Контрольные и проверочные работы по русскому языку 9 класс к учебнику Л. А. Тростенцовой и др. - Е. П. Черногрудова 2017

Сложное предложение. Культура речи
Сложносочиненные предложения
Смысловые отношения в сложносочиненных предложениях

1. Определите количество простых предложений, входящих в состав ССП, выделив их грамматические основы и союзы, которыми они соединяются.

Вариант 1

1) Судьба забросила меня на целых шесть месяцев в глухую деревушку Волынской губернии, на окраину Полесья, и охота была единственным моим занятием и удовольствием. 2) От скуки я сделал попытку познакомиться с местной интеллигенцией в лице ксендза... местного урядника и конторщика соседнего имения... но ничего из этого не вышло. 3) Каждый день дул страшный ветер, а за ночь на снегу образовывался твердый льдистый слой наста...

(А. Куприн)

Вариант 2

1) Ветер забирался в пустые комнаты и в печные воющие трубы, и старый дом, весь расшатанный, дырявый, полуразвалившийся, вдруг оживлялся странными звуками. 2) Она не касалась полом земли, а была построена на сваях, но одна сторона ее от времени осела, и это придавало избушке хромой и печальный вид. 3) Ни совы, ни черного кота я не заметил, но зато с печки два рябых солидных скворца глядели на меня с удивленным и недоверчивым видом.

(А. Куприн)

2. Проанализируйте значение ССП и союзы, которые в них используются, и определите, к каким группам относятся ССП.

Вариант 1

1) Олеся села опять за пряжу, а я поместился около нее на низкой, короткой и очень шаткой скамеечке. 2) Ну, уж этого я не знаю, да и не вы это сделаете. 3) Сильную нужду будете терпеть, однако под конец жизни судьба ваша переменится через смерть какого-то близкого вам человека и совсем для вас неожиданно.

(А. Куприн)

Вариант 2

1) Левой рукой Олеся быстро сучила белую, мягкую, как шелк, кудель, а в правой у нее с легким жужжанием крутилось веретено... 2) У меня там теперь и души знакомой нет, да и пачпорта наши просрочены-распросрочены. 3) Теперь будто бы купил лес новый помещик и будто бы хочет он какие-то болота, что ли, сушить.

(А. Куприн)

3. Составьте из приведенных простых предложений ССП, соединяя их подходящими по смыслу союзами. Запишите получившиеся предложения, расставляя знаки препинания.

Вариант 1

1) На прощанье я протянул ей руку. ... Ее маленькая крепкая рука ответила мне сильным, дружеским пожатием. 2) Тебе дело говорят. ... Ты нос воротишь. 3) В моем присутствии она отдавалась работе с напряженной деловитостью. ... Часто я наблюдал ее вдруг опущенные бессильно вдоль колен руки и глаза, неподвижно устремленные вниз.

(А. Куприн)

Вариант 2

1) Мы уселись рядом. ... Олеся принялась подробно и заботливо расспрашивать меня о ходе моей болезни. 2) Ты только что выздоровел. ... Я тебя до сих пор в лесу держу. 3) Мне неудержимо захотелось побежать вслед за Олесей догнать ее. ... Я сдержал свой неожиданный порыв.

(А. Куприн)

4. Перепишите данные ССП в порядке, соответствующем количеству входящих в них частей — от меньшего к большему. Вставьте пропущенные буквы и знаки препинания. Определите отношения, которые устанавливаются между частями этих предложений.

Вариант 1

1) Она ст..ралась казаться сп..койной но ее брови сдвинулись и задр..жали а зубы крепко пр..кусили нижнюю губу. 2) Тонкие ств..лы берез б..лели ре..ко и ..тчетливо а на их ре..кую л..ству как бу..то были наброшены сер..бристые пр..зрачные газовые п..кровы и м..стами свет вовсе не пр..никал под густой навес с..сновых в..твей. 3) Я ведь х..тела тебя попр..сить больше не пр..ходить а тут как раз ты заб..лел и я тебя чуть не полмесяца не вид..ла и меня по тебе т..ска обуяла...

(А. Куприн)

Вариант 2

1)  Я с отча..нием метался г..ловой по п..душке но вот опять овлад..вала мною тонкая др..мота и опять мозг мой делался игралищем пестрого к..шмара и опять через две м..нуты я пр..сыпался охваче..ый смертельн..й т..ской. 2)      Она взд..хнула и вдруг ее руки быстр.. и крепко обв..лись в..круг м..ей шеи и мои губы сла..ко обжег т..р..пливый др..жащий ш..пот Олеси. 3) Она подняла кверху свое л..цо и все оно св..тилось томной, медле..ой улыбк..й.

(А. Куприн)