Тесты без выбора ответа по русскому языку 6 класс - Е. П. Черногрудова 2020
Часть 1
Морфология. Орфография. Культура речи. Имя существительное
Тест 20. Несклоняемые имена существительные. Род несклоняемых имён существительных. Имена существительные общего рода
Вариант 1
(1) У охотников самым коварным зверем считается шакал, попросту чекалка. (2) Много вреда и неприятностей доставляют им эти хитрюги. (3) Выйдет охотник на охоту, а за ним по камышам десятка два шакалов пробираются незаметно, следя за каждым его шагом.
(4) Раз как-то пошёл я на охоту, настрелял много селезней, стало мне тяжело нести сумку. (5) Нашёл я в камышах старое кабанье гнездо и спрятал в нём сумку. (6) Через час возвращаюсь к гнезду — нет моих селезней! (7) Стал по сторонам смотреть и уже далеко нашёл свою сумку. (8) Вся в клочья изодрана, а кругом селезнёвые пёрышки лежат. (9) Всех моих селезней съели шакалы.
(10) Однажды довелось мне самому видеть, как охотятся шакалы за дикими гусями. (11) Я тогда в камышах силки ставил, похожие на маленькие лассо, ловил живых птиц. (12) Сижу, поглядываю из камышей на берег, а на отмели большое стадо гусей сидит. (13) Вижу: два шакала тихонько пробираются. (14) Остановились на минуту — точно совещаются. (15) Вот подбежал один шакал прямо к гусям, а другой остался возле камышей. (16) Увидели гуси зверя, загоготали, поднялись и полетели к дальнему берегу. (17) У шакалов ушки на макушке: где-то сядут гуси? (18) Покружились гуси — сели на новое место. (19) И вижу я: вошёл шакал в воду. (20) Глубже и глубже — присел в воде, только ушки из воды торчат. (21) А другой помчался к тому месту, где сели на отмель спугнутые гуси. (22) «Ну, — думаю, — задумали что-то хитрые чекалки. (23) Посмотрю, что у них выйдет».
(24) Добежал шакал до гусей. (25) Опять поднялись гуси и прямёхонько тянутся на прежнее место. (26) Не видно им, что спрятался в воде убийца. (27) Покружились над водой гуси, стали садиться. (28) Сел один гусь, сел другой, а шакал в воде не двигается. (29) Вот ещё один гусь совсем рядом опустился. (30) Выскочил из воды шакал и схватил гуся. (31) Загоготали гуси и поднялись. (32) А один гусь бьётся в острых зубах шакала, брызги летят. (33) Другой шакал тут как тут. (34) Вместе вытащили они гуся на берег, стали добычу делить. (35) Не вытерпел я, прицелился и выстрелил в разбойников дробью. (36) Бросились в разные стороны шакалы. (37) Выбежал я из камышей к берегу. (38) А гусь на берегу лежит ещё живёхонек, только одно крыло сломано. (39) Взял я гуся, принёс домой.
(40) Долго жил у меня этот отбитый у разбойников раненый гусь.
(По И. Соколову-Микитову)
1. Из предложения 3 выпишите имя существительное м. р., в ед. ч., Р. п.
Ответ: десятка
2. Из предложений 1 — 3 и 24 — 27 выпишите существительное(-ые) общего рода, поставив его (их) в начальную форму.
Ответ: хитрюга, убийца
3. Из предложений 10 — 16 выпишите несклоняемое существительное, определите его род.
Ответ: лассо — ср. р.
4. Из предложений 16 — 21 выпишите фразеологизм, состоящий из двух существительных.
Ответ: ушки на макушке
5. Из предложений 34 — 38 выпишите существительное(-ые) 3-го склонения.
Ответ: дробь
6. Выпишите выделенное существительное (предложение 8), определите его род, число, склонение и падеж. Запишите начальную форму этого существительного.
Ответ: (в) клочья (м. р., мн. ч., 2-е скл., В. п.) — клок
7. В какой(-их) строке(-ах) оба существительные — несклоняемые слова? Выпишите их и определите их род.
1) такси, шашки
2) кашпо, небо
3) мачете, латте
4) Пиаф, Соловей
Ответ: 3) мачете (ср. р.), латте (ср. р.)
Вариант 2
(1) Роскошный тропический день оканчивался. (2) Палящий зной спадал, и от притихшего океана веяло нежной прохладой. (3) Солнце катилось к закату и скоро зажгло пылающим заревом далёкий горизонт, расцвечивая небо волшебными переливами всевозможных красок и цветов, то ярких, то нежных, и заливая блеском пурпура и золота и полосу океана, и обнажённые верхушки вулканических гор зелёного острова, резко очерченного в прозрачной ясности воздуха.
(4) Пуская чёрные клубы дыма из своей белой трубы, «Коршун» приближается к пенящимся бурунам, которые волнистой серебряной лентой белеют у острова. (5) Эти могучие океанские волны с шумом разбиваются о преграду, поднявшуюся благодаря вековечной работе маленьких трудяг — полипов из незримых глубин океана, об узкую надводную полоску кольцеобразного кораллового рифа, тянущуюся до самого острова. (6) Замедлив ход, «Коршун» пролетел через узкий проход рифа и очутился в затишье лагуны, гладкой, как зеркало, и голубой, как бирюза. (7) Эта лагуна представляет собой превосходную гавань, в глубине которой, утопая в зелени и сверкая под лучами заходящего солнца красно-золотистым блеском своих выглядывающих из листвы белых хижин и красных зданий набережной, приютился маленький город Гонолулу — столица королевства на островах.
(По К. Станюковичу)
1. Из предложения 6 выпишите существительное(-ые), не имеющее(-ие) форму множественного числа.
Ответ: затишье, бирюза
2. Из предложения 5 выпишите существительное общего рода в начальной форме.
Ответ: трудяга
3. Из предложений 1 — 3 выпишите существительное(-ые) 3-го склонения.
Ответ: ясность
4. Из предложения 7 выпишите несклоняемое существительное, определив его род.
Ответ: Гонолулу — м. р.
5. Из предложений 1 — 3 выпишите существительное, имеющее значение «тёмно-красный или лиловато-красный цвет».
Ответ: пурпур
6. Из предложения 5 выпишите словосочетание, состоящее из двух существительных, стоящих в форме одного падежа, определите их падеж.
Ответ: из глубин океана (Р. п. у обоих существительных)
7. В какой(-их) строке(-ах) оба существительные — несклоняемые слова? Выпишите их и определите их род.
1) кашне, пенсне
2) какао, блюдечко
3) фрау, тирамису
4) Кавказ, Алтай
Ответ: 1) кашне (ср. р.), пенсне (ср. р.); 3) фрау (ж. р.), тирамису (м. р.)