Скорая помощь по русскому языку - Рабочая тетрадь 6 класс Часть 2 - В. Д. Янченко, Л. Г. Латфуллина, А. А. Скугаревская 2015

Морфология. Орфография. Культура речи
Повторение и систематизация изученного в 5 и 6 классах

264. Подготовьте письменно сообщение об одном из разделов языка на основе материалов учебника, справочников и интернет-ресурсов (что изучает данный раздел, каковы его единицы, как этот раздел связан с другими разделами языка и т. д.).

Ответ

265. Вспомните наиболее трудные правила орфографии русского языка, изученные в 6 классе. Запишите название одного-двух правил и составьте диктант (10 — 15 слов, словосочетаний) на эти правила с пропуском нужной орфограммы. Работайте в паре. Предложите однокласснику вставить пропущенные буквы. Проверьте и оцените выполненную работу.

Образец. Пр_неприятный, пр_мудрость, пр_остановить...

Ответ

266. Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки.

Бурн_я де_тельность человека: ра(з, с)пашка земель, раск_рчёвка и выж_гание лесов, стравл_вание пас(?)бищ(?) и вытапт_вание трав_стоев домашн_ми животными — пр_вела к серьёзн_м изм_нениям в пр_роде. Человек стал зам_чать, что в результате его хозяйстве(н, нн)ой де_тельност_ пор_дели густые леса, сокр_тилось число видов диких животных, а некоторые и(з, с)чезли совсем. Св_дение лесов вызвало обм_ление рек и ум_ньшение уловов рыбы. Ист_щились почвы, больше стало оврагов, уч_стились сух_вей и ч_рные бури.

(В. Пасечник)

Ответ

267. Сгруппируйте слова по наличию или отсутствию в них мягкого знака.

Зелёный хвощ(?), много корневищ(?), отреж(?)те лист, из-за туч(?), с плеч(?) долой, празднуеш(?) с друзьями, горяч(?) по натуре, обознач(?)те грамматическую основу, свариш(?) суп, береч(?) природу, пожелание удач(?).

Слова с мягким знаком

Слова без мягкого знака







Ответ

268. Обведите нужные буквы в скобках, выбрав правильный вариант написания слов. Объясните условия выбора н и нн в суффиксах прилагательных. Запишите рядом с каждой группой словосочетаний название времени года, в описании которого их можно использовать.

1. Кле(н, нн)овые листья, ясе(н, нн)евые семена, осе(н, нн)ие букеты, ряби(н, нн)овые грозди, журавли(н, нн)ый крик, румя(н, нн)ые яблоки, ветре(н, нн)ая погода.

2. Ра(н, нн)им утром, пение дикови(н, нн)ых птиц, соловьи(н, нн)ые трели, кратковреме(н, нн)ые дожди, со(н, нн)ый от жары, комари(н, нн)ый писк, песча(н, нн)ый пляж.

3. Ледя(н, нн)ой ветер, овчи(н, нн)ый полушубок, шерстя(н, нн)ое одеяло, лу(н, нн)ый пейзаж, необыкнове(н, нн)ая тишина, заснеже(н, нн)ые поля.

4. Безветре(н, нн)ый день, воробьи(н, нн)ые стайки, переме(н, нн)ая облачность, деревя(н, нн)ый скворечник, обществе(н, нн)ый субботник, Пасхаль(н, нн)ая неделя.

Ответ

269. Вспомните правописание чередующихся гласных в корнях слов. Вставьте пропущенные буквы, обозначая графически орфограммы.

1. Произвести сл_жение, высказать предпол_жение, предл_гать помощь, распол_гаться по соседству, сделать вл_жение, изл_гать мысли.

2. Небольшой р сточек, зелёные водор_сли, возр_стной период, выр_щивание овощей, р_сти как на дрожжах, капризное р_стение.

3. Произошло возг_рание, сильно обг_реть, сг_рать от любопытства.

4. Прик_снись рукой, тебя это не к_сается, неприк_сновенный запас.

5. Оз_рилась лучами солнца, предрассветная з_ря.

Ответ

270. Прочитайте отрывки из текстов. Определите и запишите их основную мысль. Какие выразительные средства использовал автор при описании природы? Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки, обведите нужную букву. Расставьте недостающие знаки препинания. Подберите синонимы и антонимы к выделенным словам. Подчеркните слова, употреблённые в переносном значении.

I. В глухой чаще стар_го мрачн_го леса стояла сосна. Со(?)нце почти (ни)когда (не)загляд_вало в это сырое место. Лишённая с де_ства живительного света и тепла, она выр_сла уродливым деревом, с искривлённым к_рявым стволом с пож_лтевшей, и(з, с)сыхающей хвоей. Днём у её кривых корней ск_льзили бурые ящерицы а ночью под её жидкой сенью бе(з, с)шумно пролетали хищные совы. Часто зимн_й ночью когда деревья тр_______ _щали от жесток_й стужи сосна слыш_ла голодный вой волков и вид_ла их яркие глаза. Когда ветер ст_нал и рыдал по вершинам старого мрачн_го леса в унылом скрипе сосны слыш_лась накопленная годами жалоба: «Как скучно, как страшно жить!»

II. В том же лесу, вблизи оживлённой дорог_ у прохлади_го журчащ_го ручья, кр_совалась стройн_я зелён_я ёлочка. Привольно и весело р_сла она, то ласкаемая г_рячими поцелуями летн_го со(?)нца, то св_ркая каждым алмазом своего снежн_го убора в лу(н, нн)ые зимн_е ночи. Дорога возле которой стояла ёлочка (ни)когда (не)пустела. То и дело по ней т_нулись дли(н, нн)ые обозы двигались пеш_ходы изредка пролетали нарядные эк_пажи. (Ни)(от)чьих глаз (не)ускользала красавица-ёлочка. Каждый с удовольствием любовался ею и говорил: «Какое прелес(?)ное деревце!» А ёлочка, трепеща от избытка жизни и ласки, шептала: «О, как прекрасна жизнь! Как хороши люди!»

(А. Куприн)

Ответ

271. Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки. Выпишите из предложений фразеологизмы.

1. У всякого народа свой обыч_й, и в чужой м_настырь, как говорится, (не)ходят со своим уставом. (В. Короленко) 2. Век живи, век учись, а (не)счастия уч_т нас. (А. Чехов) 3. Конечно, особенно трусить (не)чего3. Волков боят(?)ся — в лес (не)ходить. (В. Шишков) 4. Пугачёв развеселился3. «Долг платеж_м красен», — сказал он, мигая и пр_щуриваясь. (А. Пушкин) 5. «Результаты... — говорю я, — никаких результатов нет. За двумя зайцами погониш(?)ся, ни одного (не)поймаеш(?)». (Н. Носов)

Ответ

272. Прочитайте и озаглавьте текст. Подчеркните заимствованные слова. Подберите синонимы к выделенным словам.

Бассейн реки Южный Буг, зе́мли в среднем и нижнем течении Днепра и по его притокам заселяли потомки ираноязычного скифо-сарматского населения. Они также оказали большое влияние на славян. Многие иранские слова прочно вошли в древнеславянский язык и сохранились в современном русском языке (бог, богатырь, боярин, хата, собака, топор и др.). Иранские имена носили некоторые славянские языческие божества — Хо́рос, Стрибо́г. А бог Перу́н имел балтское происхождение.

(А. Данилов, Л. Косулина)

Ответ

273. Прочитайте текст. Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки, обведите нужную букву. Расставьте недостающие знаки препинания. Выполните морфемный и словообразовательный разбор выделенных слов.

Бо́льшую часть Европы и значительную часть Азии издавна нас_ляли пл_мена индоевропейцев, говоривших некогда на одном языке, имевших много общих черт во внешнем облике. Эти пл_мена находились в постоянном движени_ передвигались и осваивали новые те(р, рр)итории. Постепенно о_дельные гру(п, пп)ы индоевропейских пл_мён стали о_делят(?)ся друг от друга. Некогда общий язык распался на ряд о_дельных языков.

В V веке нашей эры славяне мощ(?)ными п_токами устр_мились на земли, простиравшиеся от Чёрного до Балтийского моря. На северном напр_влении они дошли до верхнего течения Волги и Белоозера на южном — до Греции. В ходе этого дв_жения славяне разделились на три ветви восточную западную и южную.

(А. Данилов, Л. Косулина)

Ответ

274. Вспомните основные способы образования существительных и прилагательных. Используя материалы учебника по этим темам и словообразовательный словарь, заполните таблицу подобранными вами примерами.

Способы образования

Примеры образования существительных

Примеры образования прилагательных

Приставочный



Суффиксальный



Приставочно-суффиксальный



Другие



Ответ

275. Прочитайте стихотворение. Определите его основную мысль. Вставьте пропущенные буквы. Выполните морфологический разбор любых двух слов разных частей речи. Составьте схему предложения с прямой речью.

С утра пол_вал я деревья в саду...

Гл_жу, в отст_явшейся крох_тной лужице

Плывёт мур_вьишка, барахтаясь, кружит(?)ся —

Попал ненароком, трудяга, в беду!

Ему прот_нул я сухой ст_белёк —

От гиб_ли верной его уберёг.

И он, суетясь, побежал от меня,

К своим побежал, в мур_вейник, не мешкая...

«Быть может, его под жида_т родня», —

Подумал я, вслед ему глядя с усмешкою.

И стало т_плее в душе на м_нуту,

Как будто и вправду помог я кому-то.

       (Д. Кугультинов)

Ответ

276. Прочитайте текст. Определите его тип и стиль речи. Расставьте пропущенные знаки препинания. Составьте схемы выделенных предложений.

Цветок лотоса символ чистоты и благородства. Он часто произрастает в иле и мутной воде но не загрязняется ими.

Зацветает лотос в июле в августе в тихих прудах. Толпы удивлённых восхищённых людей с утра и до вечера не покидают берега водоёмов которые устилают цветы лотоса. Изящными очертаниями лепестков характерным шелестом листьев лотос производит неизгладимое впечатление. «Лотос друг солнца» — писали в священных книгах Индии.

К сожалению, чудесный цветок чарует зрителей только три3 дня. И только листья его, как зонтики, продолжают стоять в воде.

(И. Лобода)

Ответ

277. Используя сведения из справочной литературы и интернет-ресурсы, ответьте на вопросы.

1. Объясните происхождение слов азбука и алфавит. Являются ли эти слова синонимами?

2. Где используется алфавитный порядок слов?

3. Кто и в каком году создал славянский алфавит?

4. В каких странах мира используют азбуку-кириллицу в наши дни?

5. Какого числа в России отмечают День славянской письменности и культуры?

Ответ:

1. Азбука — слово исконно русское по происхождению, образовано от названий букв русского языка аз и буки. Алфавит — слово греческое по происхождению, образовано от названий букв греческого языка альфа и бета (вита). Слова азбука и алфавит являются синонимами.

2. Алфавитный порядок используют при составлении словарей, справочников, списков. Например, в телефонном справочнике или в

школьном журнале фамилии записаны в алфавитном порядке. Это облегчает поиск нужного слова или фамилии человека.

3. Кирилл и Мефодий примерно в 863 году на основе греческого алфавита создали славянский алфавит.

4. Русская азбука является основой для алфавитов многих языков народов Российской Федерации и стран СНГ — Белоруссии, Украины, Казахстана, Киргизии, а также Болгарии, Черногории, Монголии.

5. Каждый год 24 мая в России, Болгарии и других славянских государствах широко отмечается День славянской письменности и культуры.

Содержание

От авторов

Морфология. Орфография. Культура речи

Имя прилагательное

Имя числительное

Местоимение

Глагол

Повторение и систематизация изученного в 5 и 6 классах