Рабочая тетрадь по русскому языку 7 класс - О. Н. Зайцева 2020

Контрольные работы
Задача № 21 Тайны грамматики

Сейчас любой школьник, наверное, без труда отличит прилагательное от существительного. Например, зелень листьев — зелёные листья. Смысл один, но зелень — существительное, хотя и обозначает цвет, а зелёные — прилагательное. Что их отличает? Формальные признаки, особое оформление слова. У прилагательных свои окончания. Золото волос — слово золото определяет предмет, указывает на его качество, цвет, как прилагательное, но по форме слова оно существительное. Посуда из серебра — то же самое, что серебряная посуда, но части речи разные.

Или, например, больной... Впрочем, здесь уже не так всё просто, и не каждый школьник при грамматическом разборе сразу сообразит, в чём дело. Просто больной или больной человек? У слов военный, рабочий, учёный и т.п. всё, как у прилагательных, но они могут быть и существительными. Выходит, одно слово может быть и прилагательным, и существительным.

Всякое слово кажется простым, пока мы не заглядываем в него поглубже. Вполне обычно слово пропасть — существительное женского рода. Но живой язык и здесь задаёт нелёгкие задачи. Вот три примера из классической литературы: 1. Направо был утёс, налево пропасть такая, что целая деревушка осетин, живущих на дне её, казалась гнездом ласточки (М. Ю. Лермонтов). 2. Я нашила пропасть, да после траура всё ещё не решаюсь щеголять- то (А. Н. Островский). 3. — Тьфу, пропасть! — говорит она, — и тот дурак, кто слушает людских всех врак (И. А. Крылов).

С первым предложением всё просто. Пропасть, как указывается в словаре, означает: «глубокая, отвесная впадина на земной поверхности...» Во втором предложении слово пропасть не только изменило смысл (приобрело значение множества), это уже и не существительное. А что же — числительное? Наречие? В третьем предложении оно вообще не имеет как будто никакого значения, а просто оказывается восклицанием, выражающим досаду, раздражение, неудовольствие, другими словами, междометием.

Учёные, выделяя классы, группы слов и формы, стараются наиболее полно и точно описать структуры языка, но взгляды учёных меняются, наука развивается. Мы привыкаем к определённым классификациям, однако это условное деление; абсолютно строгое и чёткое разграничение провести не всегда возможно: слова могут переходить из одной части речи в другую, в одних и тех же классах слов обнаруживаются грамматические признаки разных частей речи, границы между ними неустойчивые. Может быть, это недостаток языка? Нет, это признак высокого развития языка, его способности выражать тончайшие оттенки мысли, это грамматическая основа гибкости языка.

В заключение своей статьи о частях речи академик Л. В. Щерба писал: «...Я начинаю слышать тот стон, который идёт из учительских рядов «как всё это сложно! Неужели всё это можно нести в школу? Нам надо бы что-нибудь попроще, поотчётливее, попрактичнее...» К сожалению, жизнь людей не проста, и если мы хотим изучать жизнь, — а язык есть кусочек жизни людей, — то это не может быть просто и схематично. Всякое упрощение, схематизация грозит разойтись с жизнью, а главное, перестаёт учить наблюдать жизнь и её факты, перестаёт учить вдумываться в её факты»*.

* http://genling.ru "GenLing.ru — Общее языкознание.

Задание № 1

Вы прочитали текст, в котором в основном говорится о том, как

1) в одних и тех же классах слов обнаруживаются грамматические признаки разных частей речи;

2) развивается наука о языке;

3) отличить прилагательное от существительного;

4) выделить классы слов по лексическому и грамматическому значениям.

Ответ: 1

Задание направлено на проверку умения определять основную тему текста.

Задание № 2

Автор написал этот текст, чтобы

1) убедить читателя в том, что жизнь людей не проста;

2) убедить читателя в том, что язык есть кусочек жизни людей;

3) убедить читателя в том, что абсолютно строгое и чёткое разграничение частей речи провести не всегда возможно;

4) убедить читателя в том, что всякое упрощение, схематизация языка грозит разойтись с жизнью.

Ответ: 3

Задание направлено на проверку умения определять основную задачу речи текста.

Задание № 3

Прочитав текст, вы узнали, что

1) части речи отличаются по формальным признакам, особому оформлению слова;

2) слово военный может быть только прилагательным по своим формальным признакам;

3) слово золото определяет предмет, указывает на его качество, цвет, как прилагательное, следовательно, является именем прилагательным;

4) слова могут переходить из одной части речи в другую, в одних и тех же классах слов обнаруживаются грамматические признаки разных частей речи, границы между ними неустойчивые, что является недостатком языка.

Ответ: 1

Задание направлено на проверку умения находить информацию, факты, заданные в тексте в явном виде.

Задание № 4

Из текста понятно, что

1) через некоторое время классификация частей речи станет другой, более сложной;

2) слово пропасть может быть именем существительным, числительным, наречием, междометием;

3) русский язык — сложная развивающаяся система;

4) академик Л. В. Щерба сочувствует школьникам, которым приходится разбираться в очень сложном грамматическом материале.

Ответ: 3

Задание направлено на проверку умения понимать информацию, представленную в тексте в неявном виде.

Задание № 5

Прочитав текст, вы поняли, что «изучение языка не может быть простым и схематичным», потому что

1) язык — это часть жизни людей, а жизнь совсем не проста и не поддаётся схематизации;

2) существует много классификаций частей речи;

3) слова переходят из одного класса в другой;

4) русский язык постоянно изменяется, пополняется новыми словами.

Ответ: 1

Задание направлено на проверку умения формулировать на основе текста простые выводы.

Задание № 6

Если вы захотите побольше узнать о жизни и творчестве выдающегося лингвиста Л. В. Щербы, то какую книгу (статью) вам следует взять в библиотеке?

1) Пищальникова В. А., Потапов В. В. Лев Владимирович Щерба // Отечественные лингвисты XX века: Сб. статей / Отв. ред. Ф. М. Березин. Ч. 3. М., 2003. С. 123 — 148.

2) Щерба Л. В. Безграмотность и её причины. // Избранные работы по русскому языку. М.: Учпедгиз, 1957. С. 56 — 62.

3) Щерба Л. В. О частях речи в русском языке // Русская речь. Новая серия. Л., 1928. II. С. 5 — 27.

4) Щерба Л. В. Перспективы преподавания иностранных языков в школе // Иностранный язык в школе. М., 1944. С. 7 — 11.

Ответ: 1

Задание направлено на проверку умения определять примерное содержание незнакомой книги (статьи) по названию, типу справочного издания.

Задание № 7

Чтобы пересказать текст на уроке сжато, надо составить план, в котором будут выделены пункты только основной информации. Для этого в ответе укажите только те цифры, которыми обозначена самая важная информация.

1) Прилагательное от существительного отличают формальные признаки, особое оформление слова.

2) Всякое слово кажется простым, пока мы не заглядываем в него поглубже.

3) Классификации слов — это условное деление.

4) Слова могут переходить из одной части речи в другую, в одних и тех же классах слов обнаруживаются грамматические признаки разных частей речи.

5) Переход слов из одной части речи в другую — это признак высокого развития языка.

6) Всякое упрощение, схематизация языка перестаёт учить наблюдать жизнь и её факты, перестаёт учить вдумываться в её факты.

Ответ:

Задание направлено на проверку умения составлять простой план текста, видеть соотношение частей текста (1 — 6).

Задание № 8

Передайте содержание фрагмента текста в виде схемы: «Грамматическая основа гибкости языка».

Ответ:

Задание направлено на проверку умения преобразовывать информацию из одного вида в другой, на переработку информации.

1. Слова могут переходить из одной части речи в другую.

2. В одних и тех же классах слов обнаруживаются грамматические признаки разных частей речи.

3. Границы между ними неустойчивые.

Задание № 9

Автор текста считает, что грамматика помогает выражать тончайшие оттенки мысли. Согласны ли вы с автором? Свой ответ обоснуйте, используя информацию из прочитанного текста.

Ответ:

Задание направлено на проверку умения элементарно обосновать высказанное суждение, на проверку умения находить в тексте примеры, доказывающие приведённое утверждение; строить самостоятельное высказывание — рассуждение, в том числе и на основе знаний, полученных самостоятельно.

Задание №10

Какой из примеров, данных в тексте, вам особенно запомнился? Почему?

Ответ:

Задание направлено на проверку умения элементарно обосновать высказанное суждение; строить самостоятельное высказывание — рассуждение, самостоятельно подбирать и приводить аргументы для обоснования своей позиции.