Контрольные работы по русскому языку 8 класс к учебнику С. Г. Бархударова и др. - Е. Н. Груздева 2021
Итоговые работы
Вариант 1
1. Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить одну запятую.
1) В состав фразеологизма могут входить устаревшие слова или слова в переносном значении.
2) Он слышал только частые удары сердца да глухой шум крови в голове.
3) Сидящие на стульях и на столах и даже на двух подоконниках в комнате правления МАССОЛИТА серьёзно страдали от духоты.
4) Тучи устало ползут вверх и вниз забились в ущелья и дымно курятся там.
Ответ: 4
1) В состав фразеологизма могут входить устаревшие слова или слова в переносном значении.
2) Он слышал только частые удары сердца да глухой шум крови в голове.
3) Сидящие на стульях, и на столах, и даже на двух подоконниках в комнате правления МАССОЛИТА серьёзно страдали от духоты.
4) Тучи устало ползут вверх и вниз, забились в ущелья и дымно курятся там.
2. Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить двоеточие перед однородными членами.
1) Повсюду в кустах в траве пели птицы.
2) Кухня чуланы буфет всё было уставлено посудой.
3) Юные деревья всех пород ель сосна берёза растут тесно дружно.
4) Всё было мокро доски навесы развалины.
Ответ: 1, 3, 4
1) Повсюду: в кустах, в траве пели птицы.
2) Кухня, чуланы, буфет — всё было уставлено посудой.
3) Юные деревья всех пород: ель, сосна, берёза — растут тесно дружно.
4) Всё было мокро: доски, навесы, развалины.
3. Расставьте знаки препинания. Укажите, на месте каких цифр в предложениях должны стоять запятые.
Поспешно умываясь (1) и (2) с смирением одеваясь в самое своё дурное платье (3) и старенькую мантилью (4) содрогаясь от свежести (5) Наташа выходила на пустынные улицы (6) прозрачно освещённые утреннею зарёй.
Ответ: 4, 5, 6
4. Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений с уточняющими членами, являющимися обстоятельством времени.
1) Гроза началась вечером часу в десятом.
2) Вдоль камышей под вётлами плыли лодки.
3) В море у самой Отмели поблёскивают серебряные сельди.
4) Впереди версты за две от обоза белели длинные амбары.
Ответ:
1) Гроза началась вечером, часу в десятом.
2) Вдоль камышей, под вётлами, плыли лодки.
3) В море, у самой Отмели, поблёскивают серебряные сельди.
4) Впереди, версты за две от обоза, белели длинные амбары.
5. Замените словосочетание соломенная крыша, построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью Управление. Напишите получившееся словосочетание.
Ответ: крыша из соломы
Прочитайте текст и выполните задания
(1)В русских наших лесах, пожалуй, нет дерева мощнее и красивее зелёного дуба.
(2)Крепок ствол старого дуба, его развесистые ветви. (3)Когда-то, ещё в давние времена, дубов росло много в наших лесах. (4)Такие леса назывались дубравами. (5)Чистых дубрав осталось теперь очень мало. (6)С давних пор крепкая древесина дуба шла на различные нужды. (7)Из дубовых лесов строили некогда корабли. (8)Готовясь к Азовскому походу, царь Пётр под Воронежем, где было много дубрав, основал корабельные верфи.
(9)Ещё в раннем детстве моём я любил ходить туда, где росли развесистые дубы, под которыми летом цвели ландыши, созревала душистая земляника.
(10)Дуб — теплолюбивое и светолюбивое дерево. (11)В лесах далёкого севера дубов не увидишь. (12)На высоких горах Кавказа я видел много зелёных развесистых дубов. (13)Много старых дубов видел и в Беловежской Пуще. (14)Стволы старых дубов, покрытые жёсткой потрескавшейся корою, возносились высоко в небо. (15)Дикие свиньи — кабаны — собирали под ними жёлуди.
(По И. Соколову-Микитову)
1. Среди предложений 1 — 5 найдите предложение с вводным словом. Напишите номер этого предложения.
2. Среди предложений 1 — 6 найдите предложение с уточняющим членом. Напишите номер этого предложения.
3. Среди предложений 3 — 8 найдите простое односоставное предложение. Напишите его номер, определите тип.
4. Среди предложений 6 — 9 найдите простое предложение, осложнённое обособленным обстоятельством. Напишите его номер.
5. Графически объясните постановку тире в предложении 10.
6. Среди предложений 12 — 15 найдите простое предложение, осложнённое обособленным определением. Напишите его номер.
7. Выпишите грамматическую основу предложения 11.
Вариант 2
1. Расставьте знаки препинания. Укажите номер(-а) предложения(-ий), в котором(-ых) нужно поставить одну запятую.
1) В доме топили печь либо зажигали камин.
2) Он был не только поэтом но и неплохим живописцем.
3) В саду стали распускаться сирень и жасмин.
4) Ветер дул с севера и с запада и сносил даже крыши домов.
Ответ: 2
1) В доме топили печь либо зажигали камин.
2) Он был не только поэтом, но и неплохим живописцем.
3) В саду стали распускаться сирень и жасмин.
4) Ветер дул с севера и с запада и сносил даже крыши домов.
2. Расставьте знаки препинания. Укажите номер предложения, в котором нужно поставить тире после однородных членов.
1) Везде в саду на улицах в парках разливался сладкий запах цветущей черёмухи.
2) На чердаке мы нашли много старых вещей две керосиновые лампы фотоаппарат патефон.
3) В сад слетались разные птицы снегири синички воробьи вороны.
4) Ничто не могло остановить путешественников ни метель ни сильный ветер.
Ответ: 1
1) Везде: в саду, на улицах, в парках — разливался сладкий запах цветущей черёмухи.
2) На чердаке мы нашли много старых вещей: две керосиновые лампы, фотоаппарат, патефон.
3) В сад слетались разные птицы: снегири, синички, воробьи, вороны.
4) Ничто не могло остановить путешественников: ни метель, ни сильный ветер.
3. Расставьте знаки препинания. Укажите, на месте каких цифр в предложении должны стоять запятые.
Вернувшись на своё место (1) он облокотился на парту (2) и (3) подпирая подбородок руками (4) уставился в стену каменным взглядом (5) выражавшим страдание (6) дошедшее до последних пределов.
Ответ: 1, 3, 4, 5, 6
4. Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений с уточняющими членами, являющимися обстоятельством места.
1) Поезд пришёл на станцию «Луговая».
2) В саду почти у самой калитки выросли полутораметровые мальвы.
3) Прямо за лугом было поле.
4) Там у самой воды были норы.
Ответ:
1) Поезд пришёл на станцию «Луговая».
2) В саду, почти у самой калитки, выросли полутораметровые мальвы.
3) Прямо за лугом было поле.
4) Там, у самой воды, были норы.
5. Замените словосочетание деревянный забор, построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью Управление. Напишите получившееся словосочетание.
Ответ: забор из дерева
Прочитайте текст и выполните задания
(1)Конец ноября — самое грустное время в деревне. (2)Кот спал весь день, свернувшись на старом кресле. (3)Он вздрагивал во сне, когда тёмная вода хлестала в окна.
(4)Дороги размыло. (5)По реке несло желтоватую пену, похожую на сбитый белок. (6)Последние птицы спрятались под стрехи, и вот уже больше недели никто нас не навещал: ни дед Митрий, ни Ваня Малявин, ни лесничий.
(7)Лучше всего было здесь, в деревне, по вечерам. (8)Мы затапливали печи. (9)Шумел огонь. (10)Его багровые отсветы дрожали на бревенчатых стенах и на портрете художника Брюллова. (11)Откинувшись в кресле, он смотрел на нас и, казалось, о чём-то думал. (12)Ярко горели лампы, и всё пел и пел свою нехитрую песню медный самовар-инвалид.
(13)Как только его вносили в комнату, в ней сразу становилось уютно. (14)После чая, заваренного по особому рецепту, мы садились у печки и читали. (15)В такие вечера приятнее всего было читать очень длинные и трогательные романы Чарльза Диккенса или перелистывать тяжёлые тома журналов "Нива" и "Живописное обозрение" за старые годы.
(По К. Паустовскому)
1. Среди предложений 7 — 12 найдите предложение с вводным словом. Напишите номер этого предложения.
2. Среди предложений 6 — 11 найдите предложение с уточняющим членом. Напишите номер этого предложения.
3. Среди предложений 11 — 14 найдите сложное предложение, состоящее из двух односоставных предложений. Напишите его номер, определите типы входящих в него односоставных предложений.
4. Среди предложений 2 — 6 найдите простое предложение, осложнённое обособленным обстоятельством. Напишите его номер.
5. Графически объясните постановку тире в предложении 1.
6. Среди предложений 12 — 15 найдите простое предложение, осложнённое обособленным определением. Напишите его номер.
7. Выпишите грамматическую основу предложения 15.
Диктанты
Прохладную тишину утра нарушает только сытое квохтанье дроздов на коралловых рябинах, голоса да гулкий стук ссыпаемых в меры и кадушки яблок. В поредевшем саду далеко видна дорога к большому шалашу, усыпанная соломой. Всюду сильно пахнет яблоками. В шалаше устроены постели, стоит одноствольное ружьё, позеленевший самовар, в уголке — посуда. Около шалаша валяются рогожи, ящики, всякие истрёпанные пожитки, вырыта земляная печка.
В полдень на ней варится великолепный кулеш с салом, а вечером греется самовар. По саду расстилается длинной полосой голубоватый дым. В праздничные же дни около шалаша собирается целая ярмарка, и за деревьями поминутно мелькают красные уборы. Толпятся бойкие девушки в сарафанах, сильно пахнущих краской. Приходят барышни, румяные, важные, в своих красивых костюмах.
Тут подходят и мальчишки в белых рубашках и коротеньких порточках. Идут по двое, по трое, мелко перебирая босыми ножками, и косятся на лохматую овчарку, привязанную к яблоне.
Покупают, конечно, мало, всего на копейку.
(По И. Бунину)
Задания
1. Выполните синтаксический разбор выделенных предложений (по вариантам).
2. Выполните морфемный и морфологический разбор выделенных слов (по вариантам).
* * *
Песчаная отмель далеко золотилась, протянувшись от тёмного обрывистого берега в тихо сверкающую реку.
Вода живым серебром простиралась до другого берега, отражавшегося целиком высокими белыми меловыми обрывами гор. И белым облачкам находилось место в глубине, и синевшим пятнам неба. Только солнце не могло отразиться чётко и ярко и плавилось серебром по всей живой, играющей поверхности.
В синем просвете расступившихся гор золотились кресты издали белевшего монастыря. Но и монастырь отсюда кажется спокойным,
молчаливым, без звучащих колоколов. Только светлые, прозрачно набегающие морщины моют золотистый песок. Чуть приметно шевелятся тёмные листья задумчиво свесившихся над обрывом с размытыми весеннюю водою корнями деревьев.
Ясная, светлая, задумчивая улыбка лежит на облаках, на белых отражениях гор, на синеве неба, на серебряно-светлой, лениво-ласковой реке.
И эта тихая улыбка, эта задумчивость созерцания не нарушается присутствием человека. Всё заворожено тихой, ласковой, таинственной жизнью.
(По И. Бунину)
Задания
1. Выполните синтаксический разбор выделенных предложений (по вариантам).
2. Выполните фонетический разбор выделенных слов (по вариантам).