Тренажёр по русскому языку ко всем действующим учебникам 8 класс - Т. Н. Назарова 2020


Однородные члены предложения

1. Подчеркните грамматические основы данных предложений. Найдите в предложениях однородные члены, объясните расстановку знаков препинания между ними2.

2 При выполнении этого и подобных ему заданий рекомендуется графически обозначать изучаемое явление (однородные члены предложения, обособленные члены, обращение, вводные слова и т. п.)

1) Копали археологи землю, копали-копали, да так ничего и не выкопали. (Ю. Домбровский)

2) Всепроникающий запах ладана царит не только в храмах и церквах, но и на улицах Христианского квартала. (Д. Рубина)

3) Мотоциклисты как появились, так и пропали — незаметно. (В. Аксёнов)

4) Ни месяца, ни звёздочек в небе. (Ю. Коваль)

5) Трактирщик то помогал некоторым, то отбегал в сторону и командовал. (В. Быков)

6) Она сидела в третьем или четвёртом ряду, совсем близко от сцены. (Ф. Искандер)

7) Мы постояли немного, помолчали и снова пошли потихоньку краем поля. (Ю. Коваль)

8) Осенним дождливым вечером старый остров в парке притих и утонул в воспоминаниях. (Л. Городнёва)

9) Приходило время обеда, из окон высовывались мамы и бабушки и звали детей. (В. Токарева)

10) Во все стороны высоко разлетелись мелкие брызги, и среди этих брызг на мгновение возникла крошечная радуга. (С. Георгиев)

Ответ

2. Подчеркните грамматические основы данных предложений. Найдите в предложениях однородные члены, расставьте знаки препинания.

1) Накрепко навсегда крестьянин сроднился с лесом. (Г. Островский)

2) Белый передник поварихи аккуратно зашит заштопан. (С. Прокофьева)

3) Глубокая ночь застала нас в разговорах о протекшем веке о великой Екатерине о ссоре прусского короля с его камергером. (К. Батюшков)

4) Прилетел сел на ольху серый рябчик принялся вертеть головой посвистывать. (Г. Горышин)

5) Из лесу доносился необыкновенно острый запах можжевельника багульника хвои вянущего листа. (Г. Горышин)

6) Ветер завывал в печной трубе шевелил на крыше осиновую щепу бил трепал деревья. (Ю. Коваль)

7) Греки собирались отрядами садились на корабли отправлялись за море основывать новые греческие поселения на иноземных берегах. (М. Гаспаров)

8) Спартанские мальчики ели впроголодь ходили круглый год в одном плаще спали на жёстком тростнике. (М. Гаспаров)

9) Высунулось из-за облаков солнце вспыхнуло глянцем на камнях и пошло переливаться вокруг всеми цветами радуги играть в воздухе разбрызгивать по листве блескучий лак и жаркими губами тянуть тянуть из земли воду. (X. Рульфо)

10) От Тониных быстрых движений от серенького пальто с узким меховым воротничком вокруг шеи от порозовевшего лица веет талым снегом весенней уличной свежестью. (Е. Носов)

Ответ

3. Подчеркните грамматические основы данных предложений. Найдите в предложениях однородные члены, расставьте знаки препинания.

1) Уж не медовый а грибной запах держится на дне оврага. (В. Солоухин)

2) Дед понял его сомнение но не обиделся. (Е. Фёдоров)

3) Княгиня Сан-Донато одиноко бродила по пышным но неуютным залам дворца. (Е. Фёдоров)

4) Понёс я воду домой да по дороге поскользнулся воду расплескал. (Ю. Коваль)

5) Брат его был чудаковатый холостяк однако превосходный офицер. (Д. Гранин)

6) Он ничего не мог понять сердился однако обнаружить своё незнание не хотел. (Е. Фёдоров)

7) Его редко ругали зато ещё реже хвалили. (Ф. Искандер)

8) Эта машина давно известна во Франции а также в Англии. (Е. Фёдоров)

9) Ваши казаки ведь люди военные тоже никаких правил признавать не хотят. (Е. Фёдоров)

10) Старый офицер быстро обернулся тоже засиял весь. (Е. Фёдоров)

Ответ

4. Подчеркните грамматические основы данных предложений. Найдите в предложениях однородные члены, расставьте знаки препинания.

1) Для древних греков земля это не только тёмные силы но и тёмная мудрость. (М. Гаспаров)

2) Древние люди научились обмениваться не только товарами но и идеями знаниями искусством. (К. Булычёв)

3) Тогда немало гранитных глыб сложили не только на берегу Невы но и вокруг стройки и на самой площади. (Е. Фёдоров)

4) Демидовское железо славилось не только на своей земле но и за границей. (Е. Фёдоров)

5) Черепанов должен был не только наблюдать за сохранностью плотины но и следить за работой водяных колёс. (Е. Фёдоров)

6) В эту минуту Селезню стало жаль не столько хозяина сколько себя. (Е. Фёдоров)

7) Античность оставила нам в наследство тысячи как неразгаданных тайн так и решённых. (К. Булычёв)

8) Сын Миронка как был так и остался в рабстве. (Е. Фёдоров)

9) Мастер хотя и молчит но своё дело знает. (Е. Фёдоров)

10) Французик хотя и не показывал виду но изрядно трусил перед заводчиком. (Е. Фёдоров)

Ответ

5. Подчеркните грамматические основы данных предложений. Найдите в предложениях однородные члены, расставьте знаки препинания.

1) Медведь поглядывал то на хозяина то на егеря. (Е. Фёдоров)

2) Ветер то скромно трогает листочки на деревьях то устраивает из листьев маленькие хороводики в углах у стен домов у водосточных труб. (Р. Рома)

3) Её изящная фигурка в простом белом платье то мелькала в тени деревьев то заливалась ярким золотым светом. (А. Куприн)

4) То ли от унижения то ли от грустного раздумья почувствовал он себя страшно усталым. (Е. Фёдоров)

5) То ли радоваться то ли плакать? (Е. Фёдоров)

6) К Олимпийским играм не допускались ни рабы ни варвары. (М. Гаспаров)

7) Однако ни бешеная езда ни широкие степные просторы не приносили забвения. (Е. Фёдоров)

8) Однако ни свежесть ни сияние радостного летнего дня не могли успокоить Никиту Акинфиевича. (Е. Фёдоров)

9) Не боялся он ни жестоких морозов ни свирепой пурги ни лесного мрака. (Е. Фёдоров)

10) Николенька шагнул вперёд и стоял перед князем ни жив ни мёртв. (Е. Фёдоров)

Ответ

6. Подчеркните грамматические основы данных предложений. Найдите в предложениях однородные члены, расставьте знаки препинания.

1) Море и небо за круглым окном посветлели. (С. Прокофьева)

2) Мальчик с помощью ножа извлёк наконечник копья и теперь был снова вооружён. (Р. Итс)

3) Лебеди всё махали крыльями и счастливо трубили пролётным своим собратьям. (Г. Горышин)

4) Рождение царевича праздновали трёхдневным торжеством при колокольном звоне и пушечной пальбе. (А. Пушкин)

5) Бояре с неудовольствием смотрели на потехи Петра и предвидели нововведения. (А. Пушкин)

6) В этих спорах звучали и горечь и боль и дерзость. (Е. Фёдоров)

7) О весне народом сложены и погудки и присловья и песни. (А. Стрижёв)

8) Лебеди выгибали шеи и опрокидывались в воду и запускали клювы в ещё не растаявший донный ил. (Г. Горышин)

9) На противоположной стороне неба нежный отблеск пурпура и оранжевых красок и всех цветов радуги. (Н. Гарин-Михайловский)

10) В лесу крестьянин добывал зверя и птицу пушнину и смолу воск и дикий мёд. (Г. Островский)

Ответ

7. Подчеркните грамматические основы данных предложений. Найдите в предложениях однородные члены, расставьте знаки препинания.

1) Сквозь частокол мачт в гавани береговая линия вылетала плавной дугой и вдали упиралась в зелёный холм с обугленной горбушкой старинного каменного форта. (Д. Рубина)

2) Только на глухих озерках да в тихих речных заводях уныло плавали одинокие уточки-подранки да обессиленный лебёдушка. (Е. Фёдоров)

3) Осенний ветер-листобой ухватил сосну за макушку поднажал в горб да и вывернул с корнем. (Ю. Коваль)

4) Пришлось обрезать виноградные лозы или подвязывать их. (Ал. Алтаев)

5) Уникальности человеческой речи не противоречат современные открытия «дельфиньего языка» или звуковых сигналов «братьев наших меньших» из мира животных. (Р. Итс)

6) Мы или от кого убегаем или кого догоняем? (В. Быков)

7) Мы с Катей или сидим под роялем или начинаем кружиться по комнате под звуки музыки. (П. Романов)

8) Летом дядюшка уходил либо далеко в горы либо в леса. (А. Варламов)

9) От света луны всё казалось либо голубым либо зелёным либо пепельным. (Ю. Домбровский)

10) Во время радости опасности или волнения сердце сжимается либо начинает учащённо биться. (С. Логинов)

Ответ

8. Подчеркните грамматические основы данных предложений. Найдите в предложениях однородные члены, расставьте знаки препинания.

1) Быстро растопила весна снег даже в самых укромных местах прогнала бурливые ручьи и принялась сушить землю и тащить из неё траву и цветы. (Ю. Нагибин)

2) Иеромонах Симеон Полоцкий и иеромонах же Димитрий занимались при дворе Алексея Михайловича астрологическими наблюдениями и предсказаниями. (А. Пушкин)

3) Скоро намерение государя сделалось известно его подданным и произвело общий ужас и негодование. (А. Пушкин)

4) В героических былинах песнях и сказках сохранилось яркое и полнокровное представление о древней «деревянной» Руси. (Г. Островский)

5) Лебеди уже пролетели над Свирью и камышами опустились без шума на проблеснувшее водяное оконце и замерли. (Г. Горышин)

6) В такой вечер хорошо забраться с ногами на диван включить лампу и читать толстую книгу о далёких путешествиях с трудностями и опасностями. (Л. Матвеева)

7) Многие стрельцы были спасены ходатайством Лефорта и разосланы в Сибирь Астрахань Азов и другие города. (А. Пушкин)

8) Я стоял перед нею и вспоминал горячую зелёную скамейку в городском саду и раскалённый гравий на дорожках и тяжёлых медлительных шмелей в кусте шиповника... (Н. Чуковский)

9) Мальчик долго не мог заснуть и всё вспоминал стремительную походку властный баритон узкие глаза актёра Певцова и свой страх за него и радость и восхищение его игрой. (Р. Рома)

10) Человек давно достиг самых высоких северных широт и проник в небесные высокогорья сумел преобразовать коралловые и вулканические острова научился жить в долинах исполинских и коварных рек приспособился к жизни в пустыне и тайге. (Р. Итс)

Ответ

9. Подчеркните грамматические основы данных предложений. Найдите в предложениях однородные члены, расставьте знаки препинания.

1) В сани понесли и наложили шуб больших платков и валенок. (П. Романов)

2) Зимой и летом ночью и в непогоду он уходил в горы в тайгу и там был как у себя дома. (Е. Фёдоров)

3) Библиотекарь привычно заботился о своём богатстве и оберегал его от пыли и сырости от крыс и пожаров. (В. Быков)

4) Сбоку сзади и окрест по-прежнему гремела и пылала осада. (В. Быков)

5) Дрогнули и поплыли к дверям школы гладиолусы розы лилии золотые шары и хризантемы над головами первоклассников. (М. Кононов)

6) Поют жаворонки и падают на землю взлетают поднимаются и снова поют. (А. Зимин)

7) Я наклонялся и нюхал цветы останавливался и слушал жаворонка разговаривал с родниковым ручьём забирался на камень-валун и глядел на дальние синие леса и озёра. (А. Зимин)

8) С деревьев падали крупные капли и звонко щёлкали по крыше палатки по опавшим листьям и по нашим пустым корзинкам. (А. Зимин)

9) И носки и палки и озеро казались мне необыкновенными и не виданными никем в мире. (Ю. Коваль)

10) Огородники скотоводы садовники и рыбаки привозят в деревянных ящиках и плетёных корзинах на рынок овощи мясо фрукты и рыбу и ставят всё прямо на мостовые и тротуары. (Д. Холендро)

Ответ

10. Подчеркните грамматические основы данных предложений. Определите, что соединяет союз И (однородные члены предложения или части сложносочинённого предложения), расставьте знаки препинания.

1) Огромные вековые кедры чёрная берёза и китайский ясень сплетали над дорогой ветвистые вершины. (М. Эгарт)

2) Журавлиные крики раздавались ближе и душа странно трепетала в ответ этим звукам. (А. Эртель)

3) Наполовину вытаявший месяц изредка мелькал в просветах изодранных быстрых туч и тогда были видны красивые шатры стогов. (А. Ким)

4) Повсюду валялись доски брёвна опрокинутые столбы вырванные с корнем кусты и травы. (М. Эгарт)

5) Я метнулся с тропинки сделал два огромных прыжка и остановился как вкопанный. (В. Курочкин)

6) Вставало солнце и золотые волны шли от него до самого носа корабля. (С. Прокофьева)

7) Солнце садилось уже который час всё никак не могло сесть и висело низко над горизонтом. (А. и Б. Стругацкие)

8) На грядках зеленели ростки огурцов картофельная ботва капустная и помидорная рассада. (А. Шаров)

9) Топот замер в отдаленье и лишь колесо в ночной тиши продолжало шуметь и вертеться. (А. К. Толстой)

10) Слепящая молния обрушивается на сквер и тотчас за ней вторая оплетает самое высокое дерево. (А. и Б. Стругацкие)

Ответ

11. Подчеркните грамматические основы данных предложений. Определите, что соединяет союз И (однородные члены предложения или части сложносочинённого предложения), расставьте знаки препинания.

1) В живописи П. П. Кончаловского Новгород воплотился в пейзажах портретах и больших картинах быта того времени. (Н. Кончаловская)

2) Причины их ссор были мне неизвестны и я мог о них только догадываться. (Н. Чуковский)

3) Испокон веков русский человек селился в лесистых местах и по берегам рек и озёр. (Г. Островский)

4) Под кровом избы жили одной семьёй деды отцы сыновья и внуки. (Г. Островский)

5) Князь бросил мельнику горсть денег оторвал от дерева уздечку коня своего вскочил в седло и застучали в лесу конские подковы. (А. К. Толстой)

6) Ошмётки снега из-под копыт летели через передок дровней попадали на лицо и Егор смахивал их варежкой. (Б. Воробьёв)

7) Тонкая наблюдательность в Гарине-Михайловском прекрасно сочетается с умением передать свои наблюдения и впечатления в виде увлекательнейших описаний очерков рассказов. (Б. Зайчиков)

8) С окон с потолков с люстр свешиваются пучки разноцветных нитей и поэтому зал несколько напоминает подводную пещеру. (А. и Б. Стругацкие)

9) Солнце уже высоко и снег прекратился и на горизонте из утреннего тумана возникают силуэты новых и новых всадников. (А. и Б. Стругацкие)

10) «Уважение к жизни» вот корень всех философий универсальная этика чётко и кратко сформулированная мудрость для разумного млекопитающего под названием Человек. (Б. Песков)

Ответ

12. Подчеркните грамматические основы данных предложений. Найдите в предложениях однородные члены, расставьте знаки препинания.

1) Ледяные порывы смели снежные горки с ветвей выстудили воздух до минус десяти и разогнали тучи. (Б. Каретникова)

2) Ветер то волочил рисунок по земле то поднимал его вверх и кружил в воздухе вместе со столбом пыли. (С. Прокофьева)

3) На западе морская вода розовела под лучами низкого солнца алела и понемногу окрашивалась в винно-красный цвет. (М. Эгарт)

4) Коля не то что-то пробормотал не то всхлипнул вскочил с кровати и пулей выскочил в коридор. (Б. Пелевин)

5) Глаза у короля были ясные смелые гордые умные великодушные и чуть- чуть задумчивые. (С. Прокофьева)

6) Покои тётушки в самом деле оказались не только жилыми но и уютными и привлекали взор своим старинным добротным убранством. (Е. Фёдоров)

7) В комнате были только скамья два стула стол и какие-то растения у окна. (Н. Крашенинников)

8) Особенности поведения трёхпалой чайки развились под влиянием гнездования на отвесных скалах по всему северному Приполярью Америки Европы и Азии. (И. Акимушкин)

9) Берега то отдельными зелёными холмами жмутся к реке то вдруг раздвинутся и уже где-то далеко иззубривают горизонт. (Н. Гарин-Михайловский)

10) Победителя Олимпийских игр на родине осыпали наградами ставили в честь его статуи выбивали его имя на стенах выбирали для почётных поручений содержали и хоронили на государственный счёт. (М. Гаспаров)

Ответ

13. Подчеркните грамматические основы данных предложений. Найдите в предложениях однородные члены, расставьте знаки препинания.

1) Беседа должна заключаться в обмене мыслями и впечатлениями а не в показе ораторских способностей принимающих в ней участие людей. (А. Панченко)

2) Я обязан матери не только прямо унаследованными чертами характера но и основополагающими качествами своей человеческой и творческой личности. (Ю. Нагибин)

3) Яблоки были твёрдые гладкие очень приятные на ощупь ярко-красные с пятнышками тёплой зелени где-нибудь на боку или у круглой впадины возле черенка. (А. Ким)

4) Победа присуждалась владельцу лошади или колесницы а не всаднику или вознице. (М. Гаспаров)

5) С тактом но напористо профессор доказывал царю выгоду постройки рельсовой дороги от Казани до Москвы а затем и до самого Санкт-Петербурга. (Е. Фёдоров)

6) Обычно караваны барок с товарами отстаивались зиму в Рыбинске или в Твери а весной следовали дальше. (Е. Фёдоров)

7) Холодный ветер нанёс ворохи серых туч и с раннего утра по переменке хлестал по земле то дождём то липким снегом. (В. Астафьев)

8) Под зелёными сводами из ольхи ив и осин выносится речка Векса на бескрайние просторы чернолесья с твёрдыми и мягкими породами деревьев а затем устремляется на полевые просторы. (А. Стрижёв)

9) Поезд то проваливается в бездну то вытягивается вверх и повисает в воздухе то летит по прямой со звоном и замиранием. (Б. Ямпольский)

10) Москва была не только политическим и экономическим центром но и средоточием культурных ценностей и оказала огромное влияние на развитие зодчества и искусства всей Руси. (П. Пинчуков и Б. Зайцев)

Ответ

14. Расставьте в тексте недостающие знаки препинания.

Вижу широкие донские степи с витающим над ними нестерпимо резким и таким дурманящим запахом полыни и чабреца. Вижу белые стены хат под тяжёлыми камышовыми шапками крыш стройное течение незамутнённого Дона, прозванного издревле тихим, и его берега — то в зарослях чакана то в нежно-жёлтых песчаных плёсах с набегающей на них ласковой волной то в жалобно изогнувшихся плакучих ивах; вижу кобчика, лениво застывшего в небе, белых чаек над пенящимся гребешком волны, и память относит меня к тем далёким временам, о каких мог знать только понаслышке, к тем временам, когда жили мои деды и прадеды на древнем и героическом сто раз воспетом тихом казачьем Дону.

(По Г. Семенихину)

Ответ