Русский язык 8 класс - Тематические тесты - Н. А. Сенина 2014


Обособленные члены предложения

Обособленные определения

Вариант 1

1. Укажите предложение, осложнённое обособленным

определением.

1) Можно сделаться большим художником, имея вовсе даже небольшой талант (М. Пришвин).

2) В неодетом лесу всё было видно насквозь: гнёзда разных птиц, сами поющие птицы, соловьи с булькающими горлышками, зяблики, дрозды.

3) Молодой сарыч*, огромно-нелепый и вялый, вылетел из чащи на поляну и неумело сел на самый нижний сук дерева (М. Пришвин).

4) Сливаясь с темнотою леса, надвинулись тучи (И. Бунин).

Ответ: 3

* Са́рыч — хищная птица семейства Ястребиных.

2. Укажите предложение, осложнённое обособленным определением, выраженным причастным оборотом.

1) Как только друг ушёл от меня и я оглянулся вокруг себя, внимание моё остановил старый пень, весь истыканный пустыми еловыми шишками (М. Пришвин).

2) Лисица, лохматая, озабоченная, мелькнула в тростниках (М. Пришвин).

3) Строительство началось в районе, богатом полезными ископаемыми.

4) Серпик луны, довольно уже толстенький, несколько задержался над чёрным бором (М. Пришвин).

Ответ: 1

3. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, обозначающие запятые при обособленном определении?

Блюдца лилий и нити,(1) идущие от них в глубину,(2) так грациозны,(3) что представляется,(4) будто возникли они от удара тонкого музыкального пальца по клавишам фортепьяно (М. Пришвин ).

1) 1, 3

2) 1, 2

3) 2, 3

4) 2, 4

Ответ: 2

4. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Ели(1) засыпанные снегом(2) стояли(З) как алебастровые(4) и весь день сменяли цвет от розового до голубого,

1) 1, 2

2) 1, 2, 4

3) 3, 4

4) 1, 2, 3, 4

Ответ: 1

5. Укажите правильное объяснение постановки запятой или её отсутствия в предложении

Цепенел тёплый сонный воздух () напоённый пряным ароматом болотных трав и хвои (И. Бунин).

1) запятая ставится: выделяется причастный оборот, стоящий после определяемого слова

2) запятая ставится: выделяется сравнительный оборот

3) запятая ставится: выделяется деепричастный оборот

4) запятая не ставится: простое предложение ничем не осложнено

Ответ: 1

6. Укажите предложение, постановка запятой в котором определяется правилом «Определение обособляется, если относится к личному местоимению».

1) Белка, вспугнутая, действительно бросилась вверх по осине вместе с добычей, но не задержалась, а перелетела на ёлку и там спряталась.

2) Светляки золотистыми изумрудами тлели под кустами, задрёмывающими под таинственный шёпот кузнечиков (И. Бунин).

3) Сегодня мороз небольшой, корки не было, и мы, утомлённые, только к восьми часам вернулись с охоты.

4) Тропинка обрывается, из-под неё показывается колея, наполненная водой (М. Пришвин).

Ответ: 3

7. Укажите предложение, осложнённое обособленным несогласованным определением.

1) Листик, самый маленький, на паутине спустился к реке и вот крутится, вот крутится! (М. Пришвин)

2) Одна половина сада была в тени, далеко лежавшей от дома, а другая, освещённая, чётко белела под звёздным небом тихой зимней ночи.

3) Сила, сильнее его воли, сбросила его оттуда (И. Тургенев).

4) Ещё долго я оборачивался и глядел на сизые зубцы скал, вознёсшихся над обрывом к югу и вырезавшихся на фоне пустого голубого неба (И. Бунин).

Ответ: 3

8. Укажите предложение, в котором определение обособляется (знаки препинания не расставлены).

1) Треугольником дрожащего расплавленного золота висела на востоке Венера.

2) Бесконечная волнистая равнина сгустившихся облаков развернулась перед моими глазами.

3) И только звёзды и курганы слушали мёртвую тишину на степи и дыхание людей позабывших во сне далёкие дороги (И. Бунин).

4) Стёртая каблуками до свинцового блеска чугунная лестница вела вверх.

Ответ: 3

9. Укажите предложение, в котором определение не обособляется (знаки препинания не расставлены).

1) Крылья грачей перелетавших над жнивьями блестели и лоснились (И. Бунин).

2) Далёким миражом вырисовались нежно-чёткие фиолетовые вершины уходящие друг за другом к востоку.

3) За логом следует подъём на покатую гору залитую зелёными овсами а с горы открывается вид на новый лог (И. Бунин).

4) Я глядел в вечереющую даль заливных лугов и почти слышал звонкие девичьи голоса около белых хат.

Ответ: 4

10. В предложении Под этой толстой шинелью билось сердце страстное и благородное (М. Лермонтов) определение не обособляется, так как оно

1) стоит перед определяемым словом и не имеет добавочного обстоятельственного значения

2) входит в состав сказуемого

3) стоит после неопределённого местоимения

4) тесно связано по смыслу с определяемым словом

Ответ: 4

11. Укажите предложение, часть которого соответствует схеме

Image

(Знаки препинания в предложениях не расставлены.)

1) Тут были заливные болотистые лужки и мелкая степная речка извивавшаяся по ним делала много широких затонов густо заросших зелёными щётками травы.

2) Это было бледное крошечное создание напоминающее цветок выросший без лучей солнца (В. Короленко).

3) Тихая ночь вся золотистая от полумесяца стоявшего над горой мешалась с тонким светом зари чуть алевшем на востоке.

4) В побледневшей темноте вырастали влево от нас огромные и угрюмые силуэты тополей в дачных садах спускавшихся к морю (И. Бунин).

Ответ: 2

12. Установите соответствие между условием обособления определения и предложением и запишите ответ.

1. Обособляются два или несколько одиночных определений, стоящих после определяемого слова.

2. Обособляется определение, относящееся к личному местоимению.

3. Обособляется определение с зависимыми словами, стоящее после определяемого слова.

4. Обособляется определение, стоящее перед определяемым существительным и имеющее добавочное обстоятельственное значение.

A. Хорошо знавший деревенскую жизнь, Бунин приходил в ярость от надуманного изображения народа.

Б. Босая, маленькая, стояла она перед ним, шептала что-то (И. Бунин).

B. Мох, ярко-зелёный, крупно-звёздный, с частыми бурыми молоточками, спешит укрыть голые проталинки.

Г. Речка пересохла совершенно, мостики деревьев, когда-то поваленных водой, остались (М. Пришвин).

Ответ: 1 В, 2 Б, 3 Г, 4 А

Прочитайте текст и выполните задания 13 — 15.

(1)В ёлках жилище пауков бывает под лапкой, часто перетянутой паутиной, чтобы хвоинки не пропускали дождя. (2)Точно так же устроено и в можжевельниках. (3)До чего тяжела становится паутина с росой, что ветки можжевельника сгибаются аркой, а цветочки, притянутые пауками к строительству, иногда сгибаются до самой земли.

(4)В заутренний час были построены пауком все радиусы круга, и на них у концов обведено уже несколько кругов. (5)Мне показалось, что радиусы сделаны из более тонкого материала, чем круги, но, возможно, это обманывала роса, сохранившаяся на кругах. (6)О большой тонкости лучей-радиусов говорит ещё то, что паутинный круг, покрытый росой, в центре своём кажется пустым, хотя, если присмотреться ближе, частые радиусы вовсе не обрываются, а сходятся в точку.

(По М. Пришвину)

13. Сколько в данном тексте обособленных определений?

Ответ: 4

14. Укажите номера предложений, в которых отсутствуют обособленные определения.

Ответ: 2, 4

15. В приведённом ниже предложении из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при обособленных определениях.

До чего тяжела становится паутина с росой,(1) что ветки можжевельника сгибаются аркой,(2) а цветочки,(3) притянутые пауками к строительству,(4) иногда сгибаются до самой земли.

Ответ: 3, 4

Вариант 2

1. Укажите предложение, осложнённое обособленным определением.

1) На траве, седой от росы, был большой след, который я принимал за след человека (М. Пришвин).

2) Вечерами безмятежнее и ещё слаще, чем днём, заливались жаворонки.

3) С полей пахло свежестью, зацветающими травами, медовой пылью жёлтого донника* (И. Бунин).

4) Сегодня наблюдал, как гаечка**, не выпуская червяка, присела на сучок отдохнуть (М. Пришвин).

Ответ: 1

* Донник — медоносное душистое растение семейства Бобовых с белыми или жёлтыми цветками.

** Гаечка — вид мелких синиц.

2. Укажите предложение, осложнённое обособленным определением, выраженным причастным оборотом.

1) Вчера горячие лучи солнца не совсем ещё покончили с новым льдом, и он, тонкий, острый, остался широкой лентой у берегов (М. Пришвин).

2) Звон колокола, чистый и нежный, доносился до нас, сладко было слушать его, сидеть и чувствовать ласку солнца на лице.

3) Половина луга, ещё озарённая солнцем, дрожала и сияла в стеклянной, переливающейся золотом сети, — редкий крупный дождь сыпался торопливо и шумно (И. Бунин).

4) Хмель местами вовсе обвил ольху и черёмуху, и одна зелёная ветвь, пробиваясь из-под хмеля, старого, прошлогоднего, была похожа на Лаокоона* (М. Пришвин).

Ответ: 3

* Лаокоо́н — в греческой мифологии жрец Аполлона в Трое. Во время Троянской войны предостерегал троянцев от введения в город троянского коня. Задушен вместе с сыновьями двумя змеями, которых послала богиня Афина, помогавшая грекам.

3. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, обозначающие запятые при обособленном определении?

Когда же солнце слегка задёрнулось одной из туч,(1) в поле,(2) над широкой равниной,(3) влажно зеленеющей всходами и пестреющей паром,(4) нежно засинел воздух (И. Бунин).

1) 1, 4

2) 2, 3

3) 1, 2, 3, 4

4) 3, 4

Ответ: 4

4. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Мелкорослый сад (1) состоявший из акаций и сирени (2) заглохший в лопухах (3) и чернобыльнике (4) шёл вниз (И. Бунин).

1) 1, 2, 3

2) 1, 2, 4

3) 1, 2, 3, 4

4) 1, 3, 4

Ответ: 2

5. Укажите правильное объяснение постановки запятой или её отсутствия в предложении

Упоённый мечтами о завтрашнем путешествии в деревню () я засыпал (И. Бунин).

1) запятая ставится: выделяется причастный оборот, стоящий после определяемого слова

2) запятая ставится: выделяется причастный оборот, относящийся к личному местоимению

3) запятая ставится: выделяется деепричастный оборот

4) запятая не ставится: простое предложение ничем не осложнено

Ответ: 2

6. Укажите предложение, постановка запятой в котором определяется правилом «Определение обособляется, если оно отделено от определяемого слова другими членами предложения».

1) Земля, разрыхлённая муравьиной работой, сверху покрылась брусникой.

2) Осиновые опушки были теплее и глубже берёзовых, на них было множество птиц, бегающих по земле и распевающих на деревьях.

3) Бабочка, совсем чёрная, с тонкой белой каймой, сядет и становится, как моль, — треугольником (М. Пришвин).

4) Оледенелая дорога уходила прямо в чистое море воды и оттуда показывалась вместе с весенними облаками, преображённая и прекрасная.

Ответ: 4

7. Укажите предложение, осложнённое обособленным несогласованным определением.

1) Лес, молчаливый, тёмный, тянулся на много вёрст вокруг (И. Бунин).

2) Стёпка, с зазубренной ложкой в руках, занял своё место в дыму около котла (А. Чехов).

3) Три пруда, поросшие камышом и водяными лилиями, украшают Тригорский парк.

4) Озеро ещё дремало, как дремали и косые паруса лодок, столпившихся у города (И. Бунин).

Ответ: 2

8. Укажите предложение, в котором определение обособляется (знаки препинания не расставлены).

1) Светляки золотистыми изумрудами тлели под кустами задрёмывающими под таинственный шёпот кузнечиков (И. Бунин).

2) Даже берёзы и рябины стояли сонные в окружавшей их знойной истоме (Д. Мамин-Сибиряк).

3) Ничем не отдалённый и не прикрытый шёпот ветвей раздавался близко и отчётливо.

4) В саду запахло оцепеневшей на солнечном припёке черёмухой.

Ответ: 1

9. Укажите предложение, в котором определение не обособляется (знаки препинания не расставлены).

1) Половина луга ещё озарённая солнцем дрожала и сияла в переливающейся золотом сети дождя.

2) И всё цепенел тёплый сонный воздух напоённый пряным ароматом болотных трав и хвои.

3) На опустевшей платформе тонко блестели длинные полоски дождевой воды голубой от неба (И. Бунин).

4) В наступившей после грозы тишине слышен был стук падавших с веток деревьев капель.

Ответ: 4

10. В предложении Вытащенные на берег рыбачьи лодки образовывали на белом песке длинный ряд тёмных килей определение не обособляется, так как оно

1) стоит перед определяемым словом и не имеет добавочного обстоятельственного значения

2) входит в состав сказуемого

3) стоит после неопределённого местоимения

4) выражено причастным оборотом, относится к определительному, указательному или притяжательному местоимению и тесно с ним связано

Ответ: 1

11. Укажите предложение часть которого соответствует схеме

Image

(Знаки препинания в предложениях не расставлены.)

1) Небо казалось голубой необъятной внутренностью огромного шара наполненного хрустальной жидкостью.

2) Я оглядывался и видел раскрасневшееся лицо моего спутника и голубую ширь вольно и спокойно лежавшую среди покатых гор покрытых желтеющими лесами и виноградниками.

3) Под влиянием покоя бледнели воспоминания древности неразлучно связанные с киевскими местами и уступали место впечатлениям новой жизни переполняющей теперь берега Днепра (И. Бунин).

4) На село расположенное в долине легла широкая прохладная тень закрывающая запад.

Ответ: 2

12. Установите соответствие между условием обособления определения и предложением и запишите ответ.

1. Обособляется определение, стоящее перед определяемым существительным и имеющее добавочное обстоятельственное значение.

2. Обособляется определение с зависимыми словами, стоящее после определяемого слова.

3. Обособляется одиночное определение, стоящее после определяемого слова, с уточняющим значением;

4. Обособляются определения, относящиеся к личному местоимению.

А. Из темноподвальных этажей леса через ольху, повитую хмелем, и крапиву выбираешься наверх к цветущему лугу с бабочками.

Б. Подавленный тоской, подгоняемый ветром, я бессильно брёл по улицам (И. Бунин).

В. Покрытые белыми цветами, яблони напоминали девушек в подвенечных платьях.

Г. Тогда трясогузка, заинтересованная, побежит по краешку штабеля и с уголка заглянет на тебя.

Ответ: 1 B, 2 А, 3 Г, 4 Б

Прочитайте текст и выполните задания 13 — 15.

(1)Лес был небольшой, но красивый, особенно ежели принять во внимание, что вокруг него была бедная местность: поля да косогоры, кое-где посёлки у оврагов, дубовые кусты в лощинах. (2)Правда, поля были волнистые и сменялись лугами. (3)Оттого, что лес давно не подчищали, в нём было много густого подседа* — орешников, осинников и молодых берёзок. (4)Были, кроме того, овраги, где громоздились серые камни, были провалы, заросшие глухой крапивой; мелкий пруд, окружённый верболазами**, позабытый пчельник и старая сторожка — почерневшая изба с горбатой крышей. (5)Пустые деревянные ульи на пчельнике, прикрытые камнями и похожие на грибы, стали от времени голубовато-серого цвета, а в сторожке покосились окна, двери и даже самые стены...

(По И. Бунину)

* Подсед — нижний слой растений на лугах, в лесах.

** Верболаз, или ива лавролистная, — куст или дерево до 13 м высотой.

13. Сколько в данном тексте обособленных определений?

Ответ: 4

14. Укажите номера предложений, в которых нет обособленных определений.

Ответ: 1, 2, 3

15. В приведённом ниже предложении из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при обособленных определениях.

Пустые деревянные ульи на пчельнике,(1) прикрытые камнями и похожие на грибы,(2) стали от времени голубовато-серого цвета,(3) а в сторожке покосились окна,(4) двери и даже самые стены,..

Ответ: 1, 2

Обособленные приложения

Вариант 1

1. Укажите предложение, осложнённое обособленным приложением.

1) На лугах все цветочки связаны паутиной и непременно висит паучья ловчая сеть, в росе похожая на кружево (М. Пришвин).

2) С грустью смотрел я на удаляющиеся от нас Каневские горы (И. Бунин).

3) Теперь на поляне следа не осталось человеческого: всё поросло мхом и вереском, сухими цветами — бессмертниками.

4) Большая сова, беззвучно описав дугу, пала вниз и плавно потонула в чаще ветвей.

Ответ: 3

2. Укажите предложение, осложнённое обособленным нераспространённым приложением.

1) Труды К. Д. Ушинского, великого русского педагога, являются выдающимся вкладом в отечественную и мировую педагогику.

2) Нас встретил сухощавый пожилой охотник, настоящий отшельник (К. Паустовский).

3) Дядя Сандро и тётя Катя, его жена, сидели за низеньким столом и обедали (Ф. Искандер).

4) Пётр Алексеевич Примо, архитектор, пятое лето занимал этот дачный дом.

Ответ: 4

3. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, обозначающие запятые при обособленном приложении?

Вы получите кислицу,(1) или заячью капусту ,(2) изящное,(3) милое растеньице,(4) украшающее тенистые,(5) преимущественно хвойные леса.

1) 1, 2, 4

2) 2, 4

3) 3, 5

4) 2, 5

Ответ: 1

4. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Д. С. Лихачёв занялся защитой памятников(1) ещё в 50-е годы вслед за Н.Н. Ворониным(2) замечательным археологом(З) и историком архитектуры.

1) 1

2) 2

3) 3

4) 2, 3

Ответ: 2

5. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Смеялся даже Шурик(1) Авдеенко(2) самый мрачный человек(3) нашего класса(4) которого я спас от неминуемой двойки (Ф. Искандер).

1) 1, 3

2) 1, 4

3) 2, 3

4) 2, 4

Ответ: 4

6. Укажите правильное объяснение постановки запятой или её отсутствия в предложении.

Современник Чехова () Гиляровский по характеру своему был, конечно, человеком не тогдашнего, чеховского времени (К. Паустовский).

1) запятая ставится: выделяется определение

2) запятая ставится: выделяется приложение

3) запятая ставится: выделяется сравнительный оборот

4) запятая не ставится: простое предложение ничем не осложнено

Ответ: 2

7. Укажите предложение, постановка запятой в котором определяется правилом «Приложение обособляется, если относится к личному местоимению».

1) В 1933 году я почти ежедневно бывал у замечательного литературоведа, моего учителя Бориса Михайловича Эйхенбаума, помогал ему.

2) Герасиму, как отличному работнику, тут же дали в руку косу (И. Тургенев).

3) Не успел я взойти на Гремячую гору и оглядеться, как Надежда Павловна, жена сторожа, рассказала мне о Петре.

4) В своё время я, инженер-теплотехник, всерьёз увлекался германской мифологией.

Ответ: 4

8. Установите соответствие между условием обособления приложения и предложением и запишите ответ.

1. Приложение, относящееся к личному местоимению.

2. Распространённое приложение, относящееся к имени нарицательному.

3. Распространённое приложение, относящееся к имени собственному и стоящее после него.

4. Приложение, присоединяемое словами по имени, по фамилии и т. п.

5. Приложение, выраженное именем собственным, поясняющее или уточняющее нарицательное существительное.

A. Гляжу на единственное во всей пойме деревце — вяз перед моим окном, вижу, как перелётные птички присаживаются на него.

Б. Одна из дочерей тёти Маши, Маяна, заканчивала готовить мамалыгу и перекручивала в чугунном котле тугой и упругий замес (Ф. Искандер).

B. Отправился со Старостиным сыном и другим крестьянином, по имени Егор, на охоту (И. Тургенев).

Г. И. М. Сеченов, талантливый естествоиспытатель, является основоположником русской физиологической школы.

Д. Сам человек работящий, он не выносил лени во всех её видах.

Ответ: 1 Д, 2 А, 3 Г, 4 В, 5 Б

9. Укажите предложение, часть которого соответствует схеме

Image

(Знаки препинания в предложениях не расставлены.)

1) Довелось мне как-то побывать на Бородинском поле вместе с замечательным человеком реставратором Николаем Ивановичем Ивановым (Д. Лихачёв).

2) Всё поросло мхом и вереском сухими цветами бессмертниками из-под ног с треском вылетают кузнечики-трескунки.

3) И теперь двое дядей по отцу и Иван Маркович дядя по матери решают задачу (А. Чехов).

4) Рыбаки из бригады Григория Афанасьевича Шадрина совсем было приуныли (В. Астафьев).

Ответ: 3

Прочитайте текст и выполните задания 10 — 12.

(1)По зорям от широкого лона реки, от её неоглядных берегов и синеющих далей веяло такой здоровой свежестью, такою ароматною влагой — крепким запахом дубовой зелени, что, казалось, с каждым вздохом впитываешь в себя молодость и бодрость. (2)Плавно отдавалась медленному течению наша барка, а навстречу ей двигалась многоводная ширь Днепра, там и сям тяжело плыли огромные плоты, а на них хлопотали за работами люди, раздавались бойкие крики, говор и песни. (3)И, щурясь от яркого солнца, я не сводил глаз с этой величавой реки, извивающейся больше чем на две тысячи вёрст по древним местам русского царства. (4)Вид наших гребцов, голубоглазых, покорных и ласковых белорусов, напоминал мне бедную родину Днепра — болота Смоленской губернии. (5)Там таинственно зарождается он маленькою речкою и бежит среди дремучего Полесья, там растёт он, сливаясь с таинственными притоками в глуши и синеватом сумраке сосновых дебрей, и уже величавым и полноводным появляется в этой мирной и весёлой Украине, благословенной стране земледелия и сельской жизни.

(По И. Бунину)

10. Сколько в данном тексте обособленных приложений?

Ответ: 4

11. Укажите номер предложения, в котором есть два обособленных приложения.

Ответ: 4

12. В приведённом ниже предложении из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при обособленных приложениях.

Там таинственно зарождается он маленькою речкою и бежит среди дремучего Полесья,(1) там растёт он,(2) сливаясь с таинственными притоками в глуши и синеватом сумраке сосновых дебрей,(3) и уже величавым и полноводным появляется в этой мирной и весёлой У крайне,(4) благословенной стране земледелия и сельской жизни.

Ответ: 4

Вариант 2

1. Укажите предложение, осложнённое обособленным приложением.

1) Свет зари, погасающей за деревней, ещё слабо разливался по двору (И. Бунин).

2) Штейн, молодой учёный, готовящийся к отъезду, к научной экспедиции в тропические страны, мысленно жил уже не в Берлине.

3) В лесу гулко, перебивая друг друга, заливались соловьи.

4) Широчайшая плотина лежит между двумя великолепными прудами, отражающими в своих зеркалах эти дубы и вечернее небо (И. Бунин).

Ответ: 2

2. Укажите предложение, осложнённое обособленным нераспространённым приложением.

1) Анатолий Шаткин, молодой кандидат медицинских наук, привил себе вирус трахомы, чтобы другие люди никогда не болели этой ужасной болезнью!

2) Вечером, когда мы, ребятишки, катались на санках, с другой стороны реки послышались тревожные крики (В. Астафьев).

3) Вдали показывалась пристань — маленький красный домик, выстроенный на барке (А. Куприн).

4) Николай Спафарий, русский посланник в Китай, побывавший на Байкале в 1675 году, по-своему объясняет название озера.

Ответ: 2

3. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, обозначающие запятые при обособленном приложении?

Иванушка-дурачок,(1) древний и вечный сказочный персонаж в русском фольклоре,(2) отправляется по белу свету за справкой,(3) которой было бы удостоверено,(4) что он вовсе не дурак.

1) 1, 2

2) 1, 3

3) 2, 3

4) 1, 4

Ответ: 1

4. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

В самом лучшем из номеров гостиницы жил некто(1) Кондратьев(2) красивый высокий блондин(3) с огромными выхоленными усами.

1) 1

2) 2

3) 3

4) 2, 3

Ответ: 2

5. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Ещё девятилетним мальчуганом Ганнибал Барка(1) впоследствии выдающийся полководец(2) поклялся своему отцу(3) карфагенскому правителю (4) вечно бороться с угрожавшим Карфагену Римом.

1) 1, 2

2) 3, 4

3) 1, 3, 4

4) 1, 2, 3, 4

Ответ: 4

6. Укажите правильное объяснение постановки запятой или её отсутствия в предложении.

Как охотник () я, конечно, чувствую больше жалости к убиваемым животным, чем люди, живущие далеко от природы (М. Пришвин).

1) запятая ставится: выделяется приложение

2) запятая ставится: выделяется сравнительный оборот

3) запятая не ставится: простое предложение ничем не осложнено

4) запятая ставится: выделяется определение

Ответ: 1

7. Укажите предложение, постановка запятой в котором определяется правилом «Распространённое приложение обособляется, если относится к имени собственному и стоит после него».

1) Я не поверил искренности Анны Васильевны, когда она, бессребреница, заговорила о деньгах (М. Пришвин).

2) При том же я, как человек неоригинальный, не заслуживаю особенного внимания.

3) В. В. Стасов, известный русский музыкальный критик, сыграл огромную роль в борьбе за народность в русской музыке.

4) Душной ночью, в купе вагона, мой сосед, маленький нервный человек, рассказал мне странную историю (М. Горький).

Ответ: 3

8. Установите соответствие между условием обособления приложения и предложением и запишите ответ.

1. Приложение, относящееся к личному местоимению.

2. Распространённое приложение, относящееся к имени нарицательному.

3. Распространённое приложение, относящееся к имени собственному и стоящее после него.

4. Приложение, присоединяемое словами по имени, по фамилии и т. п.

5. Приложение, выраженное именем собственным, поясняющее или уточняющее нарицательное существительное.

A. Андрей Анисимович Родиончиков, работник краеведческого музея, ведёт нас по аллее на самую высокую точку Куликова поля.

Б. Один из сыновей, Миша, заведует опытной ихтиологической станцией на озере Великом (К. Паустовский).

B. Он был горек и духовит, этот крылатый, степной, восточный ветер (М. Шолохов).

Г. С первых же рассказов «чудик», этот неизменный герой Василия Шукшина, отправляется в долгий и нелёгкий поиск истины.

Д. Была у Ермолая легавая собака, по прозванию Балетка (И. Тургенев).

Ответ: 1 В, 2 Г, 3 А, 4 Д, 5 Б

9. Укажите предложение, часть которого соответствует схеме

Image

(Знаки препинания в предложениях не расставлены.) 1) А однажды поселилась в чащобе косогора пожалуй одна из самых скрытных зверушек белогрудая куница (В. Астафьев).

2) Ещё прекраснее и милее казалась мне теперь родина великого народного поэта Тараса Шевченко.

3) Наконец один из детдомовцев высокий голубоглазый паренёк со значком на куртке протолкался вперёд (В. Астафьев).

4) Николай Григорьевич немолодой уже человек кладовщик по роду занятий каждую субботу ходит на вокзал и расспрашивает приезжих мужиков.

Прочитайте текст и выполните задания 10 — 12.

(1)3асмеялась Красота. (2)Как можно не восторгаться ею? (3)Как можно пренебречь ею — красавицей вселенной? (4)Как можно не любоваться ею — первою и единственною в мире обладательницею всех прелестей?

(5)Взглянула в зеркало царица, и зеркало отразило её лицо, белое, как снег, отразило алые щёчки — два лепестка розы, синие глазки — две лучистые звезды, золотые кудри — сноп солнечных лучей, пурпуровый ротик — цветок мака... (6)Так воспевали невольницы красоту царицы, и такою увидела себя она сама в отражении зеркала.

(По Л. Чарской)

Ответ: 3

10. Сколько в данном тексте обособленных приложений?

Ответ: 6

11. Укажите номера предложений, в которых нет обособленных приложений.

Ответ: 1, 2, 6

12. В приведённом ниже предложении из прочитанного текста пронумерованы все знаки препинания. Выпишите цифры, обозначающие знаки препинания при обособленных приложениях.

Взглянула в зеркало царица,(1) и зеркало отразило её лицо,(2) белое,(3) как снег,(4) отразило алые щёчки —(5) два лепестка розы,(6) синие глазки —(7) две лучистые звезды,(8) золотые кудри —(9) сноп солнечных лучей,(10) пурпуровый ротик —(11)цветок мака...

Ответ: 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11

Обособленные обстоятельства и дополнения

Вариант 1

1. Укажите предложение, осложнённое обособленным обстоятельством, выраженным деепричастным оборотом.

1) Надо учиться ходить по лесу, оглядывая деревья с самого низу и до верху, а то обыкновенно смотришь или вниз, или прямо перед собой (М. Пришвин).

2) За садом начинался лес, и широкий луг переходил в узкие овраги, каменистые и изрытые весеннею водою.

3) Всё было неопределённо и на земле, и в небе, всё смягчено лёгким сумраком ночи и всё можно было разглядеть в полусвете непогасшей зари (И. Бунин).

4) Несмотря на морозы, на реке ещё встречаются цветущие лилии, а маленьких мелких цветочков на воде целые поляны (М. Пришвин).

Ответ: 1

2. Укажите предложение, осложнённое обособленным дополнением.

1) В юности он писал песни, подражая Дельвигу и Кольцову, называл её в своих стансах* Валентиной.

2) Прикрыв глаза, мы долго слышали только однообразное журчание воды, бегущей вдоль бортов лодки.

3) Вместо глубоких стремнин** и обрывов, я увидел необозримый океан белых застывших волн, сияющих под солнцем.

4) Белые гуси с металлически-звонкими криками, распустив крылья и шумно бороздя воду, тяжело шарахнулись в тростники. (И. Бунин)

* Ста́нсы — стихотворение, каждая строфа которого представляет законченное смысловое и синтаксическое целое.

** Стремни́на — место в реке, потоке с бурным стремительным течением.

Ответ: 3

3. Укажите предложение, в котором обособленное обстоятельство не выражено деепричастным оборотом.

1) Гром грохотал над крышей, гулко возрастая и разражаясь треском, когда мелькала красноватая молния (И. Бунин).

2) Ровная, накатанная дорога, мягко серея в муравке, бежала вдаль (В. Вересаев).

3) Я медленно продвигался вперёд, осторожно ступая по траве, чтобы не хрустнул сучок (В. Вересаев).

4) Благодаря всему этому, я очень долго пробыл в пути до Киева (И. Бунин).

Ответ: 4

4. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, обозначающие запятые при обособленном обстоятельстве?

Скопа,(1) рыбный хищник,(2) прилетела и,(3) высматривая себе внизу добычу,(4) останавливалась в воздухе,(5) пряла крыльями (М. Пришвин).

1) 1, 2, 3, 4, 5

2) 1, 2

3) 3, 4

4) 3, 5

Ответ: 3

5. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые? (Знаки препинания расставлены частично.)

Глядя на огоньки(1) и в долину(2) медленно расходятся старики, и на горе, близ дороги, остаются одни тёмные ветряки(3) с неподвижно распростёртыми крыльями (И. Бунин).

1) 1, 2

2) 2

3) 2, 3

4) 3

Ответ: 2

6. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Слабый ветер пронёсся( 1) с запада(2) ласково пригнув(3) головки полевых цветов(4) погнал волны по ржи и зашумел в густых липах сада.

1) 1, 3

2) 2, 4

3) 1, 3, 4

4) 2, 3

Ответ: 2

7. Укажите правильное объяснение постановки запятой или её отсутствия в предложении

Море гудело под ними грозно () выделяясь изо всех шумов этой тревожной и сонной ночи (И. Бунин).

1) запятая ставится: выделяется деепричастный оборот

2) запятая ставится: выделяется одиночное деепричастие

3) запятая ставится: выделяется причастный оборот

4) запятая не ставится: простое предложение ничем не осложнено

Ответ: 1

8. Укажите предложение, в котором обстоятельство не обособляется (знаки препинания не расставлены).

1) Перламутрово-голубые стрекозы с треском распускают длинные стеклянные крылышки вылетая из горячей травы.

2) На закате шёл дождь полно и однообразно шумя по саду вокруг дома.

3) Густые чащи сочной зелени у раскрытых окон стояли не шелохнувшись.

4) Потом скользя по мокрым глинистым тропинкам и остаткам деревянных лестниц мы стали спускаться к сверкающему пеной прибою (И. Бунин).

Ответ: 3

9. Укажите правильное объяснение отсутствия обособления обстоятельства в предложении В темноте чьи-то глаза смотрели на меня не мигая.

1) деепричастие имеет значение наречия

2) деепричастие входит в состав фразеологизма

3) деепричастие включено в однородный ряд членов предложения

4) деепричастие тесно связано с глаголом-сказуемым

Ответ: 1

10. В каком варианте ответа правильно указаны и объяснены запятые?

Махая шляпами(1) провожающие уходят(2) и(3) оборачиваясь(4) кланяются уже с искренней приветливостью (И. Бунин).

1) 1, 2, 3, 4 — выделяются два деепричастных оборота

2) 1, 2, 3, 4 — выделяются деепричастный оборот и одиночное деепричастие

3) 1, 3, 4 — выделяются деепричастный оборот и одиночное деепричастие

4) 1, 3, 4 — выделяются два деепричастных оборота

Ответ: 3

11. В каком варианте ответа правильно указаны и объяснены запятые?

Поезд подошёл к станции(1) дрогнув(2) остановился(3) и замер(4) мгновенно погрузившись в сон.

1) 1, 2, 3, 4 — выделяются два деепричастных оборота

2) 1, 2, 3, 4 — выделяются одиночное деепричастие и деепричастный оборот

3) 1, 2, 4 — выделяются одиночное деепричастие и деепричастный оборот

4) 1, 3, 4 — выделяются два деепричастных оборота

Ответ: 3

12. Установите соответствие между условием обособления обстоятельства или дополнения и предложением и запишите ответ.

1. Обособляется одиночное деепричастие.

2. Обособляется оборот со значением исключения.

3. Обособляется деепричастный оборот.

4. Обособляется оборот со значением замещения.

A. Широкие круги, плавно перекатываясь, закачались и пошли к реке... (И. Бунин)

Б. Вместо голых утёсов, я увидел около себя зелёные горы и плодоносные деревья.

B. У всех, за исключением командира, дела шли хорошо.

Г. Позёвывая, выползла из своей норы в каменистом овраге лисица, вышла на лунный свет и осторожно потянула по скату.

Ответ: 1 Г, 2 В, 3 А, 4 Б

Прочитайте текст и выполните задания 13 — 15.

(1)На обширной поляне парка стояли одни тёмно-зелёные, широковетвистые дубы. (2)Тут обыкновенно собирались дачники. (3)Теперь большинство их, чиновники, шли по дороге, пролегающей между дубами, к железнодорожной станции. (4)Барышни в пёстрых лёгких платьях и мужчины в чесуче*, пройдя мимо Натальи Борисовны, углублялись по узкой дороге в лес.

(5)И Наталья Борисовна снова почувствовала себя хорошо и покойно на этой дачной поляне, раскланиваясь со знакомыми и садясь на скамейку под свой любимый дуб. (6)Она откинулась на её спинку, развернула книгу и, ещё раз оправив складки платья, принялась за чтение. (7)Иногда она тихо поднимала голову, улыбалась и переговаривалась с дачницами, расположившимися под другими дубами, и опять не спеша опускала глаза на статью...

(По И. Бунину)

* Чесуча́ — плотная шёлковая ткань, обычно желтовато-песочного цвета.

13. Укажите номера предложений, в которых есть обособленное обстоятельство.

Ответ: 4, 5, 6

14. В приведённом ниже предложении из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при обособленном обстоятельстве.

Она откинулась на её спинку,(1) развернула книгу и,(2) ещё раз оправив складки платья,(3) принялась за чтение.

Ответ: 2, 3

15. Укажите номер предложения, соответствующего схеме

Image

(На схеме отсутствуют второстепенные необособленные члены предложения.)

Ответ: 4

Вариант 2

1. Укажите предложение, осложнённое обособленным обстоятельством.

1) Когда солнце, обогнув крышу, заглянуло на сосульку, мороз исчез (М. Пришвин).

2) Взволнованный, я часто возвращался мыслями в эту беленькую хату (И. Бунин).

3) Серп месяца, мутно-красный и поникший на сторону, показался на краю неба (И. Бунин).

4) Дом не походил на дачный; это был обыкновенный деревенский дом, небольшой, но удобный и покойный (И. Бунин).

Ответ: 1

2. Укажите предложение, осложнённое обособленным дополнением.

1) Я с шумом отодвинул кресло, быстро застегнул на все пуговицы пиджак и, заложив руки в карманы, заходил по комнате (И. Бунин).

2) Маша не хотела уходить из зимнего сада, представляя себя маленькой феей волшебной страны Джиннистана, которая может при желании порхать с цветка на цветок (Д. Вересов).

3) Ветер торопливо шуршал и бежал, путаясь в кукурузе, лошади быстро неслись ему навстречу (И. Бунин).

4) Много есть на свете, кроме нашей страны, всяких государств и земель, но одна у человека мать, одна у него и Родина (К. Ушинский).

Ответ: 4

3. Укажите предложение, в котором обособленное обстоятельство выражено существительным.

1) Ласточки низко носились над степью, задевая крыльями жёлтую траву.

2) Несмотря на свои скромные средства, он постарался обставить своё путешествие всеми доступными для него способами.

3) Надвинулись тучи, сливаясь с темнотою леса (И. Бунин).

4) Свежий ветер мчался по степи, в брызги разбивая сплошные струи дождя.

Ответ: 2

4. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, обозначающие запятые при обособленном обстоятельстве?

Надвигается ненастный вечер,(1) и бессильно качается чайка по ветру,( 2) всё дальше уходит, (3) белея в тумане, (4) от берега в море... (И. Бунин)

1) 1, 2, 3

2) 2, 3, 4

3) 2, 4

4) 3, 4

Ответ: 4

5. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Прилетел журавль(1) и сел на той стороне речки(2) в жёлтом болоте(3) среди кочек и стал(4) наклонившись(5) разгуливать.

1) 1

2) 2, 3

3) 1, 4

4) 4, 5

Ответ: 4

6. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Не спеша(1) работая вёслами(2) и прислушиваясь к замирающему звону(3) мы говорили о путешествии в Савойю.

1) 1

2) 2

3) 3

4) 2, 3

Ответ: 3

7. Укажите правильное объяснение постановки запятой или её отсутствия в предложении

Дождь лил () ровно и однообразно шумя по траве и деревьям (И. Бунин).

1) запятая ставится: выделяется причастный оборот

2) запятая ставится: выделяется одиночное деепричастие

3) запятая ставится: выделяется деепричастный оборот

4) запятая не ставится: простое предложение ничем не осложнено

Ответ: 3

8. Укажите предложение, в котором обстоятельство не обособляется (знаки препинания не расставлены).

1) Теряющееся в пространстве море лежало глубоко внизу далеко белея сквозь сумрак бегущими к земле гривами пены.

2) Мы сломя голову неслись за ним по глубоким ухабам и выбоинам.

3) Этот же ветер шумно и весело пойдёт по берёзовым лесам в блеске весеннего солнца пробуждая природу от зимнего сна.

4) Жёлтый месяц поздней ночи опускаясь на юг замер на бледной завесе мглы и глядел из широко раскинутого кольца.

Ответ: 2

9. Укажите правильное объяснение отсутствия обособления обстоятельства в предложении Пришли туда и сели рядом друг с другом и держась за руки.

1) деепричастие имеет значение наречия

2) деепричастие входит в состав фразеологизма

3) деепричастие включено в однородный ряд членов предложения

4) деепричастие тесно связано с глаголом-сказуемым

Ответ: 3

10. В каком варианте ответа правильно указаны и объяснены запятые?

Выйдя на набережную (1) мы невольно остановились в том радостном изумлении, которое испытываешь всегда(2) внезапно(3) увидав(4) простор моря или долин с высоты.

1) 1, 2 — выделяются два деепричастных оборота

2) 1, 2, 3 — выделяются деепричастный оборот и одиночное деепричастие

3) 1, 3, 4 — выделяются деепричастный оборот и одиночное деепричастие

4) 1, 4 — выделяются два деепричастных оборота

Ответ: 1

11. В каком варианте ответа правильно указаны и объяснены запятые?

Охотник постоял немного(1) прислушиваясь к звукам весеннего леса(2) и(3) улыбнувшись про себя(4) зашагал ещё быстрее.

1) 1, 2, 3, 4 — выделяются два деепричастных оборота

2) 1, 2, 3, 4 — выделяются деепричастный оборот и одиночное деепричастие

3) 1, 4 — выделяется деепричастный оборот

4) 1, 4 — выделяются два деепричастных оборота

Ответ: 1

12. Установите соответствие между условием обособления обстоятельства и предложением и запишите ответ.

1. Обособляется одиночное деепричастие.

2. Обособляется оборот со значением исключения.

3. Обособляется деепричастный оборот.

4. Обособляется оборот со значением замещения.

A. Чайка с криком бросалась между волнами, плавно скользя по воде в их ухабы, выносилась на новой волне до высокого гребня (И. Бунин).

Б. Отвернувшись, он начал смотреть на готовящийся к отплытию пароход.

B. Кроме большого дома в Замоскворечье, ничто не напоминало о ночной схватке.

Г. Вместо хохота, я услышал робко срывающийся, как будто чужой голос.

Ответ: 1 Б, 2 В, 3 А, 4 Г

Прочитайте текст и выполните задания 13 — 15.

(1)Я остановился на опушке. (2)Когда стоишь так один, не шевелясь, лицом к лицу с природой, то овладевает странное чувство. (3)Кажется, что она не замечает тебя, и ты, пользуясь этим, вот-вот сейчас увидишь и узнаешь какую-то самую её сокровенную тайну. (4)И тогда всё окружающее кажется необычным и полным этой тайны. (5)Не замечая человека, всё как будто ожило и зажило свободно, не скрываясь... (6)Ветер мягко пронёсся по матово-зелёной ржи и перебежал в осины. (7)Осины зашептались, заволновались, вздрагивая листьями. (8)Облако белых пушинок сорвалось с их серёжек и, словно сговорившись с ветром, весело понеслось в темнеющую чащу.

(По В. Вересаеву)

13. Укажите номера предложений, в которых есть обособленное обстоятельство.

Ответ: 2, 3, 5, 7, 8

14. В приведённом ниже предложении из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при обособленном обстоятельстве.

Кажется,(1) что она не замечает тебя,(2) и ты,(3) пользуясь этим,(4) вот-вот сейчас увидишь и узнаешь какую-то самую её сокровенную тайну.

Ответ: 3, 4

15. Напишите номер предложения, соответствующего схеме

Image

(На схеме отсутствуют второстепенные необособленные члены предложения.)

Ответ: 8

Обособленные члены предложения (обобщение)

Вариант 1

1. Укажите вид осложнения приведённого ниже предложения.

В особенности трепетно-радостна была осина, когда упавшая сверху одна капля приводила в движенье чуткий лист, и так всё ниже, всё сильнее вся осина, в полном безветрии сверкая, дрожала от падающей капели (М. Пришвин).

1) обособленное определение

2) обособленное приложение

3) обособленное обстоятельство

4) обособленное дополнение

Ответ: 3

2. Укажите правильное объяснение постановки запятой или её отсутствия в предложении

Стиснутая чёрными чащами и освещённая впереди паровозом () дорога похожа па бесконечный туннель (И. Бунин).

1) обособление отсутствует: простое предложение ничем не осложнено

2) обособляется обстоятельство, выраженное деепричастным оборотом

3) обособляется определение, относящееся к личному местоимению

4) обособляется определение, стоящее перед определяемым существительным и имеющее добавочное обстоятельственное значение

Ответ: 4

3. В каком варианте ответа правильно указаны и объяснены запятые? (Знаки препинания расставлены частично.)

В некоторых местах от вчерашнего льда остался слой, подобный летней ряске: чайки плывут по нему(1) оставляя след за собой(2) но мыши(3) удравшие с берега(4) по такой ледяной кашице бегут(5) не проваливаясь.

1) 1, 2, 3, 4 — выделяются деепричастный оборот и причастный оборот

2) 3, 4 — выделяется причастный оборот

3) 1, 2, 3, 4, 5 — выделяются деепричастный оборот, причастный оборот и одиночное деепричастие

4) 1, 2, 5 — выделяются два деепричастных оборота

Ответ: 1

4. В каком варианте ответа правильно указаны и объяснены запятые? (Знаки препинания расставлены частично.)

Поезд под уклон бежал всё быстрее и быстрее, и(1) стоя у окна(2) я упивался ароматным ветром(3) ласкавшим(4) и(5) мягко бившим мне в лицо.

1) 1, 2 — выделяется деепричастный оборот

2) 1, 2, 3 — выделяются деепричастный оборот и причастный оборот

3) 1, 2, 3, 4, 5 — выделяются деепричастный оборот и два причастных оборота

4) 3, 4, 5 — выделяются два причастных оборота

Ответ: 2

5. Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую. (Знаки препинания не расставлены.)

1) В этой тёплой мгле напоённой летними запахами громадный пароход вольно и бесшумно мчался вперёд.

2) При моём движении зайцы переглянулись и не спеша отбежали к кустам ракитника.

3) Месяц сияя катился на них над блестевшей крышей тёмного старого дома.

4) Открылась впереди равнина неприветливого моря сверкавшая барашками под ненастным низким небом.

Ответ: 4

6. Укажите правильное объяснение отсутствия обособления в предложении Два жёлтых мотылька беззвучно и однообразно играют над склонившимися в оцепенении колосьями и травами.

1) определение стоит после неопределённого местоимения

2) определение стоит после определительного местоимения, тесно примыкая к нему

3) определение стоит перед определяемым словом и не имеет добавочных обстоятельственных оттенков значения

4) обстоятельство выражено фразеологическим оборотом

Ответ: 3

7. Укажите правильное объяснение отсутствия обособления в предложении Прежде каждого едущего по этой аллее издалека встречал страшный лай знаменитых дубровских овчарок.

1) определение стоит после неопределённого местоимения

2) определение выражено деепричастием, тесно связанным с глаголом-сказуемым

3) определение относится к определительному местоимению

4) обстоятельство выражено фразеологическим оборотом

Ответ: 3

8. Установите соответствие между условием обособления и предложением и запишите ответ.

1. Обособляется оборот со значением исключения.

2. Обособляется определение, относящееся к личному местоимению.

3. Обособляется определение с зависимыми словами, стоящее после определяемого слова.

4. Обособляется распространённое приложение, выраженное нарицательным именем существительным с зависимыми словами.

5. Обособляется деепричастный оборот.

A. В барском парке, прохваченном ночной сыростью, на низах стояли холодные синие тени и пахло прелым листом и яблоками (И. Бунин).

Б. В последнюю минуту Шмидт вместе со своим сыном, мальчиком шестнадцати лет, бросился в воду (К. Паустовский).

B. Всё дремало, наслаждаясь своей дремотой, только соловей томился своей сладкой песней (И. Бунин).

Г. Стройная и гибкая, она лёгким привычным движением руки захватила юбку чёрного платья (И. Бунин).

Д. Во дворе, кроме маленьких ребятишек, никого не было.

Ответ: 1 Д, 2 Г, 3 А, 4 Б, 5 В

9. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Листья(1) пригретые солнцем(2) слабо колеблясь(3) падали на тёмные(4) сырые дорожки (И. Бунин).

1) 3, 4

2) 1, 3

3) 1, 2, 3

4) 1, 2, 3, 4

Ответ: 3

10. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Потом(1) всё так же шумно нарушая весеннюю тишину леса(2) шуршанием в листве(3) поднимаюсь в гору по глубоким глинистым колеям(4) промытым половодьем,

1) 1, 4

2) 2, 3

3) 1, 3, 4

4) 1, 2, 3, 4

Ответ: 3

11. Укажите предложение, соответствующее схеме

Image

1) Издалека-издалека долетел до нас мерный и звонкий голос колокола, одиноко звонившего где-то в горах.

2) В дощатой сосновой каюте, горячо нагретой солнцем, весь день с неуловимой плавностью бежали по потолку светлые отражения реки.

3) Ступив на гравий, мы тотчас же отскочили в сторону от волны, разбившейся о камни.

4) Отворив дверь на балкон, мы почувствовали упоительную прохладу раннего осеннего утра. (И. Бунин)

Ответ: 3

12. Укажите номер схемы, соответствующей предложению (знаки препинания в предложении не расставлены).

Поглядев туда и повернувшись лицом к городу вступаешь в узкую улочку упирающуюся в богатый отель построенный когда-то Крупом и подаренный им одному из слуг.

Image

Ответ: 2

Прочитайте текст и выполните задания 13 —15.

(1)Обильная роса сразу обозначила все ловушки пауков: и воздушные, и наземные. (2)Сегодня я разобрал, что наземные ловушки тоже не так просты, как кажутся, что обыкновенно они представляют из себя маленькие шатры, вершина которых прицеплена к соломинке или цветку.

(3)Разглядывая первую воздушную ловушку, я добрался до телефонной станции. (4)Ловушка была устроена на ветке ивы, засохшей, потому что заяц обглодал её кору. (5)Телефонная же станция заключалась в скорченном засохшем листике, окрученном паутиной, вероятно, чтобы не развёртывался. (6)Сам хозяин сидел внутри и не выходил даже на колебания сигнальной паутины, вероятно, боялся росы, не дающей ходу паукам.

(По М. Пришвину)

13. Укажите номер(-а) предложения(-ий), в котором(-ых) есть обособленное обстоятельство.

Ответ: 3

14. В приведённом ниже предложении из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при обособленном определении.

Телефонная же станция заключалась в скорченном засохшем листике,(1) окрученном паутиной,(2) вероятно,(3) чтобы не развёртывался.

Ответ: 1, 2

15. Переделайте шестое (6) предложение текста так, чтобы обособленное определение стало необособленным. Запишите предложение, изменив его пунктуацию.

Ответ: Сам хозяин сидел внутри и не выходил даже на колебания сигнальной паутины, вероятно, боялся не дающей ходу паукам росы.

Вариант 2

1. Укажите вид осложнения приведённого ниже предложения.

Заслышав шорох, спрятался в кустах черныш*, в надежде, что авось мимо пройдёт человек, очарованный пустынностью такой никому не нужной земли (М. Пришвин).

1) обособленное определение и обособленное дополнение

2) обособленное обстоятельство

3) обособленное обстоятельство и обособленное определение

4) обособленное дополнение

Ответ: 3

* Черныш — птица семейства Бекасовых. Чуть крупнее скворца, 23 см в длину, с прямым клювом, спинная сторона чёрно-бурая, грудь и шея серые с пестринами, брюшко и надхвостье белые. Распространён на берегах лесных речек, ручьев и озёр, на лесных болотах почти по всей территории лесной и лесостепной зоны.

2. Укажите правильное объяснение постановки запятой или её отсутствия в предложении

Светляки золотистыми изумрудами тлели под кустами () задрёмывающими под таинственный шёпот кузнечиков (И. Бунин).

1) обособляется согласованное определение, стоящее после определяемого слова

2) обособляется обстоятельство, выраженное деепричастным оборотом

3) обособляется обстоятельство, выраженное одиночным деепричастием

4) обособляется приложение

Ответ: 1

3. В каком варианте ответа правильно указаны и объяснены запятые?

Маленькие осинки(1) буйно густые и лопоухие(2) побеждают даже траву (3) и вырастают(4) несмотря ни на что.

1) 1, 2, 3, 4 — выделяются обособленные определение и обстоятельство

2) 1, 2, 4 — выделяются обособленные определение и обстоятельство

3) 1, 4 — выделяется обособленное определение

4) 1, 2 — выделяется обособленное определение

Ответ: 2

4. В каком варианте ответа правильно указаны и объяснены запятые?

Долетающие до нас волны(1) с грохотом пушечных выстрелов(2) рушились на берег(3) и(4) убегая назад(5) увлекали спутанные водоросли.

1) 1, 4, 5 — выделяются обособленные определение и обстоятельство

2) 4, 5 — выделяется обособленное обстоятельство

3) 1, 3 — выделяется обособленное определение

4) 3, 5 — выделяется обособленное обстоятельство

Ответ: 2

5. Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую. (Знаки препинания не расставлены.)

1) Мириады мотыльков вьются над цветами и над жёсткими кустарниками тоже цветущими мелким цветом в какой-нибудь бесплодной лощине.

2) Вагон раскачиваясь и пружиня летел почти без остановок (И. Бунин).

3) Высокие запылённые тополя шумели от знойного ветра возле большого белого вокзала (И. Бунин).

4) Император Август посетил этот остров возвращаясь из сицилийского похода и был им очень пленён.

Ответ: 1

6. Укажите правильное объяснение отсутствия обособления в предложении В звёздном свете виднелись фигуры лежащих людей и наклонённых к траве лошадей.

1) определение стоит после неопределённого местоимения

2) обстоятельство выражено деепричастием, тесно связанным с глаголом-сказуемым

3) определение стоит перед определяемым словом и не имеет добавочных обстоятельственных оттенков значения

4) обстоятельство выражено фразеологическим оборотом

Ответ: 3

7. Укажите правильное объяснение отсутствия обособления в предложении Теперь ожидает меня что-то небывалое (И. Бунин).

1) определение стоит после неопределённого местоимения

2) определение стоит после определительного местоимения

3) определение стоит перед определяемым словом и не имеет добавочных обстоятельственных оттенков значения

4) обстоятельство выражено фразеологическим оборотом

Ответ: 1

8. Установите соответствие между условием обособления и предложением и запишите ответ.

1. Обособляется определение, относящееся к личному местоимению.

2. Обособляется распространённое приложение, выраженное нарицательным именем существительным с зависимыми словами.

3. Обособляется оборот со значением исключения.

4. Обособляется деепричастный оборот.

5. Обособляется определение с зависимыми словами, стоящее после определяемого слова.

А. Словно квадраты светлых горных хрусталей, сияют на солнце льдины, играя зеленоватыми и синими переливами...

Б. В комнате, кроме раздвижного покоробленного стола да четырёх продавленных соломенных стульев, не было никакой мебели.

В. Околдованный тишиной ночи, я отдавался в её полную власть.

Г. Издалека можно было различить фигуры женщин, работающих на картофельных полосах, медленно едущего по полю мужика (И. Бунин).

Д. Его сосед, знаменитый певец, с лицом екатерининского вельможи, делал ленивые, бесстрастные глаза: ревновал.

Ответ: 1 В, 2 Д, 3 Б, 4 А, 5 Г

9. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Мимо поляны(1) цветущей лютиками(2) пройдёшь(3) не обратив на неё особенного внимания.

1) 1, 2

2) 1, 3

3) 1, 2, 3

4) 2

Ответ: 3

10. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Солнечный зной(1) припекающий где-нибудь на склоне холма(2) обращённого к югу(3) ещё мешается с морской свежестью(4) тянущейся с севера.

1) 3, 4

2) 1, 3

3) 1, 2, 3

4) 1, 2, 3, 4

Ответ: 4

11. Укажите предложение, соответствующее схеме

Image

1) Лёгкие неопределённые облака, высоко стоявшие над двором, уже расходились.

2) Мы умылись и оделись быстро и вышли из отеля, освежённые крепким сном, готовые на какие угодно скитания и с молодым предчувствием чего-то хорошего.

3) Свежесть мокрых трав доносилась с поля, смешиваясь с запахом дыма.

4) Весело ехать по глубоким колеям, заросшим муравой, повиликой, какими-то белыми и жёлтыми цветами на длинных стеблях.

Ответ: 3

12. Укажите номер схемы, соответствующей предложению (знаки препинания в предложении не расставлены, а пропуски некоторых членов предложения отмечены многоточием).

В прозрачно-сумрачном воздухе колыхаясь и обгоняя друг друга неслись вдали белые пушинки ив и осин неслись без конца словно желая заполнить своими семенами весь мир (В. Вересаев).

Image

Ответ: 4

Прочитайте текст и выполните задания 13 — 15.

(1)Едва-едва высунувшись из земли, хмель должен постоянно озираться и шарить вокруг себя, ища, на какую бы опереться надёжную земную опору. (2)Хмель, ползя по земле, хватается за встречные травы, но они оказываются слабоватыми для него, и он ползёт, пресмыкаясь, всё дальше, шаря впереди себя чутким кончиком. (3)И если попадётся по пути дерево, телеграфный столб, нарочно подставленный шест, любая вертикаль, нацеленная в небо, хмель в течение одного дня взлетает до самого верха, а растущий конец его снова шарит вокруг себя. (4)Во всяком случае, когда мы натянули на наш дом параллельными струнами шпагат и когда хмель, немедленно воспользовавшись нашей помощью, полез по нему с проворностью матросов, карабкающихся по вантам*, всё же некоторые побеги, успевшие отклониться от стены, мне пришлось пригибать к шпагату и как бы показывать этот шпагат побегам.

(По В. Солоухину)

* Ва́нты — корабельные снасти. Изготавливаются из стального или пенькового троса и служат для укрепления мачты.

13. Укажите номера предложений, в которых есть обособленное обстоятельство.

Ответ: 1, 2, 4

14. В приведённом ниже предложении из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при обособленном определении.

И если попадётся по пути дерево,(1) телеграфный столб,(2) нарочно подставленный шест,(3) любая вертикаль,(4) нацеленная в небо,(5) хмель в течение одного дня взлетает до самого верха,(6) а растущий конец его снова шарит вокруг себя.

Ответ: 4, 5

15. Переделайте четвёртое (4) предложение текста так, чтобы обособленные определения стали необособленными. Запишите фрагмент предложения с необособленными определениями.

Ответ:

...всё же некоторые успевшие отклониться от стены побеги мне пришлось пригибать к шпагату и как бы показывать этот шпагат побегам.