Тесты без выбора ответа по русскому языку 5 класс к учебнику Т. А. Ладыженской и др. - Г. Н. Потапова 2019

Синтаксис и пунктуация
Контрольный тест

Вариант 1

1. Определите предложения, в которых между подлежащим и сказуемым нужно поставить тире. Запишите номера этих предложений.

1) Сегодня день тёплый, солнечный.

2) Компас это металлическая коробочка с магнитной стрелкой.

3) Низкое солнце ослепительно било в глаза.

4) Осиновый пух большое событие весны.

5) Ночной полёт сов тих и беззвучен.

Ответ: 2, 4

2. Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить одну запятую. Запишите номера этих предложений.

1) Они летели над лесами над озёрами над морями и над землёй.

2) Первое время Муму была очень слаба тщедушна и собой некрасива.

3) Муму страстно привязалась к Герасиму и не отставала от него ни на шаг.

4) Я часто вспоминаю эти леса озёра парки и небо.

5) Расцвела черёмуха наполнился её сладким ароматом весь сад.

Ответ: 2, 5

3. Расставьте знаки препинания. Найдите предложение с обобщающим словом, выпишите это слово вместе с однородными членами при нём, подчеркните их как члены предложения.

Мы бродили весной в лесу и наблюдали жизнь дятлов сов и других птиц.

Я вижу, как пересаживаются на дерево зяблики щеглы сойки.

В эти ловушки попадала ценная рыба осётр стерлядь налим. Кот воровал у нас рыбу мясо сметану и хлеб.

Привёз Жилину хозяин щипчики буравчики и подпилочек.

Ответ: рыба: осётр, стерлядь, налим

4. Расставьте знаки препинания. Укажите все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые. Однажды Незнайка пришёл к Цветику и сказал: «Слушай (1) Цветик (2) научи (3) меня сочинять стихи».

Автомобиль носится по двору, а Незнайка кричит во всё горло: «Братцы (4) откройте (5) скорее ворота, а то я тут всё во дворе переломаю».

Ответ: 1, 2, 4

5. Расставьте знаки препинания. Запишите номера двух союзных сложных предложений.

1) Васютка обломал нижние ветки у дерева сорвал пучок серого мха сложил в кучку и всё поджёг.

2) Листья на ивах пожелтели туман оседал на них крупными каплями и стекал на землю.

3) Звонко поют в лесу птицы звенят под деревьями и кустами весенние ручейки.

4) Кнопочка отворила дверь и наши путешественники вошли в просторную комнату.

5) И девочке почудилось что волны как-то странно кивают ей.

Ответ: 4, 5

6. Расставьте знаки препинания. Укажите все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые. Муму будила Герасима по утрам (1) караулила его мётлы (2) и лопаты (3) никого не подпускала к каморке.

Была ранняя весна (4) и утки летели плохо.

Ответ: 1, 3, 4

7. Расставьте знаки препинания. Запишите номера двух бессоюзных сложных предложений.

1) Весна восторжествовала над последними порывами зимы солнце высушило землю.

2) Рыбаки вытащили лодки на берег унесли багаж в избушку.

3) Небо уже потемнело в лес опустились сумерки.

4) В солнечный день змея забирается на верх кочки часами принимает свою любимую солнечную ванну.

5) Ёжик прибежал в гнездо положил туда яблоко побежал за другим.

Ответ: 1, 3

8. Оформите предложения с прямой речью. Найдите предложение, соответствующее схеме: А: «П». (где А — слова автора, П — прямая речь.) Поменяйте в этом предложении местами слова автора и прямую речь. Измените, где это необходимо, порядок слов в словах автора. Запишите получившееся предложение, расставьте знаки препинания, составьте его схему.

1) Герда спросила Разве Кай живёт у принцессы?

2) Снежная королева сказала Теперь я полечу в тёплые края.

3) Постой, бабушка, постой немножко ей кричит она в окошко.

Ответ:

Герда спросила: «Разве Кай живёт у принцессы?».

Снежная королева сказала: «Теперь я полечу в тёплые края».

«Постой, бабушка, постой немножко!» — ей кричит она в окошко. «Теперь я полечу в тёплые края», — сказала Снежная королева.

Вариант 2

1. Определите предложения, в которых между подлежащим и сказуемым нужно поставить тире. Запишите номера этих предложений.

1) Августовская ночь в Заполярье коротка.

2) Январь месяц больших молчаливых снегов.

3) Эта собачка смешна и мила своей важностью.

4) А берёзка мила и при солнце, и в ясный день, и при дождике.

5) Сорока самая болтливая птица на свете.

Ответ: 2, 5

2. Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить одну запятую. Запишите номера этих предложений.

1) Тут старушка взяла Герду за руку увела в домик и заперла дверь на ключ.

2) Муму была чрезвычайно умна ко всем ласкалась но любила одного Герасима.

3) Мимо летел майский жук увидал девочку обхватил её за талию лапкой и унёс на дерево.

4) Снежная королева кивнула мальчику и поманила его рукой.

5) Осень раздевает деревья не сразу каждому даёт время побыть и покрасоваться.

Ответ: 1, 5

3. Расставьте знаки препинания. Найдите предложение с обобщающим словом, выпишите это слово вместе с однородными членами при нём, подчеркните их как члены предложения.

1) Вместе с галками к нашему дому прилетели шустрые синички и сойки.

2) В комнате у тётушки было много шёлка тюля лент и кружев.

3) На столах лежали газеты журналы шахматы шашки.

4) Собрались как-то у меня зимой в клетках разные птицы щегол синица чиж да снегирь.

5) Он присмотрелся и увидел в темноте на другой стороне улицы магазин палатку и маленький домик.

Ответ: птицы: щегол, синица, чиж да снегирь

4. Расставьте знаки препинания. Укажите все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые.

Василиса Прекрасная ударила в ладоши и крикнула: «Мамки (1) няньки (2) собирайтесь (3) снаряжайтесь!

Сшейте (4) мне к утру такую рубашку, какую я видела у моего родного батюшки». Царь опять созвал сыновей и сказал:

«Пускай (5) ваши жёны испекут мне к завтрему хлеб».

Ответ: 1, 2, 3

5. Расставьте знаки препинания. Запишите номера двух союзных сложных предложений.

1) Гусь запускал свою длинную шею в ведро доставал себе воду клювом и плескал водой на себя.

2) Ветер уже успел сорвать чью-то соломенную шляпу и она уплывала за кормой.

3) Дождь шёл бесконечно я вылез из-под ёлки и пошёл под дождём домой.

4) Белка проводила Нильса и долго махала ему золотистым хвостом.

5) Частым осинником вышел я на поляну где лежала сосна.

Ответ: 2, 5

6. Расставьте знаки препинания. Укажите все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые.

Корабль скрипел (1) и трещал (2) толстые доски разлетались в щепки (3) волны перекатывались через палубу. Но вот корабль наклонился набок (4) и вода хлынула в трюм.

Ответ: 2, 3, 4

7. Расставьте знаки препинания. Запишите номера двух бессоюзных сложных предложений.

1) Распустилась черёмуха кусты дикой смородины над самой водой позеленели.

2) И вот они вошли в сад пошли по длинным аллеям.

3) Скоро оденется лес листвой зацветёт на опушках черёмуха защёлкают над ручьями голосистые соловьи.

4) Холодная изморозь тёмные волны на реке нагоняли тоску.

5) Гаврик вышел из домика огляделся по сторонам плотно прикрыл за собой дверь.

Ответ: 1, 3

8. Оформите предложения с прямой речью. Найдите предложение, соответствующее схеме: «П?» — а. (где П — прямая речь, а — слова автора). Поменяйте в этом предложении местами прямую речь и слова автора в найденном предложении. Измените, где это необходимо, порядок слов в словах автора. Запишите получившееся предложение, расставьте знаки препинания, составьте его схему.

1) Валек спросил Отчего ты перестал к нам ходить?

2) Он тебе велит домой письмо писать, чтоб за тебя выкуп прислали говорит ему переводчик.

3) Не укусила ли вас собака? заботливо спросил Незнайка.

Ответ:

Валек спросил: «Отчего ты перестал к нам ходить?».

«Он тебе велит домой письмо писать, чтоб за тебя выкуп прислали», — говорит переводчик.

«Не укусила ли вас собака?» — заботливо спросил Незнайка. Незнайка заботливо спросил: «Не укусила ли вас собака?»