Русский язык 6 класс - Практикум по орфографии и пунктуации - С. В. Драбкина 2019


Чередующиеся гласные в корне слова. Обобщение и систематизация изученного

Задание № 21

  В корнях РАСТ - РАШ - РОС перед СТ и Щ пишется А, перед С пишется О.

Корень РОС влюбился в О,

Ему очень повезло.

Там, где есть СТ и Щ,

Пишем только букву А.

  Исключения: росток, Ростислав, Ростов, ростовщик, отрасль, на вырост.

Ростовщик в Ростове жил,

Ростиславом звали.

Он росток себе купил Г

де-то на базаре.

Слова-исключения пишем с О,

Их запомнить нам легко!

Только ОТРАСЛЬ одна

Не может жить без буквы А!

  Вставьте пропущенные буквы, обозначив графически свой выбор.

  1) Р...стовщик Р...стислав из города Р...стова выр...стил из маленького р...сточка, выр...щенного им в домашних условиях, р...стение, которое выр...сло чере...чур огромным и уд...вило работников различных отр...слей сельского хозяйства.

  2)

Р.. .стовщику Р.. .стиславу

Удалось на славу

Выр...стить р...сточек

Из семени с ноготочек.

Жители Р...стова

Не видели чуда такого:

Р...стение произр...стает,

Гигантских размеров достигает.

  3) Выр...щенные розы, дети подр...сли, р...стительность ...дешней мес...ности, возр...стные ограничения, корни вр...сли в землю, разл...жить р...стения, произр...стать в оранжере..., молодая пор...сль, маленький р...сточек, возр...ст участников, трос...никовые зар...сли, прор...стать семена, посетил Р...стов, назвали Р...стиславом, р...стки подр...стают, перспективная отр...сль, подр...стающее поколение, ср...слись корнями, морские водор...сли, выр...стить сына.

Задание № 22

В корне ЛАГ - ЛОЖ перед Г пишется А, перед Ж пишется О.

Корень ЛАГ на корень ЛОЖ

Очень даже непохож:

В корне ЛАГ мы пишем А!

Это знает вся страна!

В корне ЛОЖ мы пишем О,

Ему очень повезло.

Вставьте пропущенные буквы, обозначив графически свой выбор.

Как мы и предпол...гали, сегодня на уроке русского языка писали изл...жение. Мария Ивановна возл...гала на нас особые надежды.

В начале урока мы отл...жили дневник и учебник на край парты, пол...жили перед собой черновик. После прочтения учителем текста безотл...гательно начали составлять его план. Мы помнили о том, что мысли всегда пол...гается изл...гать последовательно и чётко.

Мы распол...гали небольшим количеством времени, поэтому спешили. Изл...жение нужно было завершить предпол...жениями о дальнейшей судьбе героев. Свои догадки предл...галось изл...гать убедительно. Предл...жения должны быть распространёнными, но не слишком длинными. Нам понравилось работать над изл...жением.

Задание № 23

  В корнях СКАК - СКОЧ перед К пишется А, перед Ч пишется О.

СКАК напишем только так,

СКОЧ без О писать невмочь.

  Исключения: СКАЧОК, СКАЧУ.

Вставьте пропущенные буквы, обозначив графически свой выбор.

Выск...чил из зар...слей, проск...кал на лошад..., ре...кий ск...чок цен, отск...чил от меня, ск...чу по д...лине, переск...чить через б...р...ер, заск...чил к Р...стиславу, ск...кал в Р...стов, любуеш...ся ск...кунами, подск...чил от испуга, мы (не) долюбливали выск...чек, ск...кал по классу от радости, ск...чу домой и боюсь оп...здать.

Задание № 24

  В словах пловец, пловчиха пишется буква О.

  В остальных словах пишется буква А: поплавок.

Вставьте пропущенные буквы, обозначив графически свой выбор.

Пл...вчиха заг...рала на берегу речки. Как и все пл...вцы, она мечтала об открыта... в городе нового современного пл...вательного бас...ейна.

Её друг, тоже пл...вец, л...вил рыбу непод...лёку. Попл...вок, до сих пор на- подвижно распол...гавшийся на поверхности воды, вдруг нырнул, выск...чил и снова исчез. Попл...вок всё-таки выдержал испытание на пл...вучесть.

Задание № 25

  В корнях ГАР - ГОР, КЛАН - КЛОН, ТВАР - ТВОР без ударения пишется О.

  Исключение: утварь.

Вставьте пропущенные буквы, обозначив графически свой выбор.

Накл...нился над ув...дающим без влаги р...сточком, ис...ледовать нераств...римые вещества, накл...нился к земле и отск...чил в испуге, тв...рил сверх...естественные чудеса, откл...нился в сторону от нужного напр...вления, выг...рело несколько гектаров, домашняя утв...рь, разгоревшийся огонь натв...рил бед, прекл...няться перед талантом, насл...ждаться раств...римым кофе, предпол...гали подолгу заг...рать, отв...рить к...литку, покл...нился зрителям, к...саясь пола сцены, укл...нялся от выплаты налогов, отв...рить двери своего дома пог...рельцам.

Задание № 26

  В корне ЗАР - ЗОР без ударения пишется буква А.

  Исключение: зоревать.

Вставьте пропущенные буквы, обозначив графически свой выбор.

З...ря дог...рает, лицо оз...рилось радостью, з...рницы м...лькают на необ...ятном небе, вск...чил от внезапного оз...рения, встречать з...рю на те(р/рр)а(с/сс)е, оз...рённая солнцем д...лина, подниматься на з...ре.

Задание № 27

  В корнях БИРА - БЕР, ПИРА - ПЕР, ДИРА - ДЕР, ТИРА - ТЕР, МИРА - МЕР, БЛИСТА - БЛЕСТ, СТИЛА - СТЕЛ, ЖИГА - ЖЕГ, ЧИТА – ЧЕТ пишется И, если за корнем стоит суффикс А.

После корня суффикс А –

Букву И пиши всегда!

Собирать, стирать, задира,

Про себя проговори:

Если слышишь имя Ира,

Значит, пишем букву И.

Вот пример, запоминай:

Ноги вытЕр? ВытИрай!

  Исключение: сочетать, сочетание.

Вставьте пропущенные буквы, обозначив графически свой выбор буквы.

  Приб...раю на б...лконе, перест...лаю кровать, разж...гать костёр, проб...рается зар...стающей тр...пинкой, соч...тать шторы с другими предметами интерьера, соб...рать коллекцию р...стений, туман расст...лается, бл...стающие з...рницы, зам...рать от восторга, выж...гать по дереву, ум...раю от жажды, образовать словосоч...тание, заст...лю постель, расст...лить платок, приб...ру в комнате, уд...рать с места прои...шествия, переб...ру фотографии, бл...стеть на солнце, соч...тание цветов, отп...реть замок, бл...стать в свете, прож...гать жизнь, зап...реть дверь, изб...рать президента, заж...чь свечу, бл...стеть на солнце.

Задание № 28

  Корень РАВН связан со значением «равный, одинаковый, сходный по величине, качеству, достоинству»: уравнять в правах.

  Корень РОВН имеет значение «ровный, гладкий, прямой»: заровнять яму.

  Исключения: равнина. Ровесник, уровень, поровну.

Одну и ту же или разные гласные вы вставите в данные пары слов? Объясните свой выбор.

  1) выр...внять длину рукавов - выр...внять поверхность доски

  2) ср...внять в оплате - ср...внять с землёй

  3) подр...внять р...стения - подр...внять землю на грядках

  4) пор...вняться с домом - зар...внять поверхность

Задание № 29

Вставьте пропущенные буквы. Объясните свой выбор.

Ребята были в геологической экспедиции и путешествовали по ...дешней р...внине, отличавшейся неср...вненной красотой. Р...внинный пейзаж поражал всех своим великолепием.

Вот ребята пор...внялись с ветхим домиком, где жил ветеран войны. Школьники решили помочь ему вск...пать огород. Подростки были р...весниками и договорились выполнять всю работу пор...вну. В группе царило подлинное р...вноправие.

Сначала ребята вск...пали и разр...вняли землю, потом засыпали и зар...вняли все ямки, после этого наделали грядок и старательно подр...вняли их края. Затем ребята ср...внили грядки по уровню насыпанной земли. Их необходимо было ур...внять по высоте грунта.

Ветеран был рад и от всей души поблагодарил школьников за проделанную работу.

Задание № 30

  Слова с корнем МАК имеют значение «опускать, погружать в жидкость» и обозначают движение вверх-вниз: обмакнуть перо в чернила.

  Слова с корнем МОК имеют значение «пропускать или не пропускать жидкость», а также «становиться влажным, мокрым»: непромокаемый плащ, вымокнуть под дождём.

Вставьте пропущенные буквы. Графически выделите корни слов, объясните свой выбор.

Обм...кнуть вареник в сметану, зам...чить бельё перед стиркой, пром...кательная бумага, вым...кнуть под дождём, пром...кнуть написанное, сапоги не пром...кают, непром...каемый материал, обм...кнуть кисточку в краску, отм...кать в ванне, прик...снулся непром...каемым плащ...м, обувь пром...кает.

Задание № 31

Вставьте пропущенные буквы, обозначив графически свой выбор буквы.

На необ...ятном небе разгорается и наб...рает силу з...ря. На смену ум...рающей ночи приходит новый день. Туман ни...ко расст...лается по р...внине и постепенно раств...ряется при соприк...сновении с лучами солнца. В произр...стающей...десь траве заж...гаются, г...рят и бл...стают капельки р...сы. Под тяжестью влаги бутоны цветов скл...нились к земле и почти к...саются её. Начинают просыпат...ся птицы, оз...ренные лучами разг...рающегося солнца. Вороб...и громко ч...рикают, обд...рают ягоды на кустах, выт...рают клюв о листья р...стительности ...дешней мес...ности.

Задание № 32

  Выполните тест.

1. Вставьте ВСЕ пропущенные буквы и определите, в каком ряду во всех словах пропущена чередующаяся гласная корня.

  1) прот...рать, соч...тать, р...стение

  2) акт...визироваться, аккл...матизироваться, ст...снённый (в средствах)

  3) ут...пический, д...лина, осн...щение

  4) упр...влять, ...рнамент, м...ценат

  Ответ: 1

2. Вставьте ВСЕ пропущенные буквы и определите, в каком ряду во всех словах пропущена чередующаяся гласная корня.

  1) упр...влять, об...днеть, д...лёкий

  2) расст...лить, выж...гать, прот...реть

  3) в...ренье, п...ролон, доск...нально

  4) одр...хлеть, разр...дить (обстановку), осв...тить (прожектором)

  Ответ: 2

3. Вставьте ВСЕ пропущенные буквы и определите, в каком ряду во всех словах пропущена чередующаяся гласная корня.

  1) соб...рать, словосоч..тание, изл...жение

  2) возн...кновение, н...жнейший, происх...дить

  3) г...мназист, зав...щать, соч...таться

  4) эт...кетка, тр...божиться, побл...дневший

  Ответ: 1

4. Вставьте ВСЕ пропущенные буквы и определите, в каком ряду во всех словах пропущена чередующаяся гласная корня.

  1) зам...реть, забл...стать, р...сток

  2) уб...диться, с...мпатия, изб...гающий

  3) пож...леть, загр...мировать, ан...литический

  4) нап...лнять, по...являться, в...ршина

  Ответ: 1

5. Вставьте ВСЕ пропущенные буквы и определите, в каком ряду во всех словах пропущена чередующаяся гласная корня.

  1) кр...пыш, обл...скать, од...брительный

  2) объ...снение, выгл...деть, р...мантичный

  3) предл...гать, пр...тензия, обр...млённый

  4) к...саться, выж...гать, отр...сль

  Ответ: 4

6. Вставьте ВСЕ пропущенные буквы и определите, в каком ряду во всех словах пропущена чередующаяся гласная корня.

  1) ж...стикулировать, экз...менатор, разб...влять

  2) возл...гать, зап...рать, пол...гать

  3) р...дчайший, апп...тит, р...мантичный

  4) б...ллон, возл...гать, през...дент

  Ответ: 2

7. Вставьте ВСЕ пропущенные буквы и определите, в каком ряду во всех словах пропущена чередующаяся гласная корня.

  1) изб...рательный, поч...тать, выр...щивать

  2) п...лезный, в...ронка, забл...ставший

  3) воспом...нание, св...щенный, т...оретик

  4) пер...одический, обв...нить, просв...щение

  Ответ: 1

8. Вставьте ВСЕ пропущенные буквы и определите, в каком ряду во всех словах пропущена чередующаяся гласная корня.

  1) обд...рать, соковыж...малка, през...дентский

  2) изб...гать, разн...мать, кр...терий

  3) вм...стительный, неприм...римо, выв...сивший

  4) выч...тать, расст...лить, уб...рать

  Ответ: 4

9. Вставьте ВСЕ пропущенные буквы и определите, в каком ряду во всех словах пропущена чередующаяся гласная корня.

  1) осв...тительный, отрем...нтировать, м...дицина

  2) реан...мировать, объед...нение, прогр...меть

  3) бл...стательный, зар...стать, выт...рать

  4) оч...ровательный, усм...ривший, г...роический

  Ответ: 3

10. Вставьте ВСЕ пропущенные буквы и определите, в каком ряду во всех словах пропущена чередующаяся гласная корня.

  1) выт...рать, расст...лать (постель), разб...раться

  2) ос...длать, выл...нять (от стирки), подд...ржать

  3) аргум...нтированный, д...спетчер, ун...кальный

  4) адм...нистрация, распл...скать, выгл...деть

  Ответ: 1