Контрольные и проверочные работы по русскому языку 9 класс к учебнику Л. А. Тростенцовой и др. - Е. П. Черногрудова 2017
Сложное предложение. Культура речи
Сложносочиненные предложения
Контрольные работы
I
Диктант
• Напишите диктант. Выполните задания.
В давнее время храм Озириса и Изиды отличался небольшими размерами и беднотою и был выдолблен в глубине горы. Узкий подземный коридор вел к нему снаружи.
Прежний алтарь так и остался неприкосновенным в своей первоначальной суровой простоте, вместе со множеством маленьких покоев, окружавших его и служивших для сохранения сокровищ, жертвенных предметов и священных принадлежностей, а также для особых тайных целей.
Зато поистине был великолепен наружный двор с четырехсторонней колоннадой из двадцати четырех колонн. Еще пышнее была устроена внутренняя подземная... зала для молящихся. Ее мозаичный пол весь был украшен искусными изображениями рыб, зверей, земноводных и пресмыкающихся. Потолок же был покрыт голубой глазурью, и на нем сияло золотое солнце, светилась серебряная луна, мерцали бесчисленные звезды, и парили на распростертых крыльях птицы. Пол был землею, потолок — небом, а их соединяли круглые и многогранные колонны. И так как все колонны завершались капителями в виде нежных цветов лотоса или тонких свертков папируса, то лежавший на них потолок действительно казался легким и воздушным, как небо.
Стены до высоты человеческого роста были обложены красными гранитными плитами. Выше, до самого потолка, стены так же, как и колонны, пестрели резными и раскрашенными изображениями с символами богов обоих Египтов...
(По повести А. И. Куприна «Суламифь»)
Задания.
1) Выделите грамматические основы во всех ССП текста.
2) Определите союзы, соединяющие простые предложения, входящие в состав ССП.
3) Начертите схему одного из ССП.
4) Докажите, что четвертое предложение третьего абзаца не является ССП (выполните синтаксический разбор этого предложения).
II
Творческое задание
Напишите сочинение о виденном вами памятнике архитектуры, используя ССП различной структуры и с разными типами союзов. Определите тип речи вашего сочинения, поясните свой ответ, докажите примерами из текста.