Контрольные и проверочные работы по русскому языку 9 класс к учебнику Л. А. Тростенцовой и др. - Е. П. Черногрудова 2017
Сложное предложение. Культура речи
Контрольные работы
I
• Напишите диктант. Выполните задания.
Медведей в нашей местности тогда тоже было очень много, и охота за ними составляла большое удовольствие.
Когда случалось овладевать целым медвежьим гнездом, то из берлоги брали и привозили маленьких медвежат. Их обыкновенно держали в большом каменном сарае с маленькими окнами, проделанными под самой крышей. Окна эти были без стекол, с одними толстыми, железными решетками. Медвежата, бывало, до них вскарабкивались друг по дружке и висели, держась за железо своими цепкими, когтистыми лапами. Только таким образом они и могли выглядывать из своего заключения на вольный свет божий...
Из числа пленных медвежат всегда отбирали одного «умного», который представлялся наиболее смышленым и благонадежным по характеру. Такого отделяли от прочих собратий, и он жил на воле, то есть ему дозволялось ходить по двору и по парку, но главным образом он должен был содержать караульный пост у столба перед воротами... Жить такою привольною жизнью могли только особенно кроткие медведи, и то не всю их жизнь, а пока они не трогали ни кур, ни гусей, ни телят, ни человека.
Медведь, который нарушал спокойствие жителей, немедленно был осуждаем на смерть, и от этого приговора его ничто не могло избавить.
(По Н. С. Лескову)
Задания.
1) Выделите основы во всех сложных предложениях 2-го абзаца (для 1-го варианта) и 3-го абзаца (для 2-го варианта).
2) Проанализируйте первое и последнее предложения диктанта. Перечислите, чем они отличаются друг от друга с точки зрения структуры и использованных в них средств связи частей.
II
• Спишите, вставляя пропущенные буквы и знаки препинания. Выполните задание.
В лесу особый счет
В лесу особый сч..т своя особая ар..фмет..ка. Особые правила сл..жения и выч..тания. У нас вс..гда один плюс один буд..т два. А в лесу? Сложился тет..рев с тет..ревятником но вышло н.. два а ед..ница с..ел тет..рева тет..ревятник! Отнял сорокопут хвост у ящ..рицы а у нее на мест.. одного хв..ста сразу два выр..сло! Пр..бавила кукушка к пятку чужих яич..к свое шестое а птенч..ков н.. (пол)дюжины выр..сло а всего один! В лесу так все одно к одному п..догнано — что н.. добавить и н.. убавить. Лучше и н.. касат..ся: а то раздел..шь не так — и ни пуха тебе н.. пера!
Разг..вариваю с л..гушкой. Л..гушка отвеча..т «всем своим видом». Она с..дит в солнеч..ном пятн..шке на краю лужи и блаженству..т. Я навел на л..гушку тень и она всем своим видом сказала «плохо». Есть такой (все)планетный молч..ливый язык «друг» «враг» «хорошо» «плохо». Я стал тыкать л..гушку прут..ком. «Враг!» сказала л..гушка. Все завис..ло от меня (н..)наводи я тень (н..)тыч.. прут..ком и л..гушка сказала бы «друг».
Д..ревья молчат цветы и травы м..лчат м..лчат жуки и бабоч..ки но обр..тись к ним — и они отз..вут..ся. Молча заг..ворят. Всем своим видом. И ты поймеш.. их без слов как пон..ма..ш.. очень бли..кого ч..ловека.
(По рассказам Н. Сладкова)
Задание.
Выделите основы и постройте схемы всех сложных предложений.