Русский язык 5 класс - Практикум по орфографии и пунктуации - С. В. Драбкина 2019
Правописание непроизносимых согласных
Задание № 23
Подберите к именам прилагательным в качестве проверочного слова имя существительное и определите, следует писать на месте пропуска непроизносимую согласную или нет.
Образец: яросТный - в яросТи
бессовес...ный - ...
завис...ливый - ...
влас...ный - ...
скорос...ной - ...
трос...никовый - ...
гиган...ский - ...
поверхнос...ный (взгляд) - ...
безучас...ный (взгляд) - ...
капус...ные (листья) - ...
редко...ный (экспонат) - ...
Задание № 24
Подберите к данным словам в качестве проверочных глаголы и определите, следует писать на месте пропуска непроизносимую согласную или нет.
Образец: лесТный - льсТить
пас...бище - ...
поз...ний (час) - ...
хвас...ливый - ...
свис...нуть - ...
хрус...нуть - ...
наез...ник - ...
прои...шествие - ...
хлес...нуть(кнутом) - ...
Задание № 25
Чтобы узнать, следует писать на месте пропуска непроизносимую согласную или нет, подберите к данным словам проверочные и укажите в скобках, к какой части речи они относятся.
Образец: грусТный - грусТить
со...нце - ... (...);
учас...ник - ... (...);
сер...це - ... (...);
вес...ник - ... (...);
ус...ный - ... (...);
здра...ствуйте - ... (...)
безмол....ствовать - ... (...).
Задание № 26
Прочитайте следующее стихотворение и определите: какую орфографическую подсказку оно содержит?
Как ужасно и опасно
Букву Т писать напрасно.
Интересно? Вот чудесно!
Задание № 27
Докажите, что в следующих именах прилагательных отсутствуют непроизносимые согласные. Для этого подберите к ним проверочные слова, отвечающие на вопрос каков?
Образец: ужасный - (каков?) ужасен
опасный - (каков?)
напрасный - (каков?)
чудесный - (каков?)
прекрасный - (каков?)
искусный - (каков?)
Запомните!
И чудесный, и прекрасный,
И ужасный, и напрасный,
Искусный, интересный,
Безопасный и небесный.
Этих слов не забывайте,
Букву Т в них не вставляйте!
Запомните правописание следующих слов:
Не пропускай в написании нужную букву! |
Не вставляй лишнюю букву! |
сверстник (одинаковый по возрасту) |
ровесник (тот, кто родился одной весной с тобой) |
шефствовать (быть шефами над кем-то) |
шествовать (от «идти с шестом») |
явственно (наяву) |
яства (кушанья; от ясти = кушать) |
костный мозг (в кости) |
косные взгляды (= отсталые, непрогрессивные) |
чувствовать |
участвовать (быть частью чего-либо, какого-либо процесса) |
Рос ровесник всю весну,
Сверстник вырастет с версту.
Задание № 28
Вставьте необходимые буквы на месте пропусков.
Ровес...ник наез...ника; вкус...ные я...ства; бесхитрос...ные слова сверс...ника; чу...ствовать опас...ность; ше...ствовать по площади; уча...ствовать в спектакле; кос...ные взгляды; я...ственно представил.
Задание № 29
Укажите слова, которые не соответствуют заданному написанию.
Задание № 30
Замените выделенные в тексте слова близкими по значению с непроизносимыми согласными в корне.
В сентябре погода стояла дождливая (...). Небесное светило (...) редко появлялось на мрачном небе. Необычная (...) унылость ощущалась (...) в природе. Ветер неумолимо срывал листья с огромных (...) деревьев. Везде печальный (...) пейзаж. А душе так хочется торжества (...)!
Задание № 31
Вставьте пропущенные буквы.
Ненас...ный октябрь наводил тягос...ные предчу...ствия и завершился го- рес...ным прои...шествием. Ужас...ный ураган с сума...шедшей силой пронесся в окрес...ностях ранее безвес...ного городка. Ярос...ный ветер согнул до земли гиган...ские трос...никовый заросли. Хрус...нули и надломились деревья. Опас...ность представляют громоз...кие скопления камней на дорогах.