Тесты без выбора ответа по русскому языку 5 класс к учебнику Т. А. Ладыженской и др. - Г. Н. Потапова 2019

Морфология. Орфография. Культура речи
Итоговый тест

Вариант 1

1. В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в

постановке ударения: неверно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.

крапИва 

дОсуг

дремОта 

нАнял

ждалА

Ответ: досУг

2. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

длинные очереди  

подписать договора

квалифицированные столяры

килограмм томатов

Ответ: договоры

3. Определите слово, в котором пропущена безударная чередующаяся гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.

прав_льный  

расст_лается

п_ркет  

бр_дить

поч_нить

Ответ: расстилается

4. Определите ряд, в котором в обоих словах в приставке пропущена одна и та же буква. Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву.

и_толковать, и_готовить

д_стичь, з_ведовать

о_бирать, по_прыгнуть

бе_детный, ра_ведать

н_бережная, п_двинуть

Ответ: бездетный, разведать

5. Определите ряд, в котором в окончании всех слов пропущена буква Е. Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву.

в ладон_, коротк_м путём, стел_т

к Даш_, слыш_тся звук, осенн_ми вечерами

на лоджи_, от ближн_й мельницы, он обид_т

в оранжере_, бормоч_т, в зимн_м лесу

на уровн_, дождь смоч_т, в весенн_ю пору

Ответ: в оранжерее, бормочет, в зимнем

6. Определите ряд, в котором во всех словах пропущен мягкий знак. Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву.

тон_ше, сомневат_ся, кипуч_

плащ_, пострич_, отвлекает_ся

зажеч_, моет_ся, роскош_

гвоз_ди, пройдёш_, смеркает_ся

воз_ми, решил вернут_ся, оглядываеш_ся

Ответ: возьми, вернуться, оглядываешься

7. Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся раздельно. Раскройте скобки и выпишите эти слова.

Утёнок (не)знал, как зовут этих птиц, куда они летели, но (по)любил их.

Волны вздымались и (не)истовствовали, от корабля (не) осталось и щепки.

Теперь Дюймовочке приходилось идти (за)ним в его нору, жить там и никогда (не)выходить на солнце.

Мы больше (не)ловили рыбу, смотали удочки и (по)шли в деревню.

Русалочка (не)посмела зайти во дворец — ведь она собиралась (по)кинуть отцовский дом.

Ответ: за ним, не выходить

8. Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить одну запятую. Запишите номера этих предложений.

1) Мы взяли с собой резиновую надувную лодку и на рассвете выехали на край прибрежных кувшинок.

2) Воздух уже обжигает лицо лёгким морозом полотнище палатки чуть-чуть провисает и трава седеет от первого утренника.

3) На озерце лежала зелёная тень и в этой тени серебрились от росы ракиты.

4) С моря постоянно несётся туман и от обилия влаги буйно разрастается мох.

5) Ещё цветут орехи и ольха.

Ответ: 3, 4

9. Прочитайте предложения. Укажите номера предложений, в которых есть обращения. Выпишите обращения.

1) «Герда, где же ты была так долго, где был я сам?» — спросил Кай.

2) «Славно проехались! Но ты совсем замёрз? Полезай ко мне в шубу», — сказала Снежная королева.

3) Император кричал: «Музыку сюда, музыку! Пой хоть ты, славная птичка!»

4) Затем маленькая разбойница отворила дверь и сказала: «Ну, живо! Да береги, смотри, девчонку».

5) Герда воскликнула: «Да, да, это Кай! Он ведь такой умный: он знал все четыре действия арифметики».

Ответ: 1, 3; Герда, славная птичка

10. Прочитайте предложения из задания 9. Найдите предложение, которое соответствует схеме: А: «П!» Запишите номер этого предложения.

Ответ: 3

Вариант 2

1. В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: неверно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.

щавЕль

далА

квартАл 

пОнял

стОляр

Ответ: столЯр

2. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

талантливые инженера

собрались тренеры

песни молдован

соревновались маляры

Ответ: инженеры

3. Определите слово, в котором пропущена безударная чередующаяся гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.

пл_тформа

заж_гает

ут_желить

ч_хол

зак_ляться

Ответ: зажигает

4. Определите ряд, в котором в обоих словах в приставке пропущена одна и та же буква. Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву.

вз_браться, з_бронировать

бе_человечный, ра_кланяться

(с,з)жать, и_морозь

о_бирать, на_бавить

по_ставить, о_крыть

Ответ: бесчеловечный, раскланяться

5. Определите ряд, в котором в окончании всех слов пропущена буква И. Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву.

на син_м фоне, на пристан_, леле_шь

на дуэл_, тонк_ми линиями, он дыш_т

в студн_, вчерашн_м днём, заточ_шь

в транше_, в нынешн_м году, он засе_т

в колони_, в дальн_ю дорогу, напиш_шь

Ответ: на дуэли, тонкими, дышит

6. Определите ряд, в котором во всех словах пропущен мягкий знак. Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву.

бан_щик, бежиш_, роскош_

мен_ше, стал сгибат_ся, привлеч_

болез_нь, развивает_ся, дрож_

ран_ше, свеж_, надо остат_ся

жен_щина, сжеч_, привлекает_ся

Ответ: меньше, сгибаться, привлечь

7. Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся раздельно. Раскройте скобки и выпишите эти слова.

Ночь Элиза (про)вела за своей работой; отдых (не)шёл ей на ум; она думала о своих братьях.

Кай громко (за)кричал — никто (не)услышал его. Девочка (не)ответила, засмеялась и (вы)бежала из кухни.

Становилось уже поздно, но Русалочка глаз (не)могла оторвать (от)него.

После всего, что случилось, идти домой Петьке (не)хотелось, он понимал: ему (не)сдобровать.

Ответ: не могла, от него

8. Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить одну запятую. Запишите номера этих предложений.

1) Рыба нырнула и прошла под резиновой лодкой.

2) Поезд тронулся и мы остались на дощатой платформе.

3) Потом я услышал за кустами кряканье топот сопение и ещё какие-то звуки.

4) Воробьи подбираются к часам слушают тиканье и потом сильно клюют часы в циферблат.

5) Осень дышала запахами лесов холодной воды свежести.

Ответ: 2, 4

9. Прочитайте предложения. Укажите номера предложений, в которых есть обращения. Выпишите обращения.

1) «Бедняги, долгий же вам ещё предстоит путь!» — сказала лапландка.

2) «Вот моё родное северное сияние! Гляди, как горит!» — сказал олень.

3) «Прощай, милая птичка, прощай!» — сказала Дюймовочка.

4) Старая утка сказала: «Постой-ка, я взгляну на яйцо! Может статься, это индюшечье яйцо!»

5) «Видишь, как искусно сделано! Это куда интереснее настоящих цветов», — сказал Кай.

Ответ: 1, 3; бедняги, милая птичка

10. Прочитайте предложения из задания 9. Найдите предложение, которое соответствует схеме: «П», — а. Запишите номер этого предложения.

Ответ: 5