Русский язык 6 класс - Практикум по орфографии и пунктуации - С. В. Драбкина 2019


Правописание разносклоняемых имён существительных

Задание № 69

Прочитайте текст. Найдите разносклоняемые имена существительные в нём и подчеркните их.

Было время, когда в этих местах жило племя, которое являлось миролюбивым и не раздувало пламя вражды. Оно сеяло семя и не считало, что это какое-то бремя. Для женщин подоить корову, у которой полно вымя, было необременительным занятием.

Вожак этого племени (имя его уже никто не помнит) любил прилепить перо на темя, сесть на коня, закинуть ногу в стремя, поднять знамя и отправиться в путь, чтобы подружиться с другими племенами.

Задание № 70

По приведённому лексическому значению определите, о каких разносклоняемых именах существительных идёт речь.

1) Верхняя часть головы. (...)

2) Нечто тяжкое, трудное. (...)

3) Приспособление, подвешиваемое на ремне к седлу для упора ног всадника. (...)

Задание № 71

Вставьте вместо пропусков нужные слова.

10 имен существительных ... рода, оканчивающихся на ... (..., ..., ...), и существительное ... рода ... называются разносклоняемыми, так как в ..., ... и ... падежах единственного числа они имеют окончания существительных ... склонения _______________________________________ ..., а в_________________________________________ ... падеже принимают окончание существительных ... склонения ... .

Задание № 72

Перепишите пословицы и поговорки, раскрывая скобки. Выделите суффикс и окончание разносклоняемых имён существительных.

1) Не в золоте богатство, а в добром (имя).

2) От худого (семя) не жди доброго (племя).

3) В (знамя) твоя честь, в оружии - слава.

4) Лучше глаза лишиться, чем доброго (имя).

5) Любишь жить - дорожи (время).

6) Большого (пламя) не задуешь.

7) От доброго (семя) - добрый всход.

8) Нет тяжелее (бремя), чем безделье.

9) Добрый совет ко (время) хорош.

10) По (семя) и плод.

Задание № 73

Письменно обоснуйте свою точку зрения, как сказать правильно: Сколько время? или Сколько времени?

Задание № 74

Вставьте пропущенные буквы и графически обозначьте орфограммы.

Назвать его по им...н..., заметить в плам...н... костра, в давние врем...на, захват боевого знам...н..., история нового врем...ни, нога в стрем...н..., ра(с/сс)чёт налогового брем...н..., найти в списке их им...на, посадить сем...на в почву, место обитания этого плем...н..., выявить пр...чины боли в тем...н... .

Задание № 75

Письменно поясните, что обозначают фразеологизмы, в состав которых входят разносклоняемые имена существительные. Составьте и запишите с каждым из них предложение.

1) Без роду и плем...ни - …

2) Со времён царя Гороха - …

3) Гореть синим плам...нем - …

4) Называть вещи своими им...нами - …

Какие ещё фразеологизмы, в состав которых входят разносклоняемые имена существительные, есть в русском языке? Запишите их.