Русский язык 5 класс - Практикум по орфографии и пунктуации - С. В. Драбкина 2019

Правописание непроизносимых согласных

Задание № 23

Подберите к именам прилагательным в качестве проверочного слова имя существительное и определите, следует писать на месте пропуска непроизносимую согласную или нет.

Образец: яросТный - в яросТи

бессовес...ный - ...

завис...ливый - ...

влас...ный - ...

скорос...ной - ...

трос...никовый - ...

гиган...ский - ...

поверхнос...ный (взгляд) - ...

безучас...ный (взгляд) - ...

капус...ные (листья) - ...

редко...ный (экспонат) - ...

Задание № 24

Подберите к данным словам в качестве проверочных глаголы и определите, следует писать на месте пропуска непроизносимую согласную или нет.

Образец: лесТный - льсТить

пас...бище - ...

поз...ний (час) - ...

хвас...ливый - ...

свис...нуть - ...

хрус...нуть - ...

наез...ник - ...

прои...шествие - ...

хлес...нуть(кнутом) - ...

Задание № 25

Чтобы узнать, следует писать на месте пропуска непроизносимую согласную или нет, подберите к данным словам проверочные и укажите в скобках, к какой части речи они относятся.

Образец: грусТный - грусТить

со...нце - ... (...);

учас...ник - ... (...);

сер...це - ... (...);

вес...ник - ... (...);

ус...ный - ... (...);

здра...ствуйте - ... (...)

безмол....ствовать - ... (...).

Задание № 26

Прочитайте следующее стихотворение и определите: какую орфографическую подсказку оно содержит?

Как ужасно и опасно

Букву Т писать напрасно.

Интересно? Вот чудесно!

Задание № 27

Докажите, что в следующих именах прилагательных отсутствуют непроизносимые согласные. Для этого подберите к ним проверочные слова, отвечающие на вопрос каков?

Образец: ужасный - (каков?) ужасен

опасный - (каков?)

напрасный - (каков?)

чудесный - (каков?)

прекрасный - (каков?)

искусный - (каков?)

Запомните!

И чудесный, и прекрасный,

И ужасный, и напрасный,

Искусный, интересный,

Безопасный и небесный.

Этих слов не забывайте,

Букву Т в них не вставляйте!

  Запомните правописание следующих слов:

Не пропускай в написании нужную букву!

Не вставляй лишнюю букву!

сверстник (одинаковый по возрасту)

ровесник (тот, кто родился одной весной с тобой)

шефствовать (быть шефами над кем-то)

шествовать (от «идти с шестом»)

явственно (наяву)

яства (кушанья; от ясти = кушать)

костный мозг (в кости)

косные взгляды (= отсталые, непрогрессивные)

чувствовать

участвовать (быть частью

чего-либо, какого-либо процесса)

Рос ровесник всю весну,

Сверстник вырастет с версту.

Задание № 28

Вставьте необходимые буквы на месте пропусков.

Ровес...ник наез...ника; вкус...ные я...ства; бесхитрос...ные слова сверс...ника; чу...ствовать опас...ность; ше...ствовать по площади; уча...ствовать в спектакле; кос...ные взгляды; я...ственно представил.

Задание № 29

  Укажите слова, которые не соответствуют заданному написанию.

Задание № 30

Замените выделенные в тексте слова близкими по значению с непроизносимыми согласными в корне.

В сентябре погода стояла дождливая (...). Небесное светило (...) редко появлялось на мрачном небе. Необычная (...) унылость ощущалась (...) в природе. Ветер неумолимо срывал листья с огромных (...) деревьев. Везде печальный (...) пейзаж. А душе так хочется торжества (...)!

Задание № 31

Вставьте пропущенные буквы.

Ненас...ный октябрь наводил тягос...ные предчу...ствия и завершился го- рес...ным прои...шествием. Ужас...ный ураган с сума...шедшей силой пронесся в окрес...ностях ранее безвес...ного городка. Ярос...ный ветер согнул до земли гиган...ские трос...никовый заросли. Хрус...нули и надломились деревья. Опас...ность представляют громоз...кие скопления камней на дорогах.