КИМ ВПР Русский язык 6 класс - Контрольные измерительные материалы: Всероссийская проверочная работа - Н. В. Егорова 2018


Лексика и фразеология

Вариант 1

1. Найдите в предложениях диалектизмы. Выпишите их в левую колонку таблицы в соответствии с их значением.

  В некоторых южнорусских областях ещё носят панёвы.

  Я что-то озяб, давай грудок разведём.

  Сейчас нужно цыплёнка молочком попоить, глядишь, и отудобит.

Диалектизмы

Значение диалектизмов

выздоровеет, поправится

костёр

юбка из разнополосных полотнищ

Ответ:

Диалектизмы

Значение диалектизмов

Отудобит

выздоровеет, поправится

Грудок

костёр

Панёвы

юбка из разнополосных полотнищ

2. Выпишите слова, вышедшие из активного повседневного употребления. Как называются такие слова?

Вокзал, оный, деньги, кормилица, ланиты, мартышка, чело, рыбарь.

Ответ:

  Оный, кормилица, ланиты, чело, рыбарь. Устаревшие слова.

3. Выпишите слово, которое не является жаргонизмом.

  Верняк, лузгать, клёвый, балдёж, слинять.

Ответ:

  Лузгать

4. Выпишите исконно русские слова.

  Согласие, шалаш, зрелище, имидж, тетрадь.

Ответ:

  Согласие, зрелище

5. Соедините фразеологизмы с их значением.

  Бить баклуши      Сильно преувеличивать

  Мутить воду      Быстро

  Филькина грамота      Бездельничать

  Делать из мухи слона  Хитрить

  Лететь сломя голову    Безграмотно составленный документ

Ответ:

6. Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки.

  (1)Один раз мы всем кла(с, сс)ом пошли в ц..рк. (2)Я был на седьмом небе от счастья. (З)Очень радовался, когда ш..л туда, потому что мне уже скоро восемь лет, а я был в ц..рке только один раз, и то очень д..вно. (4)Главное, Алёнке всего только шесть лет, а вот она уже успела п..бывать в ц..рке целых три раза. (5)Это очень обидно. (6)И вот теперь мы всем кла(с, сс)ом п..шли в ц..рк, и я думал, как х..рошо, что уже большой и что сейчас, в этот раз, всё увижу как следует. (7)А в тот раз я был маленький, я (не)понимал, что такое ц..рк. (8)В тот раз, когда на арену вышли з..л..тые акробаты и один п..лез на голову другому, я ужасно расх..хотался, потому что думал, что это они так нарочно делают, для смеху, ведь дома я никогда (не)видел, чтобы взрослые дядьки карабкались друг на друга. (9)И на улице тоже этого (не)случалось.

(По В. Драгунскому)

  Выполните задания

  1. Выпишите из предложений 6 и 7 антонимы.

  2. Запишите синоним к слову расхохотался (предложение 8).

  3. Среди предложений 1 — 5 найдите фразеологизм. Выпишите его.

  4. Выпишите из предложения 8 слово, употреблённое в переносном значении.

Ответ:

  (1)Один раз мы всем классом пошли в цирк. (2)Я был на седьмом небе от счастья. (3)Очень радовался, когда шёл туда, потому что мне уже скоро восемь лет, а я был в цирке только один раз, и то очень давно. (4)Главное, Алёнке всего только шесть лет, а вот она уже успела побывать в цирке целых три раза. (5)Это очень обидно. (6)И вот теперь мы всем классом пошли в цирк, и я думал, как хорошо, что уже большой и что сейчас, в этот раз, всё увижу как следует. (7)А в тот раз я был маленький, я не понимал, что такое цирк. (8)В тот раз, когда на арену вышли золотые акробаты и один полез на голову другому, я ужасно расхохотался, потому что думал, что это они так нарочно делают, для смеху, ведь дома я никогда не видел, чтобы взрослые дядьки карабкались друг на друга. (9)И на улице тоже этого не случалось.

  1. Большой — маленький

  2. Рассмеялся

  3. Был на седьмом небе

  4. Золотые

Вариант 2

1. Найдите в предложениях диалектизмы. Выпишите их в левую колонку таблицы в соответствии с их значением.

  Поднимаясь на угорье, лошади шли шагом.

  Пройдя по забродному пути, мы почувствовали усталость.

  Тогда забьюсь в куток под лавкой и затаю свою обиду.

Диалектизмы

Значение диалектизмов

Неудобный

Подъём

Угол

2. Выпишите слова, ограниченные в своём употреблении социальной или возрастной средой. Как называются такие слова?

  Лифт, комп, кнут, общага, спор, телек, слинять, молоко.

3. Выпишите слова, которые являются профессионализмами. Дорога, кинофильм, карбюратор, художник, мольберт.

4. Выпишите заимствованные слова.

  Ворота, император, указание, кофе, облик.

5. Соедините фразеологизмы с их значением.

  Тёртый калач      Человек низкого роста, маленький

  Задирать нос      Падающий снег

  На деревню дедушке    Важничать

  Белые мухи      Опытный человек, которого трудно обмануть

  От горшка два вершка     Неизвестно куда

6. Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки.

  (1)Никогда я (не)забуду этот зимний вечер. (2)Вет..р был сильный, прямо резал щ..ки, как кинжалом. (3)Т..скливо было и ску..но, а тут ещё папа и мама ушли в к..но. (4)И когда Мишка п..звонил по т..лефону и п..звал меня к себе, я тотчас же оделся и п..мчался к нему. (5)На улице было т..мно и хол..дно, а у Мишки светло и т..пло. (6)Там собралось много народу. (6)И мы стали играть в прятки. (7)Это было прекрасно, потому что мы с Мишкой всё время подстраивали так, чтобы в..дить вып..дало маленьким: Костику или Алёнке, — а сами всё время прятались и вообще в..дили малышей за нос.

(По В. Драгунскому)

  Выполните задания

  1. Выпишите из предложений 4 и 5 антонимы.

  2. Запишите синоним к слову тоскливо (предложение 3).

  3. Среди предложений 4 — 7 найдите фразеологизм. Выпишите его.

  4. Выпишите из предложений 1 — 3 слово, употреблённое в переносном значении.

Автор: Н. В. Егорова