Тесты без выбора ответа по русскому языку 6 класс часть 2 - Е. П. Черногрудова 2020
Имя числительное
Тест 6 Разряды количественных числительных. Числительные, обозначающие целые числа. Дробные числительные. Собирательные числительные
Вариант 1
Таинственный мир
(1) Ещё пять тысяч лет назад в Египте художник изобразил на фреске труд виноделов: двое юношей и молодая женщина давят ягоды, разливают сок по амфорам, закупоривают их. (2) В древних книгах рассказано, как печь хлеб и делать пиво. (3) В Древней Греции подавался к столу сыр, и хозяйки всегда квасили капусту. (4) Все знали, как это делается. (5) Но никто не знал, почему киснет капуста и створаживается молоко. (6) Для людей существовал только мир, который они видели. (7) А рядом был и другой, невидимый мир.
(8) Голландский юноша из города Дельфта, занимавшийся торговлей, заинтересовался шлифованием стёкол. (9) Он научился делать линзы, увеличивающие в триста раз. (10) И через эти линзы он увидел таинственный мир микроскопических организмов. (11) Множество людей приезжали к Левенгуку, чтобы взглянуть на неведомые тайны природы.
(12) Приезжал к нему и царь Пётр Первый. (13) Пётр пригласил Левенгука на свою яхту и два с половиной часа рассматривал новый мир, который скрыт за чудесным стеклом микроскопа. (14) Когда Пётр вернулся в Россию, он устроил при Академии наук мастерские для изготовления оптических инструментов.
(По В. Писаревскому и Г. Ильину)
1. Из предложений 1 — 3 выпишите собирательное числительное.
Ответ: двое
2. Выпишите из текста предложение, в котором встречается порядковое числительное, и разберите это предложение по членам предложения.
Ответ: приезжал (сказ.) к нему (доп.) и царь Пётр Первый (подлеж.).
3. Из предложений 1 — 5 выпишите составное количественное числительное.
Ответ: пять тысяч
4. Из предложений 12 — 14 выпишите дробное числительное.
Ответ: два с половиной
5. Из предложений 8 — 11 выпишите числительное, определите его разряд, падеж и разберите по составу.
Ответ: три-ст-а — количественное числительное, обозначающее целое число, В. п.
6. Из предложения 11 выпишите слово, имеющее количественное значение, определите его часть речи.
Ответ: множество — имя существительное ср. р., ед. ч., И. п.
7. В какой строке цифрами записаны только количественные составные числительные? Запишите эти числительные буквами.
1) 37; 9,5; 121
2) 45-й; 1/3; 7
3) 12; 0,5; 6-й
4) 1,8; 11; 40
Ответ: 1) тридцать семь, девять с половиной; сто двадцать один
8. В какой строке все числительные — слова, от которых можно образовать простые собирательные числительные? Запишите образованные числительные прописью.
1) два, тридцать пять, двенадцать
2) шесть, двадцать, сто
3) три, семь, пять
4) четыре, один, девять
Ответ: 3) трое, семеро, пятеро
Вариант 2
(1) В августе 1785 года Кемь стала уездным городом. (2) О его мощности говорят его размеры: высота стен восьмиугольных башен была равна 9,5 метра, а с шатром — более 15. (3) Высота крепостной стены более шести метров. (4) Её длина по окружности равна 212 саженям (452 м). (5) На вооружении крепости было 12 чугунных пушек, 14 пищалей, 63 мушкета и много холодного оружия.
(6) Став центром парусного судостроения, Кемь жила жизнью поморского города, где мужчины были мореходами и рыбаками. (7) Это были люди особой закалки, крепкие и выносливые, знающие цену артельной работе и товариществу. (8) На небольших карбасах они пускались в странствия, совершить которые и сейчас, на мощных теплоходах, непростое дело.
(9) Сегодня, как и двести лет назад, Кемь крепко связана с морем. (10) Дорога в кемский порт выложена укатанными опилками. (11) Вдоль этого очень мягкого шоссе тянутся дровяные склады, лесопилки, посёлки лесозаготовителей, при въезде в которые висят фанерные щиты: «Курить запрещается!» (12) Деревянные дома. (13) Деревянные мостовые и тротуары. (14) Деревянные заборы. (15) Запах смолы и еловой стружки. (16) Свежий, с чёрными следами ног настил в четыре доски, по которому рядом могут пройти только три человека, ведёт к пристани...
(По С. Разгонову)
1. Из предложений 1-3 выпишите порядковое числительное прописью.
Ответ: одна тысяча семьсот восемьдесят пятого (года)
2. Из предложений 3-4 выпишите количественное(-ые) числительное(-ые) с буквой «Ь» в середине, запишите его (их) прописью.
Ответ: четыреста пятьдесят два, шестьдесят три
3. Какими двумя вариантами можно записать прописью дробное числительное из предложения 2? Запишите оба варианта.
Ответ: девять с половиной или девять целых пять десятых
4. Из предложений 9-16 выпишите числительные и определите их разряды.
Ответ: двести — количественное, трое — собирательное
5. Из предложений 2-5 выберите количественные числительные — сложные слова, пишущиеся в одно слово. Запишите их прописью и выделите в них корни. Что означает повторяющийся в каждом из этих числительных корень?
Ответ: пятнадцать, четырнадцать, двенадцать; дцать — десять
6. Выделенное словосочетание запишите словами, определите падеж и выделите окончания входящих в него числительного и существительного. У последнего определите значение.
Ответ: двумстам двенадцати саженям (Д. п.); сажень — старинная русская мера длины, равная 2,134 метра (применялась до введения метрической системы)
7. В какой строке цифрами записаны только количественные составные числительные? Запишите эти числительные прописью.
Ответ: 3) тридцать два; ноль целых пять десятых; сто одиннадцать
8. В какой строке все числительные — слова, от которых можно образовать простые собирательные числительные? Запишите образованные числительные прописью.
1) пять, девятнадцать, восемьдесят два
2) один, пятьдесят, тридцать три
3) двадцать, девяносто, десять
4) шесть, два, четыре
Ответ: 4) шестеро, двое, четверо