Скорая помощь по русскому языку - Рабочая тетрадь 6 класс Часть 1 - В. Д. Янченко, Л. Г. Латфуллина, А. А. Скугаревская 2016

Морфология. Орфография. Культура речи
Имя существительное - 44. Повторение изученного в 5 классе

118. Прочитайте текст. Вставьте пропущенные буквы, обозначьте условия выбора вставленных орфограмм. Выпишите все имена собственные, объясните их написание.

Между тем положенный срок прош_л, и апелляция* (не)была подана. Кистенёвка пр_надлежала Троекурову. Шабашкин явился к нему с п_клоном и поздравлениями и про(з, с)ьбою назначить, когда угодно будет его пр____________________________ восходительству2 вступить во владение новопр_обретённым имением — самому или кому изволит он дать на то довере(н, нн)ость2. Кирила Петрович смутился. От природы (не)был он корыст_любив, желание мести завлекло его слишком д_леко, совесть его р_птала. Он знал, в каком состояни_ находился его пр_тивник, старый товарище?) по молодост_, и победа (не)радовала его сер(?)ца.

(А. Пушкин)

* Апелля́ция — обжалование какого-либо постановления в вышестоящей инстанции.

Ответ

119. Заполните примерами таблицу «Буквы о и ё после шипящих и ц в окончаниях существительных» (запишите только существительные с нужной орфограммой).

Угостить ароматным и вкусным борщ_м, укрываться плащ_м, спрятаться под крыш_й, порезаться перочинным нож_м, стать детским врач_м, любоваться приморским пейзаж_м, наполнить закрома пшениц_й, увлечься математической задач_й, ехать с тяжёлым багаж_м, говорить с птиц_й, отделать фигурным кирпич_м, человек с открытым лиц_м, встретилась с добрым молодц_м, играть с малыш_м.

о

ё







Составьте с данными словосочетаниями 2 — 3 сложных предложения с союзами.

Ответ

120. Вставьте пропущенные буквы. Надпишите над существительными их падеж. Объясните графически выделеннные орфограммы.

Вырасти на плантаци_ и в оранжере_, отправить письмо Мари_ Николаевн_, пребывать в зал ожидани_ на станци_, работать на грядк_, разбираться в современной музык_, вспомнить о бабушк_ и дедушк_, сообщить о происшестви_, плавать на отмел_, взбираться к вершин_, находиться в опасност_, отдохнуть на Алта_ и в Сибир_, побывать на Байкал_, на экскурси_ с родителями, располагаться в усть_ Волг_.

Ответ

121. Выпишите все существительные, укажите их грамматические признаки. Объясните знаки препинания в последнем предложении. Какими синтаксическими правилами вы руководствовались? Найдите на карте мира все государства, граничащие с Россией. Какие океаны омывают нашу страну?

Наша страна расположена в северной части материка Евразия и омывается водами трёх океанов.

Россия имеет сухопутную границу со многими государствами: Норвегией, Финляндией, Эстонией, Латвией, Литвой, Польшей...

Ответ

122. Прочитайте текст. Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки, обведите нужную букву. Подчеркните существительные как члены предложения, укажите падеж существительных. Выпишите все существительные, обозначающие морские или речные суда, дополните список своими примерами.

Десять лет скитальческой жизни оставили в его руках очень немного денег. Он стал работать. Скоро в городских м _г_зинах появились его игрушки — и(с, сс)ку(с, сс)но (з, с)деланные маленькие м_дели лодок, к_теров, одн_палубных и двухпалубных парусников, крейсеров, пар_ходов — словом, того, что он близко знал, что, в силу х_рактера работы, отчасти заменяло ему грохот портовой жизн_ и живопис(?)ный труд плаваний.

(А. Грин)

Ответ