Самостоятельные работы по русскому языку 5 класс к учебнику Т. А. Ладыженской - М. В. Черных 2020

Морфемика
Буквы А - О в корне -ЛАГ- - -ЛОЖ-, -РАСТ- - -РОС-

Вариант 1

1. Прочитайте пословицы и вставьте пропущенные буквы. Выделите корни в словах с чередованием.

Срубленное дер_во вновь не выр_стет.

Сл_мать дер_во — секунда, а выр_стить — года.

После нас хоть тр_ва не р_сти.

Бог по силе крест нал_гает.

Ответ:

Срубленное дерево вновь не вырастет.

Сломать дерево — секунда, а вырастить — года.

После нас хоть трава не расти.

Бог по силе крест налагает.

2. Спишите, вставляя пропущенные буквы.

При л_гательное, воз л_гать, из л_жение, подл_жить, пол_жение, вл_жить, пол_гать, пере_л_жить, ср_щу, возр_ст, р_стения, пор_сль, р_стительность, выр_стать,

подр_сла, выр_стил, р_стовщик, Р_стислав.

Ответ:

Прилагательное, возлагать, изложение, подложить, положение, вложить, полагать, переложить, сращу, возраст, растения, поросль, растительность, вырастать,

подросла, вырастил, ростовщик, Ростислав.

3. Прочитайте и озаглавьте текст. Вставьте пропущенные буквы и недостающие знаки препинания. Выпишите слова с безударной чередующейся гласной в корне.

...

Пётр вынул жука из сумки пол_жил на л_донь. Жук долго с_дел озирался пов_дил усами потом приподнялся на задние лапки ра_крыл крылья снова сл_жил их подумал и вдруг в_летел с громким жужжанием. Он сделал круг над к_лодцем и пол_тел через речку в лес где ребята соб_рали грибы и дикую малину.

(По К. Паустовскому)

Ответ:

Жук

Пётр вынул жука из сумки, положил на ладонь. Жук долго сидел, озирался, поводил усами, потом приподнялся на задние лапки, раскрыл крылья, снова сложил их, подумал и вдруг взлетел с громким жужжанием. Он сделал круг над колодцем и полетел через речку в лес, где ребята собирали грибы и дикую малину.

(По К. Паустовскому)

4. Используя приставки вы-, под-, об-, запишите однокоренные слова с данными корнями. Обозначьте условие написания корня.

-раст-/-ращ-/-рос-

-лаг-/-лож-

Вариант 2

1. Прочитайте пословицы и вставьте пропущенные буквы. Выделите корни в словах с чередованием.

Р_сти б_льшой, да не будь лапшой; тянись в_рстой, да не будь простой.

Прил_гай ум к справедливому делу.

На колючках груши не р_стут.

Где р_сла тр_ва, там и ещё выр_стет.

Ответ:

Расти большой, да не будь лапшой; тянись верстой, да не будь простой.

Прилагай ум к справедливому делу.

На колючках груши не растут.

Где росла трава, там и ещё вырастет.

2. Спишите, вставляя пропущенные буквы.

Р_стов, р_сток, р_стовчане, возр_сли, отр_слевой, ср_слась, р_стение, отр_стить, водор_сль, пор_сль, сл_гать, прил_жение, отл_жение, разл_жение, ул_жить, пол_гать, пред пол_гаю, пол_жил.

Ответ:

Ростов, росток, ростовчане, возросли, отраслевой, срослась, растение, отрастить, водоросль, поросль, слагать, приложение, отложение, разложение, уложить, полагать, предполагаю, положил.

3. Прочитайте и озаглавьте текст. Вставьте пропущенные буквы и недостающие знаки препинания. Выпишите слова с безударной чередующейся гласной в корне.

Мама пол_жила стекля(н,нн)ый букетик к себе на стол и ск_зала чтобы Маша не трогала его. Маша см_трела за _кно. Снег л_тел мимо ф_нарей и л_жился на землю. На ветке за окном с_дела в_рона и см_трела на Машу. Как только Маша ух_дила в_рона в_летала на форточку хв_тала что-нибудь и уд_рала. Она забывала выт_реть лапы о к_вёр и ост_вляла на ст_ле мокрые следы.

(По К. Паустовскому)

Ответ:

Мама положила стеклянный букетик к себе на стол и сказала, чтобы Маша не трогала его. Маша смотрела за окно. Снег летел мимо фонарей и ложился на землю. На ветке за окном сидела ворона и смотрела на Машу. Как только Маша уходила, ворона взлетала на форточку, хватала что-нибудь и удирала. Она забывала вытереть лапы о ковёр и оставляла на столе мокрые следы.

4. Используя приставки за-, вы-, об-, запишите однокоренные слова с данными корнями. Обозначьте условие написания корня.

-раст-/-ращ-/-рос-

-лаг-/-лож-