Русский язык 6 класс - Практикум по орфографии и пунктуации - С. В. Драбкина 2019
Правописание разносклоняемых имён существительных
Задание № 69
Прочитайте текст. Найдите разносклоняемые имена существительные в нём и подчеркните их.
Было время, когда в этих местах жило племя, которое являлось миролюбивым и не раздувало пламя вражды. Оно сеяло семя и не считало, что это какое-то бремя. Для женщин подоить корову, у которой полно вымя, было необременительным занятием.
Вожак этого племени (имя его уже никто не помнит) любил прилепить перо на темя, сесть на коня, закинуть ногу в стремя, поднять знамя и отправиться в путь, чтобы подружиться с другими племенами.
Задание № 70
По приведённому лексическому значению определите, о каких разносклоняемых именах существительных идёт речь.
1) Верхняя часть головы. (...)
2) Нечто тяжкое, трудное. (...)
3) Приспособление, подвешиваемое на ремне к седлу для упора ног всадника. (...)
Задание № 71
Вставьте вместо пропусков нужные слова.
10 имен существительных ... рода, оканчивающихся на ... (..., ..., ...), и существительное ... рода ... называются разносклоняемыми, так как в ..., ... и ... падежах единственного числа они имеют окончания существительных ... склонения _______________________________________ ..., а в_________________________________________ ... падеже принимают окончание существительных ... склонения ... .
Задание № 72
Перепишите пословицы и поговорки, раскрывая скобки. Выделите суффикс и окончание разносклоняемых имён существительных.
1) Не в золоте богатство, а в добром (имя).
2) От худого (семя) не жди доброго (племя).
3) В (знамя) твоя честь, в оружии - слава.
4) Лучше глаза лишиться, чем доброго (имя).
5) Любишь жить - дорожи (время).
6) Большого (пламя) не задуешь.
7) От доброго (семя) - добрый всход.
8) Нет тяжелее (бремя), чем безделье.
9) Добрый совет ко (время) хорош.
10) По (семя) и плод.
Задание № 73
Письменно обоснуйте свою точку зрения, как сказать правильно: Сколько время? или Сколько времени?
Задание № 74
Вставьте пропущенные буквы и графически обозначьте орфограммы.
Назвать его по им...н..., заметить в плам...н... костра, в давние врем...на, захват боевого знам...н..., история нового врем...ни, нога в стрем...н..., ра(с/сс)чёт налогового брем...н..., найти в списке их им...на, посадить сем...на в почву, место обитания этого плем...н..., выявить пр...чины боли в тем...н... .
Задание № 75
Письменно поясните, что обозначают фразеологизмы, в состав которых входят разносклоняемые имена существительные. Составьте и запишите с каждым из них предложение.
1) Без роду и плем...ни - …
2) Со времён царя Гороха - …
3) Гореть синим плам...нем - …
4) Называть вещи своими им...нами - …
Какие ещё фразеологизмы, в состав которых входят разносклоняемые имена существительные, есть в русском языке? Запишите их.