Русский язык 7 класс - Тренажёр по русскому языку к учебнику М. Т. Баранова - А. В. Вишенкова 2020

Союз
Простые и составные союзы. Сочинительные и подчинительные союзы. Запятая между частями союзного сложного предложения

1. Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки. Расставьте знаки препинания там, где это необходимо.

1) Возле кромки не только (без)устали летали чайки но и носились кулички бегая то взад то вперёд от накрывающих волн.

2) (Во)время затиш_я здесь обычно спокойно но (на)кануне был шторм.

3) Видимо, была сильная буря потому что по всему берегу ра_бросан_ы красные медузы и вод_росли пр_битые волной к кромке.

4) Далеко (в)дали полно навален_ых грудами деревьев а за ними видны горы.

5) (В)переди темне_т вросшая в песок лодка которая накл_нилась (на)бок от ударов волн затопивших всё (в)нутри.

6) Где(то) у гор зонта видны высокие ч_рные горы но силу_ты их размыты поэтому они кажутся прод_лжением моря.

7) (На)верху чернеют сосен(?)ки а (в)низу — камен_ые обломки.

8) (Без)умолку плещ_т волны отчего их шум нав_вает приятные воспоминания.

9) Смотришь (в)даль моря как будто видишь бе_конечную полоску г_ризонта и всю свою жизнь.

10) После обеда постепен(н)о померкла яс(?)ность синего неба и издалек_ пот_нул западный ветер да пухлая белая туча (не)заметно надвигаясь зав_локла со всех сторон г_ризонт.

11) Благ_датный снег начал прямо медлен(н)о большими клоч(?)ями как опускаться на землю так и покрывать ветки крыши кочки.

12) Чтобы сполна насл_диться этой к_ртиной я вышел в поле и (не)вероятно чудное зрел_ще пр_дставилось глазам моим.

13) Всё бе_граничное пр_странство вокруг меня предст_вляло вид снежного потока будто небеса ра_верзлись рас(с)ыпались снежным пухом и н_полнили весь воздух дв_жением и пор_зительной тишиной.

14) Наступали длин(н)ые зимние сумерки и падающий снег нач_нал закрывать все предметы и белым мраком одевал землю.

15) Часто пр_ходилось мне н_блюдать за выводком лисят но я (не)мог (не)удивлят_ся как лиса-мать ух_тряется к_мандовать своей детворой (не)издавая звуков.

16) Этот (не)мой язык (не)только интереснейшее но и загадочное явление.

17) (В)течени_ многих часов просиживал я у норы но (не)слышал чтобы лисица зав_рчала или тя_кнула.

18) Дикие животные (н_)когда (не)подают голоса около своего жилья чтобы (не)выдать его врагам.

19) (В)продолжени всего дня лисята резвят_ся на солнц_пёке выслеж_вают воображаемую мыш_ то малыши зат_вают драку то старшие г_няются друг(за)другом.

20) Мать лежит (не)(в)далеке так чтобы иметь в_зможность видеть всех.

21) Когда лисёнок раз_гравшись отбега_т от норы далеко мать подн_мает голову и пристально смотрит на него.

22) Обычно лисёнок (не)выдерж_вает этого взгляда и сразу ост_навливается словно она его о_кликнула.

23) Если чел_веку нужно сказать крикнуть или бросит_ся (в)след чтобы ост_новить раз_гравшегося ребёнка то лисе д_статочно просто вн_мательно посмотреть на своего (не)послушного малыша.

24) Взгля_ лисы довольно сильный и красн_речивый поэтому лисёнок тут же возвр_щается к норе.

Ответ:

1) Возле кромки не только без устали летали чайки, но и носились кулички, бегая то взад то вперёд от накрывающих волн.

2) Во время затишья здесь обычно спокойно, но накануне был шторм.

3) Видимо, была сильная буря, потому что по всему берегу разбросаны красные медузы и водоросли, прибитые волной к кромке.

4) Далеко вдали полно наваленных грудами деревьев, а за ними видны горы.

5) Впереди темнеет вросшая в песок лодка, которая наклонилась набок от ударов волн, затопивших всё внутри.

6) Где-то у гор зонта видны высокие чёрные горы, но силуэты их размыты, поэтому они кажутся продолжением моря.

7) Наверху чернеют сосенки, а внизу — каменные обломки…

2. Расставьте знаки препинания.

Если вы с самого начала ведёте спор вежливо и спокойно, без заносчивости то тем самым вы обеспечиваете себе спокойное отступление с достоинством. Помните что нет ничего красивее в споре как спокойно, в случае необходимости, признать полную или частичную правоту противника. Этим вы завоёвываете уважение окружающих тем самым вы как бы призываете к уступчивости и своего противника заставляете его смягчить крайности своей позиции. Конечно, признавать правоту противника можно только тогда когда дело касается не ваших общих убеждений не ваших нравственных принципов (они всегда должны быть самыми высокими). Человек не должен быть флюгером не должен уступать оппоненту только для того чтобы ему понравиться или, боже сохрани, из трусости из карьерных соображений и т. д. Но уступить с достоинством в вопросе который не заставляет вас отказаться от своих общих убеждений (надеюсь, высоких) или с достоинством принять свою победу не злорадствуя над побеждённым в споре не торжествуя не оскорбляя самолюбия оппонента — как это красиво!

(По Д. С. Лихачёву)

Ответ:

Если вы с самого начала ведёте спор вежливо и спокойно, без заносчивости, то тем самым вы обеспечиваете себе спокойное отступление с достоинством. Помните, что нет ничего красивее в споре, как спокойно, в случае необходимости, признать полную или частичную правоту противника. Этим вы завоёвываете уважение окружающих, тем самым вы как бы призываете к уступчивости и своего противника, заставляете его смягчить крайности своей позиции. Конечно, признавать правоту противника можно только тогда, когда дело касается не ваших общих убеждений, не ваших нравственных принципов (они всегда должны быть самыми высокими). Человек не должен быть флюгером, не должен уступать оппоненту только для того, чтобы ему понравиться, или, боже сохрани, из трусости, из карьерных соображений и т. д. Но уступить с достоинством в вопросе, который не заставляет вас отказаться от своих общих убеждений (надеюсь, высоких) или с достоинством принять свою победу, не злорадствуя над побеждённым в споре, не торжествуя, не оскорбляя самолюбия оппонента, — как это красиво!