Скорая помощь по русскому языку - Рабочая тетрадь 8 класс Часть 1 - В. Д. Янченко Л. Г. Латфуллина 2016
Синтаксис. Пунктуация. Культура речи
7. Текст как единица синтаксиса
21. Прочитайте текст. Чем различаются единицы языка по своему назначению? Вставьте, где нужно, буквы на месте пропусков.
(1) Язык подобен многоэтажному _анию. Его этажи — ед_ницы: звук (фонема), морфема, слово, слов_сочетание, предл_жение, текст. И каждая из них занимает своё место в системе, каждая выполняет свою работу.
(2) Главное различие ед_ниц — в их функции, языковом назн_чении. Звук — это ед_ница воспр_ятия. Морфема — ед_ница зн_чения, мельчайшее вм_стилище понятия. Слово — назывная ед_ница, главное сре_ство наименования. Словосоч_тание — мельчайшая ед_ница, в которой обнаруживают_ся грам_атические закон_мерности. Предложение — ед_ница для выр_жения мысли. Текст — такая ед_ница языка, крупнее которой нет. (М. Панов)
Опираясь на текст (2-я часть), запишите, какие различия единиц языка отмечает автор. Строки в пунктах 4, 5, 6 вы заполните после изучения тем «Текст», «Словосочетание», «Предложение».
1) Звук — это ... .
2) Морфема — это ... .
3) Слово — это ... .
4) Словосочетание — это ... .
5) Предложение — это ... .
6) Текст — это ... .
Ответ
§ 7. Текст как единица синтаксиса
22. Вспомните основные признаки текста. Прочитайте данную ниже запись. Является ли она текстом? Если нет, то исправьте её так, чтобы получился текст, и запишите его.
Жил на свете. Молодой человек. Чрезвычайно ленивый. И, сколько он себя помнил. Чтобы его жизнь протекала. Он всегда мечтал о том. Между прогулкой на яхте и гольф-клубом, между обеденным столом и очень большим диваном.
Но вот беда. Денег, необходимых для такой замечательной жизни. У него не было. Ему пришлось очень трудно. И он решил. Во что бы то ни стало. Чтобы больше никогда не зарабатывать. Заработать так много денег. Он закончил школу. Когда он устроился на работу. С репутацией отъявленного бездельника. Его дважды отчисляли из университета за пропуски занятий. У его коллег появилась ещё одна обязанность — будить его при появлении начальства.
Ответ
23. Прочитайте текст о мироощущении*, вставьте, где нужно, буквы на месте пропусков. Расставьте недостающие знаки препинания. Найдите в выделенных словах ошибки и, если они есть, исправьте их. Определите тему текста, основную мысль и озаглавьте его. Сократите текст и краткий вариант запишите.
*Мироощуще́ние — отношение человека к окружающей действительности, обнаруживающееся в его настроениях, чувствах, поступках.
...
Может быть это и есть одна из самых важных задач искус_тва — открывая человеку доброе в нём самом, делать людей светлее и лу_ше.
Очень часто говорят и пишут о Паустовском как о мастере пейзажа. Природа у К. Паустовского не рама в которую вставлен_о действие, она источник характеров, а сам человек — это часть природы осмысливающий через неё самое себя. Как точно сказал об этом мироощущении современ_ик Паустовского поэт Николай Заболоцкий:
И сам я был не детище природы,
Но мысль её! Но зыбкий ум её!
Паустовский прекрасно понимал что в природ_ неодушевлённой присутствием человека нет и неможет быть н_ пр_красного н_ безобразного. Заканчивая «Золотую розу» одну из самых поэтических книг написан_ых о творчеств_ Паустовский говорит: «Природа будет действовать на нас со всей своей силой только тогда когда мы вн_сём в ощущение её своё человеческое начало когда наше душевное сост_яние наша любовь наша радость или печаль придут в полное соотве_ствие с ней и нельзя уже будет отделить свежесть утра от света любимых глаз и мерный шум леса от размышлений о прожитой жизни». (А. Горловский)
Ответ