Скорая помощь по русскому языку - Рабочая тетрадь 6 класс Часть 2 - В. Д. Янченко, Л. Г. Латфуллина, А. А. Скугаревская 2015
Морфология. Орфография. Культура речи
Глагол
88. Повторение изученного в 5 классе
233. Прочитайте текст. Определите его основную мысль. Вставьте пропущенные буквы. Подчеркните глаголы как члены предложения.
Шли годы, и на поверхност_ упл_тнившегося пепла и остывшей лавы обр_зовалась пл_д_родная почва, разр_елась2 пышная р_стительность, возникли новые
поселения. Люди и (не)знали, что под ними находят(?)ся погр_бённые города и сёла. Более ста лет назад один кр_стьянин, живший недалеко от Везувия, на дне вырыт_й
ямы нашёл голову мрам_рной статуи. Люди заинт_ресовались2: как она могла попасть в землю? Стали рыть глубже. Нашли п_суду, различные инструменты, домашн_ю утв_рь. Отрыли стены одного дома, затем второго. Вскоре от пепла и лавы осв_бодили целую улицу. И глазам людей предстал древний город Помпеи, который 2000 лет был погр_бённым, но теперь отрыт и по его улицам ходят экскурсанты.
(Н. Максимов)
Ответ
234. Спишите словосочетания. Объясните графически орфограммы. Определите спряжение глаголов. Проверьте себя по таблице на с. 101 учебника.
Стел_т(?)ся по земле, бре_т(?)ся электробритвой, зыбл_т(?)ся на водной поверхности, плещ_т(?)ся в реке, завис_т от случая, дыш_т(?)ся легко, не терп__ т возражений, изуча_т архитектуру, останавлива_т(?)ся в пути.
Ответ
235. Прочитайте и озаглавьте текст. Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки. Расставьте недостающие запятые. Над глаголами укажите вид (с. — совершенный; н. — несовершенный). Составьте схему предпоследнего предложения.
Рож(?) впервые попала в культуру земледелия как с_рняк пш_ницы. Отделить сем_на сорной ржи от посевной пш_ницы было очень трудно поэтому вместе с пш_ницей человек невольно выращивал и рож(?). В северных районах пш_ница часто пог_бала на полях а её спутница — рож(?) выживала. Люди п _тались её зерном и в конце концов пр_знали ценной культурой. По ср_внению с пш_ницей рож(?) — молодая культура ей всего 4000 лет. На терр_тории нашей страны рож(?) извес(?)на с III века н. э.
(И. Пономарёва, О. Корнилова, В. Кучменко)
Ответ
236. Подчеркните правильный вариант употребления глаголов. Определите вид глаголов.
I. 1. Нужно аккуратно (выполнить — выполнять) домашние задания. 2. Рекомендуется (принять — принимать) это лекарство в небольшой дозе. 3. Следует (отдохнуть — отдыхать) после напряжённой работы. 4. Нужно (явиться — являться) к началу занятий.
II. 1. Опытный шофёр превосходно (ведёт — водит) машину. 2. Улитка (ползёт — ползает) непостижимо медленно. 3. Каждый год во время каникул я (ехал — ездил) к своим родным. 4. Два года назад к нам (приехали — приезжали) друзья из Болгарии.
Ответ
237. Отгадайте загадки. Вставьте пропущенные буквы. Укажите спряжение глаголов.
1. Как изуч_шь все бока
Расписного колобка,
Так узна_шь, где Дунай,
Где Кавказ, а где Китай.
2. Сам не вид_т и не с лыш_т,
Ход_т, брод_т, рыщ_т, свищ_т.
Кто навстречу попадётся —
Обнима_т и дерётся.
3. Весной веселит,
Летом холодит,
Осенью пита_т,
Зимой согрева_т.
Ответ: 1. Глобус. 2. Ветер. 3. Дерево.