Русский язык 5 класс - Практикум по орфографии и пунктуации - С. В. Драбкина 2019

Не с глаголами

НЕ с глаголами всегда пишется раздельно (не был, не мог, не хотел), кроме тех глаголов, которые без НЕ не употребляются: негодовать, недоумевать, ненавидеть, недоумевать.

Задание № 157

Вставьте пропущенную частицу НЕ, определив её слитное (тогда она будет приставкой) или раздельное написание с глаголом в приведенных ниже пословицах и поговорках.

Пословица - малая форма народного поэтического творчества, облачённая в краткое, ритмизованное изречение, несущее обобщённую мысль, вывод, иносказание.

Поговорка - словосочетание, оборот речи, отражающий какое-либо явление жизни.

  1. Биться в одиночку - жизнь ... перевернуть.

  2. Волков бояться - в лес ... ходить.

  3. В чужом глазу сучок видим, а в своём бревна ... замечаем.

  4. За деревьями ... увидел леса.

  5. Красоту уносят годы - доброту ... унесут.

  6. ... бойся собаку, которая лает, а бойся, которая молчит.

  7. ... бросай слов на ветер.

  8. ... выноси сор из избы.

  9. ... ошибается тот, кто ничего не делает.

  10. ... рой другому яму - сам в неё попадешь.

  11. ... руби сук, на котором сидишь.

  12. ... сиди на печи - будешь есть калачи.

  13. Орлам случается и ниже кур спускаться, но курам никогда до облаков ... подняться.

  14. Остановив часы, ... остановишь время.

  15. От трудов праведных ... наживёшь палат каменных.

  16. Перед свиньёй бисер ... мечут.

  17. Повинную голову меч сечёт.

  18. Под лежачий камень вода ... течёт.

  19. Правда в огне ... горит и в воде ... тонет.

  20. Радости без печали ... бывает.

  21. Слезами горю ... поможешь.

  22. Слово не воробей: вылетит - ... поймаешь.

  23. Что в сердце варится, на лице ... утаится.

  24. ... сквернит человека входящее в уста, но сквернит исходящее из уст.

Творческое задание: напишите сочинение по одной из пословиц, объясняя её смысл, приведите жизненный пример, подтверждающий её мудрость.

Задание № 158

Определите слитное или раздельное написание с глаголом частицы НЕ и составьте с тремя первыми по два предложения.

(Не) был, (не) мог, (не) стал, (не) будешь, (не) знал, (не) говорил.

Задание № 159

Вставьте пропущенные буквы и запятые, определите тип речи данного текста.

Во двор того дома, откуда пропала коза и где ж...ла бабка, которая покол...тила бойкую девч...нку Нюрку, прив...зли два воза дров.

Ругая бе...печных возчиков, которые свалили дрова как попало, кряхтя и охая, бабка начала укладывать поленницу. Но эта работа была ей не под силу. Откашливаясь, она села на ступеньку отдышалась вз...ла лейку и пошла в огород. Во дворе остался теперь только трёхлетний братишка Нюрки - человек, как видно, энергичный и труд...любивый, потому что едва бабка скрылась, как он поднял палку и начал кол...тить ею по скамье и по перевернутому кверху дном корыту.

Тогда Сима Симаков, только что охотивш...ся за беглой козой, которая скакала по кустам и оврагам не хуже индийского тигра, одного человека из своей команды оставил на опушке, а с четырьмя другими вихрем в...рвался во двор.

Он сунул малышу в рот горсть земл...ники всучил ему в руки бл..,стящее перо из крыла галки и вся четвёрка рванулась укладывать др...ва в поленницу.

Сам Сима Симаков понесся кругом вдоль забора, чтобы зад...ржать на это время бабку в ...городе. Остан...вившись у забора, возле того места, где к нему вплотную примыкали вишни и яблони, Сима загл...нул в щёлку.

Бабка набрала в подол ...гурдов и соб...ралась идти во двор.

Сима Симаков тихонько п...стучал по доскам забора.

Бабка наст...р...жилась. Тогда Сима поднял палку и начал ею шевелить ветви яблони.

Бабке тотчас же показалось, что кто-то тихонько лез...т через забор за яблоками. Она высыпала огурцы выд...рнула большой пук крапивы подкралась и притаилась у забора.

Сима Симаков опять загл...нул в щель но бабки теперь он не увид...л. Обеспокоенный, он подпрыгнул схватился за край забора и осторожно стал подтягиваться. Но в то же время бабка с торжествующ...м криком выскочила из своей засады и ловко стегнула Симу Симакова по рукам крапивой. Размахивая ...божжёнными руками, Сима помчался к воротам, откуда уже выб...гала закончившая свою работу четвёрка.

Во дворе опять остался только один малыш. Он поднял с земли щепку пол...жил её на край поленницы потом поволок туда же кусок бересты.

За этим занятием и застала его вернувшаяся из ...города бабка. Вытаращив глаза, она остановилась перед а...уратно сложенной поленницей и спросила:

- Это кто же тут без меня работает?

Малыш, укладывая бересту в поленницу, важно ответил:

- А ты бабушка не вид...шь - это я работаю.

(А. Гайдар «Тимур и его команда»)

Творческое задание.

Напишите рассказ, используя такой тип речи, как повествование.

Повествование - тип речи, который содержит рассказ о событиях в их временной последовательности. При повествовании преобладают действия, происходят какие-то события. К тексту можно поставить вопросы что происходило сначала и что было потом? где? когда?

Главное в повествовании - это сведения о сменяющих друг друга действиях, поэтому особая роль принадлежит глаголам, особенно в форме прошедшего времени несовершенного вида (встал, пошёл, сделал и т. д.).

Композиционно повествовательные тексты построены следующим образом:

1) завязка (начало событий);

2) развитие действия;

3) кульминация;

4) развязка (итог событий).