Самостоятельные работы по русскому языку 5 класс к учебнику Т. А. Ладыженской - М. В. Черных 2020

Имя существительное
Правописание гласных в падежных окончаниях существительных. Правописание О - Ё после шипящих и Ц в окончаниях существительных

Вариант 1

1. Спишите, вставляя пропущенные буквы. Обозначьте падеж имён существительных.

Подъехали к дач_, собрались на площадк_, ремонт на лес(?)ничной клетк_, сложить из бумажк_ сам_лётик, наклонились к шишк_, жила в роскош_, выбежал из рощ_, жить в столиц_.

Ответ:

Подъехали к даче(Д. п.), собрались на площадке(П. п.), ремонт на лестничной клетке(П. п.), сложить из бумажки(Р. п.) самолётик, наклонились к шишке(Д.п.), жила в роскоши(П. п.), выбежал из рощи(Р. п.), жить в столице(П. п.).

2. Поставьте существительные в форму творительного падежа, запишите.

Врач, товарищ, полотенце, задача, свинец, мяч, грач, нож, юноша, ученица, малыш, камыш, училище, гвардеец.

Ответ:

Врачом, товарищем, полотенцем, задачей, свинцом, мячом, грачом, ножом, юношей, ученицей, малышом, камышом, училищем, гвардейцем.

3. Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки. Выполните морфологический разбор выделенного слова.

1) Ждите нас около дома Евгени_ Борисовн_. 2) От неож_данност_ мы с Агафь_ Григорьевн_ засм_ялись и х_хотали ещё долго. 3) Утром я был на заняти_ у Лиди_

Ивановн_. 4) Девочка увидела, что на топол_ с_дит к_тёнок, и тут же сказала об этом Анастаси_ Игоревн_. 5) Вы слышали о ру(с,сс)ком пут_шестве(н,нн)ик_ и п_сател_ Павл_ Алексеевич_ Пашков_, который проехал по всей Сибир_?

Ответ:

1) Ждите нас около дома Евгении Борисовны. 2) От неожиданности мы с Агафьей Григорьевной засмеялись и хохотали ещё долго. 3) Утром я был на занятии у Лидии

Ивановны. 4) Девочка увидела, что на тополе сидит котёнок, и тут же сказала об этом Анастасии Игоревне. 5) Вы слышали о русском путешественнике и писателе Павле Алексеевиче Пашкове, который проехал по всей Сибири?

Неожиданности

Часть речи — имя существительное.

Морфологич. признаки:

Начальная форма: неожиданность (И. п., ед. ч.)

Постоянный признаки: нарицательное, неодуш., ж. р., 3-е склонение

Непостоянные признаки: Р. п., ед. ч.

Синтакс. роль

Может быть различным членом предложения.

Вариант 2

1. Спишите, вставляя пропущенные буквы. Обозначьте падеж имён существительных.

Прочитать в газет_, идёт вдоль дорог_, спросила о юнош_, след после сып_, течёт по берёзк_, забыли о печал_, не спал до полуноч_, прик(а, о)снулась к брош_.

Ответ:

Прочитать в газете(П. п.), идёт вдоль дороги(Р. п.), спросила о юноше(П. п.), след после сыпи(Р. п.), течёт по берёзке(Д. п.), забыли о печали(П. п.), не спал до полуночи(Р. п.), прикоснулась к броши(Д. п.).

2. Поставьте существительные в форму творительного падежа, запишите.

Луч, кирпич, дворец, роща, борец, встреча, плечи, дача, продавщица, гараж, абзац, пейзаж, выигрыш, мельница, задача.

Ответ:

Лучом, кирпичом, дворцом, рощей, борцом, встречей, плечом, дачей, продавщицей, гаражом, абзацем, пейзажем, выигрышем, мельницей, задачей.

3. Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки. Выполните морфологический разбор выделенного слова.

1) Чтобы доехать до дома Ксени_ Борисовн_, нам пришлось полчаса тр_стись в телег_. 2) Мы с Андре_м Михайлович_м ставим опыты в лаборатори_. 3) Брат х_дил по площад_ взад и вп_рёд в ож_дани_ Анастаси_ Сергеевн_. 4) Учительница ра(с,сс)казывала нам о знаменитом ру(с,сс)ком и(с,сс)ледовател_ (Д,д)альнего (В,в)остока Владимир_ Клавдиевич_Арсеньев_. 5) Скажите Наталь_ Фёдоровн_ о прибыти_ поезда.

Ответ:

1) Чтобы доехать до дома Ксении Борисовны, нам пришлось полчаса трястись в телеге. 2) Мы с Андреем Михайловичем ставим опыты в лаборатории. 3) Брат ходил по площади взад и вперёд в ожидании Анастасии Сергеевны. 4) Учительница рассказывала нам о знаменитом русском исследователе Дальнего Востока Владимире Клавдиевиче Арсеньеве. 5) Скажите Наталье Фёдоровне о прибытии поезда.

Телеге

Часть речи — имя существительное

Морфологические признаки:

Начальная форма: телега (И. п. ед. ч.)

Постоянные признаки: нарицат., неодушевл., ж. р., 1-е склонение

Непостоянные признаки: И. п., ед. ч.

Синтакс. роль

Может быть различным членом предложения.