Скорая помощь по русскому языку - Рабочая тетрадь 6 класс Часть 2 - В. Д. Янченко, Л. Г. Латфуллина, А. А. Скугаревская 2015

Морфология. Орфография. Культура речи
Глагол
93 - 94. Повелительное наклонение. Употребление наклонений

248. Прочитайте текст. Подчеркните глаголы в форме повелительного наклонения, обозначьте суффиксы. Известны ли вам названные растения? Найдите в справочной литературе или с помощью интернет-ресурсов их иллюстрации.

У комнатных растений колеуса и пеларгонии легко образуются придаточные корни. Осторожно срежьте несколько боковых побегов с 4 — 5 листьями. Удалите 2 нижних листа и поместите побеги в стаканы или банки с водой. Наблюдайте за образованием придаточных корней. После появления корней посадите растения в горшочки с питательной почвой.

(В. Пасечник)

Ответ

249. Составьте и запишите рецепт вашего любимого сладкого блюда. Используйте слова для справок, употребляя глаголы в форме повелительного наклонения.

Слова для справок: приготовить, растворить, просеять, добавить, нарезать, намазать, поставить, размешать, нагреть, охладить, выложить.

Ответ

250. Прочитайте текст. Определите его тему и основную мысль. Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки. Подчеркните глаголы в повелительном наклонении. Укажите спряжение всех глаголов.

Делёж наследства

У одного человека было два сына. Он сказал им: «Умру — разд_лите всё п_п_лам». Когда отец умер, сыновья (не)могли разд_лит(?)ся без спора.4 Они пошли судит(?)ся к соседу. Сосед спр_сил, как отец велел им разд_лит(?)ся. Они сказали: «Он велел д_лить всё п_п_лам». Сосед сказал: «Так раз_рвите п_п_лам все платья, разбейте п_п_лам всю п_суду и п_п_лам разреж(?)те всю ск_тину». Братья послушались соседа, и у них (н_)чего (не)осталось.

(Л. Толстой)

Ответ

251. Прочитайте и озаглавьте текст. Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки. Подчеркните глаголы как члены предложения. Укажите наклонение глаголов. Какими формами глаголов выражено побуждение к действию? Выполните разбор указанных слов (по вариантам).

Чтобы не отравит(?)ся грибами, буд(?)те вн_мательны при их (з, с)боре. Если найденный гриб похож на _довитый1 или вы сомн_ваетесь в его с(?)едобност_, лучше такой гриб не берите. Старые плодовые тела с(?)едобных] грибов тоже могут быть _довитыми. Нельзя соб_рать грибы вблизи авт_мобильных дорог, х_мических и других промышленных предпр_ятий, загр_зияющих вредными в_ществами окружающую среду. Плодовые тела грибов накапливают эти в_щества.

(И. Пономарёва, О. Корнилова, В. Кучменко)

Ответ

252. Представьте, что вы специалист в какой-то области (компьютерная техника, велосипеды, бисероплетение, плетение косичек, выращивание комнатных растений и т. д.). Запишите советы, которые вы дали бы одноклассникам при работе в этой области (как записать информацию на диск, как плести косы, как ухаживать за комнатными растениями и т. д.). Используйте различные способы побуждения к действию.

Ответ

253. Подчеркните безличные глаголы, надпишите их спряжение.

После творческого отпуска журналисту легко пишется, художнику хорошо рисуется, скрипачу замечательно играется.

Вся природа радуется первому весеннему солнышку.

Как сладко спится на рассвете!

В мае на лесной опушке слышится пение соловья.

Вечером 9 мая раздаются артиллерийские залпы праздничного салюта.

Ответ

254. Прочитайте отрывок из стихотворения башкирского поэта Муста́я Кари́ма. Как вы понимаете смысл этого отрывка? Подчеркните глаголы как члены предложения. Есть ли среди них безличный глагол?

Не русский я, но россиянин. Зваться

Так навсегда, душа моя, гордись!

Десятку жизней может поравняться

Моей судьбы единственная жизнь.

Ответ

255. Напишите 3 — 4 предложения о том, как нужно относиться к своей стране. Используйте по возможности безличные глаголы.

Ответ