Самостоятельные работы по русскому языку 6 класс к учебнику М. Т. Баранова и др. - В. Н. Афанасьева 2020
Имя существительное
Разносклоняемые имена существительные. Несклоняемые имена существительные. Имена существительные общего рода
Вариант 1
1. Вставьте вместо пропусков подходящие по смыслу разносклоняемые существительные в нужной форме. Определите их число и падеж.
1) Многие улицы нашего города названы ... героев Великой Отечественной войны.
2) Письменность народов ... майя состояла из графических и слоговых символов.
3) Осенью клёны словно охвачены ...
4) Всякое ..., брошенное в плодородную почву, принесёт осенью плоды.
Ответ:
1) Многие улицы нашего города названы именами(Тв. п., мн. ч.) героев Великой Отечественной войны.
2) Письменность народов племени(р. п., ед. ч.) майя состояла из графических и слоговых символов.
3) Осенью клёны словно охвачены пламенем(Тв. п., ед. ч.)
4) Всякое семя(им. п., ед. ч.), брошенное в плодородную почву, принесёт осенью плоды.
2. Допишите окончания слов. Определите род и падеж выделенных существительных.
1) Театральн... фойе заполнили зрители.
2) Гигантск... кенгуру отличается быстрым бегом.
3) Приятель был в нов.. сер.. пальт...
4) Хорошо ранней весной в тёпл.. Сочи.
Ответ:
1) Театральное фойе(с. р., ед. ч., В. п.) заполнили зрители.
2) Гигантский кенгуру(м. р., ед. ч., И. п.) отличается быстрым бегом.
3) Приятель был в новом сером пальто(с. р., ед. ч., П. п.)
4) Хорошо ранней весной в тёплом Сочи(м. р., ед. ч., И. п.)
3. Выпишите существительные общего рода, определите их род.
1) Вообразите, вот эта егоза вчера ему перцу в табакерку насыпала. (И. Тургенев)
2) «Ну и попрошайка!» — подумал я про Петьку. (В. Беляев)
3) Бес доступен и прост, но неуловим, потому что он невидимка. (Ф. Гладков)
Ответ:
1) егоза, табакерка (ж. р.)
2) попрошайка, Петька (м. р.)
3) бес, невидимка (м. р.)
4. Допишите слова.
Профессор Никольский выступи.. на симпозиуме с интересным докладом.
Врач Латышева принима.. пациентов в течение дня.
Бригадир Смирнова отсутствова.. на объекте.
Ответ:
Профессор Никольский выступил на симпозиуме с интересным докладом.
Врач Латышева принимала пациентов в течение дня.
Бригадир Смирнова отсутствовала на объекте.
Вариант 2
1. Вставьте вместо пропусков подходящие по смыслу разносклоняемые существительные в нужной форме. Определите их число и падеж.
1) ... ответственности за команду всегда лежит на её тренере.
2) Честность в отношениях между людьми высоко ценилась во все ...
3) Церемония награждения началась с выноса ...
4) Много селений миновал караван на своём ...
Ответ:
1) Бремя(им. п., ед.ч.) ответственности за команду всегда лежит на её тренере.
2) Честность в отношениях между людьми высоко ценилась во все времена(в. п., мн. ч.)
3) Церемония награждения началась с выноса знамени(р. п., ед. ч.)
4) Много селений миновал караван на своём пути(п. п., ед. ч)
2. Допишите окончания слов. Определите род и падеж выделенных существительных.
1) Солнечн.. Тбилиси поразил своей красотой.
2) Строг.. жюри участвовал.. в работе конкурса.
3) Буратино разлил горяч.. какао.
4) Мне нравится душист.. шампунь.
Ответ:
1) Солнечный Тбилиси(м. р., И. п.) поразил своей красотой.
2) Строгое жюри(ср. р., И. п.) участвовало в работе конкурса.
3) Буратино разлил горячее какао(ср. р., В. п.)
4) Мне нравится душистый шампунь(м. р., В. п.).
3. Выпишите существительные общего рода, определите их род.
1) «Ну и удивительный же ты забияка!» — не выдержал отец.
2) Такой тихоня был, ни в одной драке, ни в одном налёте на чужой сад за яблоками не участвовал. (А. Гайдар)
3) Ты не гнушался никаким трудом: «Чернорабочий — я не белоручка!» — говаривал ты нам. (Н. Некрасов)
Ответ:
1) забияка, отец (м. р.)
2) тихоня, сад (м. р.)
3) трудом, белоручка (м. р.)
4. Допишите слова.
Балетмейстер Сафонова показа.. мастер-класс.
Тренер Фадеев подготови.. прекрасных спортсменов.
Доктор Петрушева сдела.. назначения.
Ответ:
Балетмейстер Сафонова показала мастер-класс.
Тренер Фадеев подготовил прекрасных спортсменов.
Доктор Петрушева сделала назначения.