Тесты без выбора ответа по русскому языку 6 класс - Е. П. Черногрудова 2020
Часть 1
Повторение изученного в 5 классе
Тест 7. Текст и его особенности. Тема и основная мысль текста. Заглавие текста Ключевые слова
Вариант 1
(1) Даже не обладая специальными знаниями, человек легко отличает текст от нетекста. (2) В современные европейские языки слово «текст» пришло из латыни. (3) У латинского textus несколько значений: «сплетение», «строение, структура», «ткань», «связь, связное изложение». (4) Последнее значение и помогло нам отличать текст от нетекста. (5) Именно связность люди обычно интуитивно считают основным свойством текста.
(6) Важно и второе значение слова textus — «строение, структура». (7) Тексты действительно имеют структуру: например, письмо непременно должно начинаться с обращения, а заканчиваться — добрыми пожеланиями и подписью.
(8) В «Толковом словаре живого великорусского языка» В. И. Даля даётся такое определение текста: «подлинник, подлинная буквальная речь писателя». (9) А если не подлинник, а подделка? (10) Или если это речь не писателя, а дворника, который в служебной записке сообщает начальнику ДЕЗа, что он не может убирать снег, так как у него сломалась лопата?
(11) В другом, более позднем словаре — «Толковом словаре русского языка» С. И. Ожегова — читаем, что текст — это «всякая записанная речь (литературное произведение, сочинение, документ, а также часть, отрывок из них)». (12) Но если мы имеем дело не с письменным текстом, а с устным? (13) Неужели речи Цицерона не были текстами? (14) В то же время реплика Фамусова из комедии А. С. Грибоедова «Уж коли зло пресечь, / Забрать все книги бы, да сжечь» скорее именно отрывок из текста, а не текст.
(15) Существуют и другие толкования понятия «текст». (16) Оказывается, точно сформулировать определение текста довольно трудно. (17) Подобное часто происходит с основными, ключевыми понятиями. (18) Что такое слово? (19) Что такое предложение? (20) К этим вечным вопросам лингвистики можно добавить и наш: что такое текст?
(Из энциклопедии для детей «Языкознание. Русский язык»)
1. Как можно обозначить тему данного текста?
Ответ: текст
2. Сформулируйте основную мысль данного текста.
Ответ:
Текст — сложное, многогранное понятие, имеющее много определений.
3. Сколько значений имеет латинское слово «textus» и какое из них является наиболее важным для понимания лингвистического понятия «текст»?
Ответ: 5 значений; «связь, связное изложение»
4. Что является основной особенностью текста, исходя из главного значения латинского слова «textus»?
Ответ: связность
5. Из предложений 15 — 20 выпишите ответ на вопрос: к каким понятиям принадлежит понятие «текст»?
Ответ: текст — основное, ключевое понятие
6. Подберите название для данного текста.
Ответ: возможны варианты
7. Составьте план данного текста.
Ответ: возможны варианты
8. Назовите слово, с помощью которого предложение 20 связывается с предыдущими предложениями.
Ответ: (к) этим
Вариант 2
(1) Издревле люди научились использовать все свойства тыквы в своих интересах. (2) Плод тыквы с ботанической точки зрения является ягодкой, так как имеет сочную мякоть и множество семян. (3) Из тыквы готовят разные кушанья, потому что она очень полезна и вкусна, но используют её не только в кулинарии. (4) В Средней Азии из тыкв делают различную посуду: бутылки, вёдра, ложки. (5) Лёгкие сосуды из тыкв оплетают сеткой, и получаются удобные сосуды для хранения запасов воды и масла во время путешествий. (6) В больших тыквах хранят зерно и крупу. (7) Из тыквы делают даже игрушки.
(8) В Индии же оригинально используют тыкву для ловли обезьян. (9) Индусы просверливают в большой тыкве маленькое отверстие, насыпают в него немного риса или других семян. (10) Зоркие обезьянки очень любопытные и жадные. (11) Когда люди уходят, обезьяны быстро спускаются с дерева, бросаются к тыквам и запускают в отверстие лапку. (12) Что там внутри? (13) Лапка нащупает зёрна риса, наберёт их полную горсть. (14) Но сжатый кулачок уже не проходит в отверстие, и ковыляет обезьянка на трёх лапках, волочит большую тыкву. (15) Прибегают люди, но обезьянка продолжает держать кулачок в тыкве. (16) Тогда охотники легко забирают жадного зверька вместе с тыквой.
(По Н. Верзилиной)
1. О чём рассказывается в тексте?
Ответ: О тыкве
2. Как люди используют тыкву?
Ответ: из неё готовят кушанья, делают посуду и утварь для хранения продуктов, делают игрушки и ловушки для обезьян
3. Из предложений 8 — 16 выберите то, которое служит ответом на вопрос: «Почему с помощью тыквы можно заниматься ловлей обезьян?» Запишите его номер.
Ответ: 10
4. Сформулируйте тему текста.
Ответ: возможности использования тыквы (возможны варианты)
5. Сформулируйте основную мысль текста.
Ответ:
Возможности использования тыквы велики и разнообразны (возможны варианты)
6. Подберите название для данного текста.
Ответ:
Как люди используют тыкву (возможны варианты)
7. Составьте план данного текста.
Ответ:
1) блюда из тыквы
2) посуда из тыквы
3) тыква-ловушка (возможны варианты)
8. Укажите слово, с помощью которого предложение 16 связано с предыдущим.
Ответ: тогда