Самостоятельные работы по русскому языку 6 класс к учебнику М. Т. Баранова и др. - В. Н. Афанасьева 2020
Имя существительное
Правописание имён существительных
Вариант 1
1. Выпишите сочетания слов в следующей последовательности: а) с не- - приставкой и частью корня; б) с не — отрицательной частицей.
Осенняя (не)погода; (не)точность в ответе; (не)веселье, а грусть; настоящий (не)вежда; сильное (не)доумение; (не)деревня, а село; неожиданное (не)счастье; (не)счастье, а беда; полная (не)грамотность.
Ответ:
а) Осенняя непогода, неточность в ответе, настоящий невежда, сильное недоумение, неожиданное несчастье, полная неграмотность.
б) Не веселье, а грусть; не деревня, а село; не счастье, а беда.
2. От данных глаголов образуйте существительные с суффиксами -чик или -щик. Запишите их. Какое значение придают словам эти суффиксы?
Перевозить, грузить, гонять, набирать, барабанить, рассказать, принимать, резать, пилить.
Ответ:
Перевозчик, грузчик, гонщик, наборщик, барабанщик, рассказчик, приёмщик, резчик, пильщик.
3. Вставьте пропущенные буквы. Отгадайте загадки, запишите отгадки.
1) В золотой клубоч_к спрятался дубоч_к. (...)
2) Птичка-невеличка нос_ком нырнёт, хвост_ком вильнёт — дорожку проведёт. (...)
3) Под одним колпаком — тысяча солдат_ков. (...)
4) Растёт зелёный куст_к, дотронешься — укусит. (...)
Для справок: утюг, жёлудь, крапива, мак.
Ответ:
1) В золотой клубочек спрятался дубочек. (жёлудь)
2) Птичка-невеличка носиком нырнёт, хвостиком вильнёт — дорожку проведёт. (утюг)
3) Под одним колпаком — тысяча солдатиков. (мак)
4) Растёт зелёный кустик, дотронешься — укусит. (крапива)
4. Вспомните условия выбора орфограммы. Вставьте пропущенные буквы.
Маленькая реч_нка, весёлая девч_нка, мясная туш_нка, крепкая беч_вка, задиристая собач_нка, младшая доч_нька, идти по чащ_бе, небольшой суч_к, кудрявый бараш_к, мягкий комоч_к.
Ответ:
Маленькая речонка, весёлая девчонка, мясная тушёнка, крепкая бечёвка, задиристая собачонка, младшая доченька, идти по чащобе, небольшой сучок, кудрявый барашек, мягкий комочек.
Вариант 2
1. Выпишите сочетания слов в следующей последовательности: а) с не- — приставкой и частью корня; б) с не — отрицательной частицей.
Мелкие (не)взгоды; (не)грубость, а ласка; (не)правильность речи; обнаруженная (не)правда; маленькая (не)точность; (не)вежливость, а грубость; большая (не)ожиданность; сердитый (не)знакомец; (не)везение, а труд.
Ответ:
а) Мелкие невзгоды, неправильность речи, обнаруженная неправда, маленькая неточность, большая неожиданность, сердитый незнакомец.
б) Не грубость, а ласка; не вежливость, а грубость; не везение, а труд.
2. От данных глаголов образуйте существительные с суффиксами -чик или -щик. Запишите их. Какое значение придают словам эти суффиксы?
Рассказывать, докладывать, курить, сплавить, носить, перебежать, заказать, дрессировать, стеклить.
Ответ:
Рассказчик, докладчик, курильщик, сплавщик, носильщик, перебежчик, заказчик, дрессировщик, стекольщик.
3. Вставьте пропущенные буквы. Отгадайте загадки, запишите отгадки.
1) Комоч_к пуха, длинное ухо, прыгает ловко, любит морковку. (...)
2) Жёлтый телёноч_к привязан к верёвочке, верёвочка пьёт — телёноч_к растёт. (...)
3) Маленький шар_к по полочкам шарит. (...)
4) Трещит, а не кузнеч_к, летит, а не птица, везёт, а не лошадь. (...)
Для справок: самолёт, мышь, кролик, тыква.
Ответ:
1) Комочек пуха, длинное ухо, прыгает ловко, любит морковку. (кролик)
2) Жёлтый телёночек привязан к верёвочке, верёвочка пьёт — телёночек растёт. (тыква)
3) Маленький шарик по полочкам шарит. (мышь)
4) Трещит, а не кузнечик, летит, а не птица, везёт, а не лошадь. (самолёт)
4. Вспомните условия выбора орфограммы. Вставьте пропущенные буквы.
Свежая сгущ_нка, жареная печ_нка, озорной мальч_нка, дубовый боч_нок, вкусный пирож_к, вязальный крюч_к, трусливый зайч_нок, хлебная крош_чка, потайной кармаш_к, слабый волч_нок.
Ответ:
Свежая сгущёнка, жареная печенка, озорной мальчонка, дубовый бочонок, вкусный пирожок, вязальный крючок, трусливый зайчонок, хлебная крошечка, потайной кармашек, слабый волчонок.