Тренажёр по русскому языку 5 класс к учебнику Т. А. Ладыженской - Г. Н. Потапова 2020
Синтаксис. Пунктуация
Прямая речь
1. Запишите предложения. Расставьте знаки препинания, вставьте пропущенные буквы. Замените там, где это необходимо, маленькие буквы большими.
1. 1) Бабушка п_стой немно_ко ей кр_чит она в око_ко.
2) И ей зерк_льце в ответ ты царица всех м_лее, всех румяней и б_лее.
3) А Февраль о_дал свой посох младшему брату и ск_зал теперь твой черёд братец Март.
4) Голосом молвит человеч_им о_пусти ты старче меня в море!
5) Веч_ром х_зяйка убрала т_релку и г_ворит должно быть, наши утята з_б_лели они ничего не едят.
6) А нет ли у тебя х_зяюшка перекусить чего спр_сил с_лдат.
7) Вы никогда не видели к_та в с_погах спр_сил кот.
8) Тихим голосом мал_чик ск_зал Лена дай мне одну краску, пожалуйста.
9) Какой в_ликолепный замок воскликнул восхищённый к_роль.
10) В_рнулся бездельник с упрёком ск_зал к_ту сын мельника.
2. 1) Доктор Айболит з_кр_чал берегись Бармалей как бы акулы не пр_гл_тили тебя!
2) Скорее отец мы должны помочь воскликнула принцесса.
3) И ск_зал он ей ласковое слово бог с тобой з_лотая ры_ка.
4) Приплыла к нему ры_ка и спр_сила чего тебе надобно старче?
5) А с_стра ей г_ворит ступай да без цв_тов не возвращ_йся.
6) Подойди Муму к барыне тв_рдили приживалки.
7) Вот видишь, она не любит играть ск_зал Валек.
8) Д_вай играть в жмурки предложил я.
9) Нынче б_жать надо думает Жилин.
10) Здра_ствуй князь ты мой прекрас_ный что ж ты тих, как день ненас_ный? Оп_чалился чему? г_ворит она ему.
3. 1) Костылин г_ворит п_едем Жилин одни.
2) А руж_ё з_ряжено спр_сил Жилин.
3) Ах, как в_лик мир ск_зали утята.
4) На третий день Мороз Иванович ск_зал Рукодельнице сп_сибо тебе умная ты девоч_ка хорошо ты ст_рика утешила.
5) Девоч_ка п_к_зала ему пустую к_рзину и г_ворит нужно мне н_брать в эту к_рзину по_снежников.
6) Пришла я к тебе п_служить да за работу получить г_ворит Ленивица.
7) Г_ворит ей Март т_ропись, нам с тобой всего один ч_сок брат я мои п_д_рили.
8) Мать ей вслед кр_чит рук_вич_ки н_день, шу_ку з_стегни!
9) Я затем в коло_це с_жу, что в_сна по_ходит ск_зал Мороз Иванович.
10) Вышел Иван в чистое поле и крикнул Сивка-бурка вещая каурка стань передо мной, как лист перед тр_вой!
Ответ:
1. 1) «Бабушка, постой немножко,» — ей кричит она в окошко.
2) И ей зеркальце в ответ: «Ты, царица, всех милее, всех румяней и белее».
3) А Февраль отдал свой посох младшему брату и сказал: «Теперь твой черёд, братец Март».
4) Голосом молвит человечьим: «Отпусти ты, старче, меня в море!»
5) Вечером хозяйка убрала тарелку и говорит: «Должно быть, наши утята заболели, они ничего не едят».
6) «А нет ли у тебя, хозяюшка, перекусить чего,» — спросил солдат.
7) «Вы никогда не видели кота в сапогах?» — спросил кот.
8) Тихим голосом мальчик сказал: «Лена, дай мне одну краску, пожалуйста».
9) «Какой великолепный замок!» — воскликнул восхищённый король.
10) «Вернулся, бездельник,» — с упрёком сказал коту сын мельника.
2. 1) Доктор Айболит закричал: «Берегись, Бармалей, как бы акулы не проглотили тебя!»
2) «Скорее, отец, мы должны помочь!» — воскликнула принцесса.
3) И сказал он ей ласковое слово: «Бог с тобой, золотая рыбка».
4) Приплыла к нему рыбка и спросила: «Чего тебе надобно, старче?»
5) А сестра ей говорит: «Ступай, да без цветов не возвращайся».
6) «Подойди, Муму, к барыне,» — твердили приживалки.
7) «Вот видишь, она не любит играть,» — сказал Валек.
8) «Давай играть в жмурки,» — предложил я.
9) «Нынче бежать надо,» — думает Жилин.
10) «Здравствуй, князь ты мой прекрасный, что ж ты тих, как день ненастный? Опечалился чему?» — говорит она ему.
3. 1) Костылин говорит: «Поедем, Жилин, одни».
2) «А ружьё заряжено?» — спросил Жилин.
3) «Ах, как велик мир!» — сказали утята.
4) На третий день Мороз Иванович сказал Рукодельнице: «Спасибо тебе, умная ты девочка, хорошо ты старика утешила».
5) Девочка показала ему пустую корзину и говорит: «Нужно мне набрать в эту корзину подснежников».
6) «Пришла я к тебе послужить, да за работу получить,» — говорит Ленивица.
7) Говорит ей Март: «Торопись, нам с тобой всего один часок братья мои подарили.
8) Мать ей вслед кричит: «Рукавички надень, шубку застегни!»
9) «Я затем в колодце сижу, что весна подходит,» — сказал Мороз Иванович.
10) Вышел Иван в чистое поле и крикнул: «Сивка-бурка, вещая каурка, стань передо мной, как лист перед травой!»
2. Поменяйте местами слова автора и прямую речь. Измените, где это необходимо, порядок слов в словах автора. Запишите получившиеся предложения. Расставьте знаки препинания. Подчеркните глаголы, вводящие прямую речь.
1) «А сюда Снежная королева не может войти?» — спросила девочка.
2) Герда сказала: «Мне кажется, что за нами кто-то идёт».
3) А лягушка отвечает: «Не тужи Иван-царевич ложись лучше спать, утро вечера мудренее».
4) «Зачем добрый молодец ко мне пожаловал?» — говорит ему Баба-яга.
5) Утёнок подумал: «Видно, я такой гадкий, что даже собаке противно съесть меня».
6) «Алёша помоги мне поймать курицу!» — кричала кухарка.
7) Алёша сказал: «Дверь заперта ключом».
8) «Муму подойди же ко мне, подойди к барыне», — говорила госпожа.
9) Братья говорят: «Полежим на этом ковре, отдохнём часок!»
10) А меньшая дочь говорит: «Привези ты мне аленький цветочек, которого бы не было краше на белом свете».
Ответ:
1) Девочка спросила: «А сюда Снежная королева не может войти?»
2) «Мне кажется, что за нами кто-то идёт,» — сказала Герда.
3) «Не тужи, Иван-царевич, ложись лучше спать, утро вечера мудренее,» — ответила лягушка.
4) Баба-яга ему говорит: «Зачем добрый молодец ко мне пожаловал?»
5) «Видно, я такой гадкий, что даже собаке противно съесть меня,» — подумал утёнок.
6) Кухарка кричала: «Алёша, помоги мне поймать курицу!»
7) «Дверь заперта ключом,» — сказал Алёша.
8) Госпожа говорила: «Муму, подойди же ко мне, подойди к барыне».
9) «Полежим на этом ковре, отдохнём часок!» — говорят братья.
10) «Привези ты мне аленький цветочек, которого бы не было краше на белом свете,» — говорит меньшая дочь.