Русский язык 6 класс - Практикум по орфографии и пунктуации - С. В. Драбкина 2019


Не с именами существительными

Задание № 92

Опираясь на приведённый ниже алгоритм, расскажите, в каких случаях НЕ с именами существительными пишется слитно, а в каких - раздельно.

Задание № 93

Прочитайте текст и озаглавьте его.

Я стал фантазировать и представил, что вдруг оказался в стране, в которой исчезла частица НЕ. Подумав, с доумением произнёс: «Что за лепая ситуация?» Казалось, во всём была какая-то разбериха. Я заметил, что на взрачной клумбе цветут голубые забудки. В настную погоду гуляла счастная собака. Она уклюже обходила пролазные лужи. Её хозяин - умытый, причёсанный ряха. Ещё он суразный дотёпа и вежа. Жаль, что страны, в которой исчезла частица НЕ, не существует в реальности.

Выпишите из текста имена существительные, которые не употребляются без НЕ. Устно поясните их лексическое значение.

  Выпишите из текста имена прилагательные, которые не употребляются без НЕ. Устно поясните их лексическое значение

Запомни! Имена существительные и прилагательные пишутся с НЕ слитно, если без НЕ они не употребляются.

Задание № 94

Определите по лексическому значению слово и запишите его. Как будут писаться с НЕ названные вами имена существительные и почему?

  1) Чувство сильнейшей вражды, неприязни.

  2) Человек, который не сидит на месте.

  3) Болезнь.

  4) Неаккуратный человек.

  5) Раб, пленник.

  6) Вымысел.

  7) Неловкий человек, попадающий в нелепые ситуации.

  8) Сильное возмущение.

Задание № 95

  Следует разграничивать слова невежа и невежда по их лексическому значению и правильно употреблять в речи:

  Невежа - невежливый, невоспитанный человек, то есть грубиян.

  Невежда - малообразованный, малознающий человек, то есть неуч.

Прочитайте анекдот:

Няня хвалит Мишу:

- Мишенька - очень воспитанный и вежливый мальчик. Если во время прогулки он отнимет у ребёнка, который младше его, мячик, то обязательно скажет: «Спасибо!»

Как вы считаете: ребёнок, о котором идёт речь в анекдоте, - невежа или невежда? Письменно объясните свою точку зрения.

Задание № 96

Завершите предложения так, чтобы в них было противопоставление. Объясните, как будет писаться НЕ с именами существительными.

  1) Он мне (не) друг, а ...

  2) (Не) погода помешала проведению экскурсии, а ...

  3) (Не) приятель обратился ко мне с просьбой о помощи, а ...

  4) Их ссора закончилась (не) примирением, а ...

  5) К победе приведёт (не) везение, а ....

Задание № 97

Подберите синонимы с НЕ к данным словам и составьте с ними словосочетания:

  1) Ложь - …

  2) Рассеянность - …

  3) Сомнение - …

  4) Грубость - …

Задание № 98

Составьте и запишите предложения, в которых названные вами в задании № 97 синонимы с НЕ следует писать раздельно.

Задание № 99

Подберите к выделенным словам синоним без НЕ и запишите его. Объясните, как будет писаться НЕ с выделенными именами существительными.

  1) Каждая (не) удача (...) прибавляет ума.

  2) Меня раздражает его (не) доверчивость (...).

  3) Восставшие борются за (не) зависимость (...).

  4) Он сделал в контрольном диктанте досадную ошибку из-за своей (не) внимательности (...).

  5) Нас расстроило его (не) согласие (...) участвовать в спектакле.

  6) Его (не) воспитанность (...) проявляется в том, что он ни с кем не здоровается.

  7) Коля получил двойку из-за (не) знания (...) правила.

  8) Неряха отличается (не) аккуратностью (...).

Задание № 100

С каждым из приведённых ниже существительных составьте 2 предложения так, чтобы в первом из них НЕ писалось слитно, а во втором - раздельно.

  1) Недоверие

  2) Неловкость

  3) Несчастье

4) Нерешительность

5) Неправда

6) Непогода

Задание № 101

Объясните правописание НЕ с именами существительными в данном тексте.

(Не) везение, а труд и настойчивость приведут к успехам в учёбе. (Не) знание - полбеды, (не) желание знать - вот истинное несчастье. Чтение книг помогает каждому из нас не быть (не) веждой.

Книга - (не) враг, а друг человека. В ней открывается прекрасный мир, воспитывается (не) праздность, а доброта. Читая книги, мы плачем над (не) счастьями людей, которые страдали от (не) справедливости. Мы любим книги, где герои борются с (не) правдой.

Задание № 102

Тест

1. НЕ с именами существительными пишется слитно:

1) если имя существительное без НЕ не употребляется

2) если в предложении есть противопоставление с союзом А

3) если имя существительное с НЕ может быть заменено синонимом без НЕ

Ответ: 1, 3

2. Слово не употребляется без НЕ в предложении:

1) Мальчик отличался особой (не) аккуратностью.

2) По (не) внимательности мы едва не попали в аварию.

3) Младшая сестра постоянно рассказывает (не) былицы.

Ответ: 3

3. В каком предложении НЕ пишется раздельно?

1) (Не) вежа тот, кто позволяет себе грубить.

2) Каждая (не) удача прибавляет ума.

3) (Не) доверие, а сомнение закралось в сердце.

4) Его (не) воспитанность всех раздражает.

Ответ: 3

4. В каком предложении НЕ пишется слитно?

1) (Не) доверие, а сомнение закралось в его душу.

2) (Не) правда, а ложь вредит дружбе.

3) (Не) счастье, а горе сблизило людей.

4) Он получил двойку из-за (не) знания правила.

Ответ: 4

5. В каких предложениях допущена ошибка в написании НЕ?

1) В жизни часто помогает неудача, а упорный труд.

2) Его несогласие участвовать в спектакле расстроило нас.

3) Не вежливость вызывает возмущение.

4) Не обходимости в этом нет.

Ответ: 1, 3, 4