Тесты по русскому языку 6 класс к учебнику М. Т. Баранова, Т. А. Ладыженской, Л. А. Тростенцовой и др. - Часть 1 - Е. В. Селезнева 2020

Словообразование и орфография
Повторение изученного в 5 классе

Вариант 1

Часть 1

1. Укажите неверное суждение.

1) морфемика — раздел науки о языке, в котором изучают части речи

2) окончание — значимая часть слова, которая образует форму слова и служит для связи слов в словосочетании и предложении

3) слова, имеющие один и тот же корень, образуют группу однокоренных слов

4) суффикс служит для образования новых слов

Ответ: 1

2. Очарование — очаровательный — это

1) синонимы

2) разные формы одного слова

3) однокоренные слова

4) антонимы

Ответ: 3

3. Очарование — очарованием — это

1) синонимы

2) разные формы одного слова

3) однокоренные слова

4) антонимы

Ответ: 2

4. Укажите слово, в котором неверно выделен корень.

Ответ: 2

5. Укажите слово, у которого нулевое окончание.

1) забрала

2) метель

3) лесной

4) перелетает

Ответ: 2

6. Укажите слово, у которого неверно выделен суффикс.

Ответ: 4

7. Укажите слово, у которого нет окончания.

1) ветер

2) буква

3) зной

4) весело

Ответ: 4

8. Укажите «лишнее» слово.

1) слепой

2) ослепить

3) слепок

4) ослепнуть

Ответ: 3

9. В каком слове нет суффикса с уменьшительно-ласкательным оттенком?

1) водичка

2) камешек

3) солнышко

4) окраска

Ответ: 4

10. Укажите слово с ошибкой в морфемном разборе.

Ответ: 4

Часть 2

Внимательно прочитайте текст, выполните задания 11 — 13.

(1)Я сидел на террасе и смотрел вниз на голубое море, расстилавшееся до горизонта живой пеленой. (2)Пышное летнее солнце садилось за горами, но тени ложились только внизу. (3)Безлюдное море, на котором только изредка медленно проходил чёрный морской пароход, казалось мне безжизненным и пустынным, вечные вздохи прибоя отзывались в сердце надрывной, тоскливой болью. (4)Над головой высились скалистые, серые, лишённые растительности горы, давили душу каменной тяжестью своей. (5)Мне казалось, что судьба загнала меня на край земли, на котором сижу я, свесивши ноги в море, и вот-вот брошусь туда в необъяснимой тоске. (6)Блёкло золото солнечных красок. (7)Быстрее расползались тени под горой, падая на вздыхающее, опечаленное море, темнела его яркая лазурь. (8)Весь берег лежал в мягких объятиях предвечерней тонкой печали.

(По К. Паустовскому)

11. Из предложения 1 выпишите слово (слова) с приставками.

Ответ: вниз, расстилавшееся

12. Из предложения 8 выпишите слово, состоящее из приставки, корня, суффикса, окончания.

Ответ: предвечерней

Часть 3

13. Напишите сочинение, опираясь на данный текст. Расскажите, как при наблюдении за природой меняется ваше настроение.

Вариант 2

Часть 1

1. Укажите неверное суждение.

1) часть изменяемого слова без окончания называется основой

2) неизменяемые слова состоят только из основы

3) в корне заключено общее лексическое значение всех однокоренных слов

4) окончание служит для образования новых слов

Ответ: 4

2. Лес — лесник — это

1) омонимы

2) синонимы

3) однокоренные слова

4) формы одного и того же слова

Ответ: 3

3. Какое слово состоит из приставки, корня, суффикса и окончания?

1) здоровье

2) перелесок

3) запрашивал

4) угрожал

Ответ: 2

4. В каком слове есть приставка НА-?

1) надорвать

2) надменный

3) надолго

4) надоумить

Ответ: 3

5. В каком слове есть суффикс -К-?

1) полка

2) крепкий

3) банка

4) плоский

Ответ: 2

6. В каком ряду все слова не имеют приставки?

1) ошибка, подошва, повидло

2) разный, сбруя, сполна

3) малорослая, доступ, свернуть

4) засада, лесной, подолгу

Ответ: 1

7. Какое слово неверно разобрано по составу?

Ответ: 1

8. Укажите словосочетание без грамматической ошибки.

1) палец с мозолем

2) нет абрикосов

3) пирожок с повидлой

4) не получил бюллетня

Ответ: 2

9. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.

1) пара чулок

2) восемь яблоков

3) много помидоров

4) на красивом бра

Ответ: 2

10. Укажите слово, в котором неверно выделен корень.

Ответ: 4

Часть 2

Внимательно прочитайте текст, выполните задания 11 — 15.

(1)Под жарким июльским солнцем я уплываю по ручью к небольшому лесному озеру. (2)Оно почти заросло травой. (3)Лес далеко отступил от воды, и озеро кажется тихим и уютным прудом. (4)Останавливаю лодку и слушаю спокойную лесную тишину.

(По М. Пришвину)

11. Выпишите из предложения 3 слово самостоятельной части речи без окончания.

Ответ: далеко

12. Выпишите из предложения 4 слово, состоящее из приставки, корня, суффикса, окончания.

Ответ: спокойную

Часть 3

13. Определите тему текста.

14. Озаглавьте текст.

15. Ответьте на вопрос: «Что может услышать человек в спокойной тишине леса?»