Тесты без выбора ответа по русскому языку 5 класс к учебнику Т. А. Ладыженской и др. - Г. Н. Потапова 2019
Морфология. Орфография. Культура речи
Итоговый тест
Вариант 1
1. В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в
постановке ударения: неверно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.
крапИва
дОсуг
дремОта
нАнял
ждалА
Ответ: досУг
2. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
длинные очереди
подписать договора
квалифицированные столяры
килограмм томатов
Ответ: договоры
3. Определите слово, в котором пропущена безударная чередующаяся гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.
прав_льный
расст_лается
п_ркет
бр_дить
поч_нить
Ответ: расстилается
4. Определите ряд, в котором в обоих словах в приставке пропущена одна и та же буква. Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву.
и_толковать, и_готовить
д_стичь, з_ведовать
о_бирать, по_прыгнуть
бе_детный, ра_ведать
н_бережная, п_двинуть
Ответ: бездетный, разведать
5. Определите ряд, в котором в окончании всех слов пропущена буква Е. Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву.
в ладон_, коротк_м путём, стел_т
к Даш_, слыш_тся звук, осенн_ми вечерами
на лоджи_, от ближн_й мельницы, он обид_т
в оранжере_, бормоч_т, в зимн_м лесу
на уровн_, дождь смоч_т, в весенн_ю пору
Ответ: в оранжерее, бормочет, в зимнем
6. Определите ряд, в котором во всех словах пропущен мягкий знак. Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву.
тон_ше, сомневат_ся, кипуч_
плащ_, пострич_, отвлекает_ся
зажеч_, моет_ся, роскош_
гвоз_ди, пройдёш_, смеркает_ся
воз_ми, решил вернут_ся, оглядываеш_ся
Ответ: возьми, вернуться, оглядываешься
7. Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся раздельно. Раскройте скобки и выпишите эти слова.
Утёнок (не)знал, как зовут этих птиц, куда они летели, но (по)любил их.
Волны вздымались и (не)истовствовали, от корабля (не) осталось и щепки.
Теперь Дюймовочке приходилось идти (за)ним в его нору, жить там и никогда (не)выходить на солнце.
Мы больше (не)ловили рыбу, смотали удочки и (по)шли в деревню.
Русалочка (не)посмела зайти во дворец — ведь она собиралась (по)кинуть отцовский дом.
Ответ: за ним, не выходить
8. Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить одну запятую. Запишите номера этих предложений.
1) Мы взяли с собой резиновую надувную лодку и на рассвете выехали на край прибрежных кувшинок.
2) Воздух уже обжигает лицо лёгким морозом полотнище палатки чуть-чуть провисает и трава седеет от первого утренника.
3) На озерце лежала зелёная тень и в этой тени серебрились от росы ракиты.
4) С моря постоянно несётся туман и от обилия влаги буйно разрастается мох.
5) Ещё цветут орехи и ольха.
Ответ: 3, 4
9. Прочитайте предложения. Укажите номера предложений, в которых есть обращения. Выпишите обращения.
1) «Герда, где же ты была так долго, где был я сам?» — спросил Кай.
2) «Славно проехались! Но ты совсем замёрз? Полезай ко мне в шубу», — сказала Снежная королева.
3) Император кричал: «Музыку сюда, музыку! Пой хоть ты, славная птичка!»
4) Затем маленькая разбойница отворила дверь и сказала: «Ну, живо! Да береги, смотри, девчонку».
5) Герда воскликнула: «Да, да, это Кай! Он ведь такой умный: он знал все четыре действия арифметики».
Ответ: 1, 3; Герда, славная птичка
10. Прочитайте предложения из задания 9. Найдите предложение, которое соответствует схеме: А: «П!» Запишите номер этого предложения.
Ответ: 3
Вариант 2
1. В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: неверно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.
щавЕль
далА
квартАл
пОнял
стОляр
Ответ: столЯр
2. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
талантливые инженера
собрались тренеры
песни молдован
соревновались маляры
Ответ: инженеры
3. Определите слово, в котором пропущена безударная чередующаяся гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.
пл_тформа
заж_гает
ут_желить
ч_хол
зак_ляться
Ответ: зажигает
4. Определите ряд, в котором в обоих словах в приставке пропущена одна и та же буква. Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву.
вз_браться, з_бронировать
бе_человечный, ра_кланяться
(с,з)жать, и_морозь
о_бирать, на_бавить
по_ставить, о_крыть
Ответ: бесчеловечный, раскланяться
5. Определите ряд, в котором в окончании всех слов пропущена буква И. Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву.
на син_м фоне, на пристан_, леле_шь
на дуэл_, тонк_ми линиями, он дыш_т
в студн_, вчерашн_м днём, заточ_шь
в транше_, в нынешн_м году, он засе_т
в колони_, в дальн_ю дорогу, напиш_шь
Ответ: на дуэли, тонкими, дышит
6. Определите ряд, в котором во всех словах пропущен мягкий знак. Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву.
бан_щик, бежиш_, роскош_
мен_ше, стал сгибат_ся, привлеч_
болез_нь, развивает_ся, дрож_
ран_ше, свеж_, надо остат_ся
жен_щина, сжеч_, привлекает_ся
Ответ: меньше, сгибаться, привлечь
7. Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся раздельно. Раскройте скобки и выпишите эти слова.
Ночь Элиза (про)вела за своей работой; отдых (не)шёл ей на ум; она думала о своих братьях.
Кай громко (за)кричал — никто (не)услышал его. Девочка (не)ответила, засмеялась и (вы)бежала из кухни.
Становилось уже поздно, но Русалочка глаз (не)могла оторвать (от)него.
После всего, что случилось, идти домой Петьке (не)хотелось, он понимал: ему (не)сдобровать.
Ответ: не могла, от него
8. Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить одну запятую. Запишите номера этих предложений.
1) Рыба нырнула и прошла под резиновой лодкой.
2) Поезд тронулся и мы остались на дощатой платформе.
3) Потом я услышал за кустами кряканье топот сопение и ещё какие-то звуки.
4) Воробьи подбираются к часам слушают тиканье и потом сильно клюют часы в циферблат.
5) Осень дышала запахами лесов холодной воды свежести.
Ответ: 2, 4
9. Прочитайте предложения. Укажите номера предложений, в которых есть обращения. Выпишите обращения.
1) «Бедняги, долгий же вам ещё предстоит путь!» — сказала лапландка.
2) «Вот моё родное северное сияние! Гляди, как горит!» — сказал олень.
3) «Прощай, милая птичка, прощай!» — сказала Дюймовочка.
4) Старая утка сказала: «Постой-ка, я взгляну на яйцо! Может статься, это индюшечье яйцо!»
5) «Видишь, как искусно сделано! Это куда интереснее настоящих цветов», — сказал Кай.
Ответ: 1, 3; бедняги, милая птичка
10. Прочитайте предложения из задания 9. Найдите предложение, которое соответствует схеме: «П», — а. Запишите номер этого предложения.
Ответ: 5