Русский язык - Диагностические работы 8 класс - Н. Н. Соловьёва 2017
Синтаксис. Пунктуация. Культура речи
Слова, грамматически не связанные с членами предложения
• 1-й вариант •
• Часть А •
1. Укажите пример, не содержащий обращения. Знаки препинания внутри предложений не расставлены.
1) Вадька а откуда ты всё это знаешь? (С. Залыгин.)
2) У Саввы Пастуха он барских пас овец вдруг убывать овечки стали. (И. Крылов.)
3) Витя я уже пообещал что как только ты появишься приведу. (Б. Маканин.)
4) Олег давай поменяемся мне отсюда не видно. (Б. Токарева.)
Ответ: 2
2. Укажите слово, которое может выполнять роль вводного.
1) непременно
2) попеременно
3) без утайки
4) непрестанно
Ответ: 1
3. В каком предложении отсутствует вводное слово? Знаки препинания внутри предложений не расставлены.
1) Отслужив срок я пожалуй останусь в кадрах. (С. Залыгин.)
2) Людочка умолкла и кажется задремала. (Б. Астафьев.)
3) Ешь барыня ешь моя золотая! (М. Алексеев.)
4) Не то конечно беда что вода от растаявших валенок с печки натекла в ведро с молоком это что! (М. Пришвин.)
Ответ: 3
4. Какое предложение не содержит междометия? Знаки препинания внутри предложений не расставлены.
1) Голубушка как хороша! (И. Крылов.)
2) Ах я чем виноват? (И. Крылов.)
3) Ба! знакомые всё лица! (А. Грибоедов.)
4) Дети марш домой! (М. Горький.)
Ответ: 1
5. В какой схеме конструкции с прямой речью допущена ошибка?
1) «П», — а.
2) «П?» — а.
3) А: «П».
4) «П, — А, — П».
Ответ: 4
6. Расставьте знаки препинания, найдите вводные слова или словосочетания и укажите при помощи стрелочек их значение.
1) Он желал вероятно развеселить нас. (И. Тургенев.)
2) Как выражаются моряки ветер крепчал. (А Чехов.)
3) К счастью в стороне блеснул тусклый свет. (М. Лермонтов.)
4) Ибрагим проводил дни однообразные но деятельные следовательно не знал скуки. (А. Пушкин.)
указание на источник сообщения
указание на степень достоверности сообщаемого
выражение эмоционального отношения к сообщаемому выражение оценки, меры и степени, качества, указанного в сообщении
указание на последовательность изложения подчёркивание приёмов и способов выражения мыслей
Ответ: 1) указ, на степень достов.; 2) указ, на источник; 3) выраж. эмоц. отн.; 4) указ, на послед, излож.
7. Укажите при помощи стрелочек, в каких случаях выделенные слова являются вводными, в каких — похожими на них членами предложения или союзами. Знаки препинания внутри предложений не расставлены.
1) Богатство писательского словаря как говорится «дело наживное». (К. Паустовский.)
2) Давал три бала ежегодно и промотался наконец. (А. Пушкин.)
3) И кажется ему небо бездонным а солнце ослепляющим белым шаром.
4) Тучи затянули уж всё небо однако гроза не торопилась и всё замерло в ожидании её.
вводное слово (словосочетание)
член предложения:
— сказуемое
— обстоятельство
— дополнение
Союз
Ответ: 1) вводи, словосоч.; 2) обстоят.; 3) сказ.; 4) союз
8. Укажите предложение, в котором нет вставной конструкции. Знаки препинания внутри предложений не расставлены.
1) Слепой осёл в лесу с дороги сбился он в дальний путь было пустился. (И. Крылов.)
2) Ох как трудно если б вы знали! (С. Залыгин.)
3) Какой-то повар грамотей с поварни побежал своей в кабак он набожных был правил и в этот день по куме тризну правил, а дома стеречи съестное от мышей кота оставил. (И. Крылов.)
4) Только голубеющая осенняя дымка её зовут в народе «мга» затягивала плёсы на Оке и отдалённые леса. (К. Паустовский.)
Ответ: 2
9. Укажите при помощи стрелочек, какими частями речи являются выделенные слова.
1) Глаза девушки весело глядели из-под чёлки.
2) Детям было весело: они играли в снежки, валялись в снегу и катались на санках с горок.
3) Варенье горько: переложили цедры.
4) «Горько!» — кричали молодожёнам со всех сторон, наречие слово категории состояния краткая форма прилагательного частица междометие
Ответ: 1) нареч.; 2) слово кат. сост.; 3) крат, форма прилаг.; 4) междом.
10. Отметьте предложение с пунктуационной ошибкой.
1) Помните: «...Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку — вытянули репку»?
2) Репу ещё четыре тысячи лет назад выращивали в Древней Греции, Персии, Египте, позже в Риме, правда, относились к ней чаще всего как к еде для рабов и бедняков.
3) Наши предки кидали семена репы в остывшую золу после выжигания леса под пашню, а осенью получали удивительно плоские плоды, почему и родилась такая поговорка «В землю — блошкой, а из земли — лепёшкой».
4) Сеяли репу необычным способом: выплёвывали изо рта, потому что её семена очень мелкие.
Ответ: 3
• Часть В •
Прочитайте текст. Выполните задания, приведённые после него. Ответы на 12, 13, 15 — 18-й вопросы запишите, используя предоставленные для этого строки.
(1) Напуганный двумя дурными, по его мнению, предзнаменованиями, Важдага, наш провожатый, заявил, что идти дальше, без сомнения, означало бы подвергаться явной опасности. (2) Мы пытались его уговорить, и это, по всей вероятности, нам бы удалось, если бы один из нас не вздумал над ним подтрунивать. (3) Важдага рассердился, повернулся и быстро пошёл по тропе обратно. (4) Задерживать его теперь было, разумеется, совершенно бесполезно. (5) Через несколько минут он скрылся в чаще леса.
(6) Обсудив положение, мы решили продолжить наш путь без проводника, но, к великой нашей досаде, совсем потеряли тропу и не смогли её найти вторично. (7) Тогда, чтобы не заблудиться, мы направились к морю, но попали в глубокие овраги с очень ... склонами. (8) Один из нас чуть не сорвался. (9) К счастью, он успел вовремя ухватиться за корни старой ели. (10) Значит, надо было держаться от берега на таком расстоянии, чтобы срезать овраги в самых их верховьях. (11) Но так как они были разной величины, на их обход мы истратили много времени. (12) К несчастью, мы ещё попали в такой бурелом, что едва выбрались из этого места, сделав значительный крюк назад. (13) Взвесив все за и против, мы, наконец, решили идти прямо к морю, чтобы продолжить путь по намывной полосе прибоя. (По В. Арсеньеву.)
11. Определите тип речи текста.
1) повествование
2) повествование с элементами описания
3) рассуждение с элементами описания
4) описание
Ответ: 1
12. Из каких предложений мы узнаём о направлении движения путников?
Ответ: 7, 12, 13
13. Из каких предложений мы узнаём о тех трудностях и препятствиях, которые встретились путникам?
Ответ: 1, 6, 7, 8, 11, 12
14. Какое прилагательное пропущено в 7-м предложении?
1) крутыми
2) отвесными
3) неровными
4) заострёнными
Ответ: 1
15. Укажите номер предложения, в котором встречается обособленное приложение.
Ответ: 1
16. Выпишите вводные слова, указывающие на степень уверенности.
Ответ: без сомнения, по всей вероятности, разумеется
17. Выпишите вводное слово, которое в ином контексте может являться наречием и выполнять роль обстоятельства.
Ответ: наконец
18. Укажите номера простых предложений, в составе которых есть однородные сказуемые.
Ответ: 3, 6.
• 2-й вариант •
• Часть А •
1. Укажите пример, не содержащий обращения. Знаки препинания внутри предложений не расставлены.
1) Брат Артамон табачное зелье почитаю для человека вредным и богу неугодным. (Я Сейфуллина.)
2) Зачем же так скоро лето ты убегаешь от нас унося надолго тепло и солнечный свет?! (В. Астафьев.)
3) Тебе Кавказ суровый царь земли я посвящаю снова стих небрежный. (М. Лермонтов.)
4) Он порча он чума он язва здешних мест! (И. Крылов.)
Ответ: 4
2. Укажите слово, которое может выполнять роль вводного.
1) понарошку
2) по-воробьиному
3) действительно
4) как будто
Ответ: 3
3. В каком предложении отсутствует вводное слово? Знаки препинания внутри предложений не расставлены.
1) Минуя сводчатые переходы вы оказываетесь у какой-нибудь обитой железом дверцы и вместо слов Сезам отворись нажимаете кнопку звонка. (А. Корнилова.)
2) Крупных окуней бесспорно удить весело. (С. Аксаков.)
3) Жаль конечно жаль артиста! (Г. Семёнов.)
4) — Значит это и есть тот самый знаменитый петух подумал Вуквол. (Ю. Рытхэу.)
Ответ: 1
4. Расставьте знаки препинания, найдите вводные слова или словосочетания и укажите при помощи стрелочек их значение.
1) К счастью моему загадочная птица приближалась. (М. Пришвин.)
2) Я вам скажу отчего вы меня не заметили во-первых я беден а во-вторых смирился. (И. Тургенев.)
3) Эти глаза казалось были озарены какой-то магической властью. (М. Лермонтов.)
4) Журавль по словам охотников сильная птица. (С. Аксаков.) указание на источник сообщения
указание на степень достоверности сообщаемого
выражение эмоционального отношения к сообщаемому
выражение оценки, меры и степени, качества, указанного в сообщении
указание на последовательность изложения
Ответ: 1) выраж. эмоц. отн.; 2) указ. на послед. излож.; 3) указ. на степень достов.; 4) указ. на источник
5. Какое предложение не содержит междометия? Знаки препинания внутри предложений не расставлены.
1) Быть не может такого вообще!
2) Эй догоняй быстрей!
3) Вы тьфу совсем мне голову заморочили!
4) Жучка ату его чтоб не ходил где не нужно.
Ответ: 1
6. В какой схеме конструкции с прямой речью допущена ошибка?
1) «П», — а.
2) «П?» — А.
3) А: «П».
4) «П, — а, — п».
Ответ: 2
7. Укажите при помощи стрелочек, в каких случаях выделенные слова являются вводными, в каких — похожими на них членами предложения или союзами. Знаки препинания внутри предложений не расставлены.
1) Канонада стала слабее однако трескотня ружей сзади и справа слышалась всё чаще и чаще. (Л. Толстой.)
2) Ты никак гулять в такой дождь собрался?
3) Москва лежала перед ним в таинственном серо-сизом сумраке окутывавшем всё что было повыше двухэтажных зданий и казалась приплюснутой вдавленной в лужи. (М. Шолохов.)
4) К счастью тоже можно привыкнуть.
вводное слово (словосочетание)
член предложения:
— сказуемое
— обстоятельство
— дополнение
Союз
Ответ: 1) союз; 2) вводн. слово; 3) сказ.; 4) дополн.
8. Укажите предложение, в котором нет вставной конструкции. Знаки препинания внутри предложений не расставлены.
1) Ты представляешь конечно не представляешь потому что даже думать не можешь на эту тему что со мной случилось вчера?
2) Котлеты остыли есть такие котлеты просто невозможно пюре еле тёплое приобретало синевато-сероватый оттенок чай же вообще казался ледяным!
3) Быстро но горячо прошла в душе моей страсть иначе я не могу назвать её ловить и собирать бабочек. (С. Аксаков.)
4) Но-но подбадривает себя Ключарёв. (Б. Маканин.)
Ответ: 4
9. Укажите при помощи стрелочек, какими частями речи являются выделенные слова.
1) Браво! Всё складывается как нельзя лучше!
2) Лицо девушки прекрасно.
3) Все чувствовали себя прекрасно.
4) Бабушка, тебе плохо?
наречие
слово категории состояния
краткая форма прилагательного
частица
междометие
Ответ: 1) междом.; 2) крат. форма прилаг.; 3) нареч.; 4) слово кат. сост.
10. Отметьте предложение с пунктуационной ошибкой.
1) Бывало я крутил глобус, забавляясь, как мельтешат перед глазами океаны и страны.
2) Как-то я отыскал на глобусе Сталинград, который оказался малюсенькой точкой возле голубой ниточки Волги.
3) Я крутил глобус, глядел за окно на пронзительно белые сугробы и думал о том, что ведь есть же где-то жаркие страны.
4) В этих странах, пока у нас зима, люди ходят в одних трусах и не едят завариху, как мы, и солдаты в этих странах не лежат, коченея от мороза, в снегу. (По А. Лиханову.)
Ответ: 1
• Часть В •
Прочитайте текст. Выполните задания, приведённые после него. Ответы на 12, 13, 15 — 18-й вопросы запишите, используя предоставленные для этого строки.
Бледная поганка
(1) Конечно, отравиться можно и нормальным грибом, если это перестарок. (2) Утверждают, что в старости каждый гриб немного ядовит. (3) Но по-настоящему ядовит и беспощаден в наших лесах один только гриб — бледная поганка. (4) Бледную поганку можно сравнить только с гюрзой или коброй. (5) Пожалуй, даже она страшнее, потому что бывали всё же случаи, когда после укуса и этих змей человека спасали при помощи специальных сывороток. (6) Такие случаи, вероятно, очень редки, однако они зафиксированы в лечебной практике. (7) Зато, по данным медицины, не удалось ещё спасти ни одного человека, отравившегося бледной поганкой.
(8) Легче всего, мне кажется, её спутать с лесным шампиньоном. (9) Но, во-первых, шампиньоны в наших лесах почти не собирают, а во-вторых, тот, кто собирает, знает их признак, на сто процентов исключающий роковую ошибку. (10) Дело в том, что у шампиньонов нижняя сторона шляпки, то есть его пластинки, непременно розовые в молодости, даже сиреневатые, а потом и вовсе чёрные. (11) У бледной поганки они всегда белые, без ... оттенка.
(12) Бледной поганкой чаще всего отравляются в южных областях России, там, где лесов меньше, а значит, и грибы — редкость, например, в Орловской или Воронежской. (13) Там собирают зонтики и поплавки, очень похожие на бледные поганки.
(14) Вероятно, следует помнить правило (я думаю, вы не станете мне возражать), что лучше не съесть десяток-другой поплавков, чем съесть одну бледную поганку (конечно, если жизнь тебе дорога). (По В. Солоухину.)
11. Определите тип речи текста.
1) повествование
2) повествование с элементами описания
3) рассуждение с элементами описания
4) описание
Ответ: 3
12. Из каких предложений мы узнаём о грибах, которые похожи на бледную поганку?
Ответ: 8, 9, 10, 13
13. Какое предложение доказывает мысль, высказанную в 3-м предложении текста?
Ответ: 7
14. Какое прилагательное пропущено в 11-м предложении?
1) никакого
2) всякого
3) любого
4) малейшего
Ответ: 4
15. К какому типу односоставных предложений относится 2-е предложение?
Ответ: неопределённо-личные
16. Укажите предложение, в котором употреблены вставные конструкции.
Ответ: 14
17. Укажите предложение, в котором употреблены вводные слова, указывающие на источник сообщения.
Ответ: 7
18. Выпишите слово, которое выполняет роль противительного союза, но в ином контексте может выступать как вводное слово.
Ответ: однако
• 3-й вариант •
• Часть А •
1. Укажите пример, не содержащий обращения. Знаки препинания внутри предложений не расставлены.
1) Княгиня кажется не привыкла повелевать. (М. Лермонтов.)
2) Ты прости-прощай сыр-дремучий бор с летней волею с зимней вьюгою! (А Кольцов.)
3) Тебе Казбек о страж Востока принёс я странник свой поклон. (М. Лермонтов.)
4) Услышь меня хорошая услышь меня красивая заря моя вечерняя любовь неугасимая. (М. Исаковский.)
Ответ: 1
2. Укажите слово, которое может выполнять роль вводного.
1) по-моему
2) вдобавок
3) вкратце
4) вдруг
Ответ: 1
3. В каком предложении отсутствует вводное слово? Знаки препинания внутри предложений не расставлены.
1) Итак первый наш сеанс оказался не столько сеансом сколько тревожным подступом к нему. (С. Залыгин.)
2) А в лесу казалось шёл говор тысячи могучих хотя и глухих голосов о чём-то грозно перекликавшихся во мраке. (В. Короленко.)
3) Думать а иногда и размышлять разумеется полезно и в жизни весьма часто необходимо. (По В. Пелевину.)
4) По-настоящему ядовита и беспощадна в наших лесах только одна бледная поганка. (По В. Солоухину.)
Ответ: 4
4. Расставьте знаки препинания, найдите вводные слова или словосочетания и укажите при помощи стрелочек их значение.
1) Пишут что дескать этот автор не достоин называться классиком.
2) За провинность самое меньшее тебя не пустят с нами на прогулку.
3) Наша группа между прочим не согласилась с решением директора.
4) Это математическое уравнение таким образом невозможно решить без помощи специалистов.
указание на источник сообщения
указание на степень достоверности сообщаемого выражение эмоционального отношения к сообщаемому
выражение оценки меры и степени качества указанного в сообщении
указание на последовательность изложения
подчёркивание приёмов и способов выражения мыслей
Ответ: 1) указ. на степень достов.; 2) выраж. оценки меры и степени качества; 3) выраж. эмоц. отн.; 4) подчёркивание приёмов и способов выраж. мыслей
5. Какое предложение не содержит междометия? Знаки препинания внутри предложений не расставлены.
1) На помощь караул! Меня заливают!
2) Не стой на пути коли жизнь дорога!
3) Фи.. как это неприлично.
4) Боже мой вы ещё не готовы!
Ответ: 2
6. В какой схеме конструкции с прямой речью допущена ошибка?
1) «П», — а.
2) «П?» — а.
3) «П», — а. — «п».
4) «П, — а. — П».
Ответ: 3
7. Укажите при помощи стрелочек, в каких случаях выделенные слова являются вводными, в каких — похожими на них членами предложения или союзами. Знаки препинания внутри предложений не расставлены.
1) Однако будучи женщиной живого ума и чисто бунинского любопытства она не выдерживала тона и вскоре переводила разговор на совсем другие далеко не светские темы. (В. Катаев.)
2) С крыльев бабочки светились разноцветные огни а от дрожания её крыльев мальчику казалось что свет отходит от неё отдельно и звучит как зовущий его тихий голос. (А. Платонов.)
3) Дорога вела нас через пожелтевшие унылые поля уводила в край леса и наконец выпрыгивала на берег Оки. (К. Паустовский.)
4) Однажды будучи маленьким гимназистом я пришёл к глазному врачу разумеется не по собственному почину. (Ю. Олеша.)
вводное слово (словосочетание)
член предложения:
— сказуемое
— обстоятельство
— дополнение
Союз
Ответ: 1) союз; 2) сказ.; 3) обстоят.; 4) вводи, слово
8. Укажите предложение, в котором нет вставной конструкции. Знаки препинания внутри предложений не расставлены.
1) Случилось так что меня не интересует в жизни ничто ни политика ни наука ни философия ни забота о будущем счастье людей для меня вся жизнь заключается только в Вас. (По А. Куприну.)
2) Выразительный жест поднятая рука сжатый кулак резкое и быстрое движение и т. п. должен соответствовать смыслу и значению фразы или отдельного слова. (А. Кони.)
3) Переодевшись без торопливости он никогда не торопился Вронский велел ехать к баракам. (Я Толстой.)
4) Быстро но горячо прошла в душе моей страсть иначе я не могу назвать её ловить и собирать бабочек. (С. Аксаков.)
Ответ: 1
9. Укажите при помощи стрелочек, какими частями речи являются выделенные слова.
1) В помещении полно народу.
2) Только самые отважные путешественники смогли преодолеть этот перевал.
3) Тсс, здесь нельзя шуметь!
4) Жарко в комнате от натопленной печи.
наречие
слово категории состояния
краткая форма прилагательного
частица
междометие
Ответ: 1) нареч.; 2) частица; 3) междом.; 4) слово кат. сост.
10. Отметьте предложение с пунктуационной ошибкой.
1) Разговоры наши любил слушать внук лесника Ваня Малявин, мальчик лет пятнадцати.
2) Мальчик часто приходил к нам в деревню и приносил то кошёлки белых грибов, то бруснику, а то прибегал просто так — погостить у нас, послушать разговоры и почитать журнал «Вокруг света».
3) Однажды Ваня принёс маленькую, выкопанную с корнем берёзу.
4) — Это вам, сказал он и покраснел. — Подарок. Посадите её в деревянную кадку и поставьте в тёплой комнате — она всю зиму будет зелёная. (К. Паустовский.)
Ответ: 4
• Часть В •
Прочитайте текст. Выполните задания, приведённые после него. Ответы на 12, 13, 15 — 18-й вопросы запишите, используя предоставленные для этого строки.
Что такое грамотки?
(1) Грамотками принято называть письма, которые писали друг другу люди, жившие в XVII и начале XVIII века. (2) Конечно, от этого далёкого от нас времени их сохранилось совсем немного. (3) Но те письма, которые мы можем сегодня прочитать, могут рассказать много интересного о том, как человек учился передавать свою речь и мысли на бумаге.
(4) В то время почты ещё не было, поэтому грамотки обычно передавались с гонцом или через знакомого. (5) Касались они обычно лишь неотложных хозяйственных дел или деловых отношений.
(6) Вот, например, записка князя В. В. Голицына, который просит подготовить необходимые для работы документы. (7) «Василий Григорьевич, укажи, великий государь, дьяку Максиму Бурцову сидеть в Земском приказе с боярином Михаилом Петровичем Головиным. (8) Изволь им сказать, чтобы подали челобитие милости твоей».
(9) Наиболее интересны грамотки, авторами которых являлись самые обычные люди. (10) В них мы находим множество сведений о жизни в то время, а иногда и целые картины из старой жизни.
(11) Таково письмо, отправленное из Москвы в город Козьмодемьянск. (12) «Рыба послана самая добрая, только от летнего времени и от дальнего пути поиспортилась, и впредь летним путём присылать мне не надобно, только себе протор учинишь, а кому пошлёшь, тому не на пользу. (13) Писал я тебе наперёд сего, смалодушествовав, чтобы мне купить белки и горностая, а то всё не надобно. (14) Ведаешь, и прежнее носить есть что, а носить не для чего: не украсил Бог, а самому себя не украсить». (15) Грамотки написаны простым и ... языком. (16) Не принуждённость и непосредственность общения с адресатом позволяют окунуться в круговорот мелких и крупных проблем, из которых складывается жизнь обыкновенного человека. (По В. Ситникову.)
11. Определите тип речи текста.
1) повествование
2) повествование с элементами описания
3) рассуждение с элементами описания
4) описание
Ответ: 3
12. В каком предложении есть объяснение тому, почему грамотки передавались с гонцом или через знакомого?
Ответ: 4
13. Какие предложения указывают на ценность грамоток для нашего времени?
Ответ: 3, 10
14. Какое прилагательное пропущено в 15-м предложении?
1) незатейливым
2) безыскусным
3) примитивным
4) несложным
Ответ: 2
15. Укажите номер предложения, в котором употребляется обращение.
Ответ: 7
16. Укажите предложения, в которых употреблены вводные слова.
Ответ: 2, 6, 14
17. Перечислите номера простых предложений.
Ответ: 2, 5, 7, 10, 11, 15
18. Укажите номер простого предложения, в котором при однородных дополнениях используется разделительный союз.
Ответ: 5