голь - ...

Приш...л - ...

Прич...ска - ...

Ш...лковый - ...

Деш...вый - ...

Поч...тный - ...

Подч...ркивать - ...

Щ...лкать - ...

Заж...г - ...

Задание № 110

По лексическому значению определите слово и запишите его. В скобках укажите проверочное, которое позволяет правильно написать букву Ё или О после шипящей в корне.

1) Тоненькая верёвка ... (...)

2) Тихий разговор ... (...)

3) Плод дуба ... (...)

4) Продуктовая сумка ... (...)

5) Модник ... (...)

6) Танец с пристукиванием ногами ... (...)

7) Опущенные на лоб волосы ... (...)

8) Выгода, польза ... (...)

  Запомните: -ЖОГ- и -ЖЁГ-

  В именах существительных пишется в корне О (-ЖОГ-), в глаголах - Ё (-ЖЁГ)

Задание № 111

Пользуясь памяткой, вставьте пропущенные буквы в словах следующего стихотворения. В скобках укажите часть речи, к которой принадлежат эти слова.

Преступник ночью дом подж...г (...),

Но, совершив такой подж...г (...),

Он и лицо себе обж...г (...),

Так, получив большой ож...г (...),

Он был наказан за подж...г (...).

Задание № 112

Вставьте пропущенные буквы. Выделите морфему, в которой была пропущена буква.

Ук...ротить ч...лку; перев...зать беч...вкой; ож...г руку; произн...сить ш...потом; сл...мать реш...тку; приобрести по деш...вке; подж...г мусор; разд...ется ш...пот; наш...л ж...лудь; нар...диться в ш...лковое платье; пот...рять расч...ску; ч...рная ш...рстка; получил ож...г, ус...ный сч...т.

Задание № 113

Прочитайте лингвистическую сказку и объясните, как она помогает запомнить правописание трёх однокоренных словарных слов, в которых часто делают ошибки.

Богатое слово-миллионер рассчитывать и его бедные родственники расчет и расчетливый

Как и всякий глагол, слово рассчитывать похоже на Золушку: не сидит на месте, постоянно трудится - 365 дней в году, 24 часа в сутки. Поэтому оно разбогатело, стало миллионером и, чтобы отличаться от своих бедных и ленивых родственников, купило себе почётное право писаться с двумя буквами С. А слова расчёт и расчётливый, которые не любят работать и предпочитают бездельничать, так и остались с одной буквой С. Из-за этого они сильно страдают, мучительно завидуют своему богатому родственнику рассчитывать, у которого теперь две буквы С.

В трудном слове рассчитать

Будем мы две С писать.

А расчётливый, расчёт -

Одна буква С сойдёт.

Задание № 114

Вставьте пропущенные буквы.

Рас...ч...тливый спортсмен много трен...ровался на стад...оне и рас...читывал на победу, но его рас...чет не оправдался.

Рас...читывал кол...чество продуктов для приготовления праз...н...чного ужина, но ошибся в рас...ч...тах. Нельзя быть таким рас...ч...тливым.

Задание № 115

Прочитайте лингвистическую сказку и придумайте её завершение.

Лингвистическая сказка о том, как король страны Морфемика разрешил спор букв Ё и О и определил, кому из них следует писаться в корнях слов после шипящих под ударением.

Как-то раз в лингвистическом государстве Морфемика заспорили друг с другом буквы О и Ё. Стали они выяснять, кто из них главнее и после шипящих в корне слов под ударением должен всегда писаться.

Когда до правителя Морфемики дошла весть о яростном споре двух букв, он призвал спорщиков, чтобы разрешить их конфликт. Король решил примирить две враждующие стороны и для этого постановил: «После шипящих под ударением в корне слова произносим звук [О], а пишем букву Ё». Все поданные с таким решением единогласно согласились.

Во время оглашения королевского указа несколько слов было в отъезде: они совершали круиз по Океану Знаний. Слова-туристы ничего не слышали о вердикте короля Морфемики, поэтому так и остались с буквой О после шипящих в написании. Про них сняли даже специальный телевизионный репортаж. Так страна узнала своих «героев»:

Запомнить написание слов- исключений, в которых после шипящих в корне пишется О, помогает следующий короткий рассказ:

Слышишь шорох. Это обжора в куртке с капюшоном ест крыжовник. Он так объелся, что на брюках лопнул шов.

Задание № 116

Вставьте пропущенные буквы. В случае затруднения обращайтесь к орфографическому словарю.

Лето. Поспел крыж...вник. Вокруг колхозного сада ходит сторож с трещ...ткой. А мимо сада как раз проходит Петя-обж...ра. Он так объелся крыж...вником, что у него ш...в на брюках лопнул. И как назло сторож с трещ...ткой услышал ш...рох. «Куда бы удрать? В какую бы спрятаться чащ...бу?» - лихорадочно соображал Петя.

Запомни!

  Помимо слов-исключений из рассказа про обжору, следует выучить другие слова, в корне которых после шипящих пишется буква О:

Шоколад, шофёр, крыжовник,

Шов, шоссе, обжора, шорник,

Капюшон, жокей, чащоба,

Шорох, чопорный, трущоба!

Нам запомнить их легко:

Пишем только с буквой О!

Живя в трущобе,

Глядите в оба!

Вот английский жокей!

У него все окей!

Задание № 117

Вставьте пропущенные буквы. В случае затруднения обращайтесь к орфографическому словарю.

По ш...ссе мчалась машина. В кабине сидел ш...фёр, а в кузове тряслись ч...порный ш...тландец, обж...ра, ж...кей, ж...нглёр и ш...рник. Каждый был занят своим делом. Обж...ра ел ш...колад, ж...нглёр ж...нглировал крыж...вником, нанизывая его на ш...мпол. Ш...тландец ч...порно молчал, надвинув на глаза ка- пюш...н. Настроение у всех было маж...рное. Будто ехали они на веселое шоу. Вдруг послышался ш...рох. Это лопнул ш...в на ш...ртах обж....ры. Все были ш...кированы происшедшим.

Задание №118

Работа со словарем.

  Подберите синонимы к слову ч...порный.

  Пользуясь словарем, поясните значение слова ш...рник.

  Подберите синонимы к слову маж...рное.

  Пользуясь словарем, поясните значение слова ш...кировать.

Задание № 119

  Подчеркните слова, не соответствующие заданному написанию.

Задание № 120

  Выполните тест.

  1. Укажите слова, в которых пишется буква ё.

  1) ш...пот

  2) ш...рох

  3) ж...кей

  4) беч...вка

  5) капюш...н

  6) печ...нка

  Ответ: 1, 4, 6

  2. Укажите слова, в которых пишется буква о.

  1) реш...тка

  2) ж...лудь

  3) обж...ра

  4) трущ...ба

  5) деш...вый

  6) крыж...вник

  Ответ: 1, 2, 5

  3. Укажите строку, во всех словах которой пишется буква ё.

  1) ч...порный, ч...лка, пч...лы

  2) щ...лкнуть, ш...пот, ш...л

  3) ш...лковый, крыж...вник, тяж...лый

  4) поч...тный, ш...колад, ш...фер

  5) трещ...тка, ж....лтый, ш...ссе

  Ответ: 2

  4. Укажите предложение, в котором допущена орфографическая ошибка.

  1) Фрукты были упакованы в решётчатые ящики.

  2) Она изящно поправила чёлку.

  3) Мелкий дождик шол всю ночь.

  4) На ней были шёлковое платье.

  Ответ: 3

  5. Укажите предложение, в котором допущена орфографическая ошибка.

  1) Он разжёг костёр.

  2) Ожог руки был сильным.

  3) Мой приятель очень прожорлив.

  4) На жордочках сидели волнистые попугайчики.

  Ответ: 4

Задание № 121

Вставьте пропущенные буквы и раскройте скобки.

Вариант 1

Перед мальчиком с длинной ч...лкой распахнулась скр...пучая дверь ...дешнего магазина, и юн...ый герой вош...л в старое ...дание. Хозяин улыбался поч...тному гостю и рас...тавлял товары за реш...ткой.

...десь было все: ш...лковые к...стюмы и игрушечные щ...гольские ж...кеи на ж...лтых лош...дях, аппетитные ж...луди из ш...колада и даже ч...рный рыцарский плащ... . Но мальчик не мог купить и деш...вой расч...ски. Денег у него (не) было.

Вдруг за спиной раздался ш...рох, и малыш у вид...л справ... от себя волшебника в мантии с серебристым капюш...ном. Затем мальчик услышал какой-то ш...пот и проснулся. Сказочного магазина уже (не) было, зато в голове остались тяж...лые воспоминания.

Вариант 2

Ч...кнутый ш...тландец-обж...ра в ш...лковых деш...вых ш...ртах, сидя на ж...сткой реш...тке, ел кашу с печ...нкой, откусывая ч...рствый ч...рный хлеб и запивая все это компотом из крыж....вника.

А ч...порный щ...голь, сидя в своей трущ...бе, напевая ш...потом, прищ...лкивая беч...вкой, делал ч...ткий ш...в на ч...рном капюш...не, тоже подумывая об обеде и негодуя на свой прож...рливый желудок. И вдруг послышался ш...рох. Ж...нглируя ш...мполом, подош...л ж...кей с пухлыми щ...чками, с усами щ...точкой и коротенькой ч...лочкой.

Вид этого «поч...тного».гостя, его ш...коладного цвета лицо, похожее на сморщенный ж...лудь, вызвали смех у трущ...бных обитателей.